Методические указания для курсантов по подготовке к семинару. Вопрос о понятии и системе следственных действий представляет собой не только учебную, но и научную проблему
Вопрос о понятии и системе следственных действий представляет собой не только учебную, но и научную проблему, поэтому обладает повышенной сложностью. Определение и систему следственных действий (далее – СД) надо выводить из сущностных свойств СД, которые разрабатываются в научной литературе. Порядок раскрытия вопроса может быть таким: а) констатация отсутствия в законе однозначных предписаний на этот счет; б) подчеркивание значения четкого понимания СД и их видов; в) выделение бесспорного признака СД – направленность на собирание доказательств (ст. 86 УПК РФ); г) формулирование других признаков (критериев) СД; д) формулирование на их основе определения. «Базовая» система СД может быть сформирована из наименований глав 24-27 УПК РФ, в которых приведено тринадцать действий. Затем путем критического анализа отдельных процессуальных действий, имеющих выраженные признаки СД, эта система может дополняться или изменяться. Завершить ответ целесообразно оценкой перспектив развития системы СД. С учетом усвоенной информации легко выстроить сравнение СД с розыскными действиями и ОРМ.
В ст. 164 УПК РФ регламентируются общие правила производства СД. В литературе положения этой статьи интерпретируются по-разному. Кафедра с учетом смыслового единства отдельных норм выделяем четыре правила (см. лекцию). Общие условия предопределяют законность и правомерность проведения СД в целом, как фрагментов УСП. Разграничение этих понятий («общие правила», «общие условия») не слишком строгое и они частично перекликаются. Судебный порядок получения разрешения на производство СД необходимо не только воспроизвести, но и осмыслить с позиций его эффективности.
При уяснении отдельных СД и освещении их на занятиях целесообразно придерживаться следующей примерной структуры ответа.
1. Нормативная основа; 2. Понятие. Здесь следует не только привести определение СД, но и в тех случаях, когда отнесение его к числу таковых поддерживается не всеми юристами, привести аргументы в пользу своей позиции. При необходимости назвать виды СД; 3. Фактическое основание (какие сведения будут достаточными для принятия решения о производстве СД); 4. Правовое основание (требуется вынесение постановления или нет; если требуется, то каким субъектом принимается решение и каков уровень согласования; в том случае, когда СД производится на основании судебного решения кратко назвать основные элементы процедуры судебного контроля); 5. Участники СД (важно обратить внимание в отношении каких лиц может быть проведено СД – имеют они процессуальный статус или нет; кто участвует или вправе участвовать; самостоятельный акцент сделать на наличие понятых). Права участников; 6. Порядок производства СД, т. е. изложение собственно процедуры (в зависимости от вида СД тот или иной его фрагмент может быть детализирован в большей или меньшей степени); 7. Применение принуждения (общий тезис о том, что каждое СД обеспечивается государственным принуждением, должен быть конкретизирован); 8. Процессуальное оформление хода СД (протоколирование и применение дополнительных средств фиксации результатов СД); 9. Вид доказательства, получаемый по итогам СД; 10. Гарантии прав участников СД. Возможность обжалования; 11. Сравнение с близкими по целям и сущности СД (вычленение общих и отличительных черт); 12. Отграничение от ОРМ, имеющих в основе сходные методы познания действительности.
Общая рекомендация: при освещении СД необходимо учитывать контекст обсуждения на семинаре. Например, если при характеристике какого-либо вопроса частично была затронута информация, относящаяся к другому вопросу, то можно не повторяться, а сослаться на предшествующее обсуждение, дополнив и конкретизировав его.
При характеристике осмотра обратить внимание на его сущностные признаки, выраженные в ч. 2 ст. 180 УПК РФ. Их пониманию способствует осмысление фабулы задачи № 139.
Задание для самостоятельной работы
В рабочих тетрадях письменно решить задачи: 139, 140, 141.
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Эксгумация: понятие, основание, порядок.
2. Освидетельствование: понятие, основание, порядок. Соотношение с личным обыском и судебно-медицинским обследованием.
3. Следственный эксперимент: понятие, виды, основание, порядок.
Задачи: 142, 143, 144, 145, 149.