Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства
судебные акты не входят в состав источников права в РФ. Однако Верховный Суд РФ, как суд высшей инстанции, обобщая судебную практику, принимает постановления, которые применяются в качестве «руководящих разъяснений» судами низшей инстанции. Из-за пробелов в законодательстве указанные постановления имеют большое значение. В трудовом праве РФ существует много моментов, когда практическое применение норм Трудового кодекса РФ к конкретным правоотношениям порождает множество вопросов.
Своими постановлениями Верховный Суд приводит к единообразию применения трудового законодательства судами при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Так, Пленумом Верховного Суда РФ принято постановление от 17 марта 2004 г. №2, «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Оно принято в целях обеспечения правильного применения судами положений Трудового кодекса РФ при разрешении трудовых споров.
Также в соответствии с этим Постановлением судам при разрешении трудовых споров необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлениях от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. №5 «О применении суда ми общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».
Акты Конституционного Суда РФ также не являются источниками права, однако решения его играют важную роль в правоприменительной практике. Если Конституционным Судом НПА или отдельные его положения признаны несоответствующими Конституции РФ, то они утрачивают юридическую силу. Решения Конституционного суда вступают в силу незамедлительно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
Существенное значение для развития понятийного аппарата трудового права имеют решения судов первой инстанции, а также определения судов кассационной и надзорной инстанций по конкретным делам, в особенности те из них, которые публикуются в обзорах и обобщениях судебной практики. Однако в отличие от руководящих постановлений пленума Верховного суда, имеющих для судов обязательный характер, правоположения, выработанные в ходе разрешения трудовых споров, имеют характер рекомендательного судебного толкования. Особый интерес представляют решения судов, содержащих интерпретацию оценочных понятий, не конкретизированных в нормативных актах. И хотя такие понятия толкуются применительно к конкретным обстоятельствам дела, в некоторых случаях они могут служить примером и для других аналогичных ситуаций.
16. Принципы трудового права.
в ст. 2 Трудового кодекса:
1. свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду;
2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Принудительный труд, – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания, в том числе:
• в целях поддержания трудовой дисциплины;
• в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
• средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
• меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной системе;
• меры дискриминации по признакам расовой, национальной или религиозной принадлежности.
принудительный труд не включает в себя работу:
а. выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе; введением чрезвычайного или военного положения;
б. выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств; вследствие вступившего в законную силу приговора суда.
3. защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
4. обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, права на отдых, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
5. равенство прав и возможностей работников;
6. обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, и не ниже МРОТ;
7. равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
8. права работников и работодателей на объединение, включая право создавать профсоюзы;
9. права работников на участие в управлении организацией;
10. сочетание государственного и договорного регулирования отношений;
11. социальное партнерство;
12. обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей;
13. установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, надзора и контроль за их соблюдением;
14. обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную;
15. права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
16. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора,;
17. права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль;
18. права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
19. права на обязательное социальное страхование работников.