Критерии оценки сформированности мотивов физкультурной активности личности
Для определения эффективности системы факторов по формированию мотивов личности в ФК применяют определенные критерии и показатели[145] (Рис. 14).
Комплексный показатель сформированности физкультурных целей: - постановка ближних целей; - постановка перспективных целей; - соотношение целей материального и духовного существования личности; - постановка целей-объектов; - постановка целей-средств; - уровень реализации целей |
Комплексный показатель сформированности физкультурных интересов: 1. Степень сформированности когнитивного компонента. 2. Степень сформированности чувственно-эмоционального компонента. 3. Степень сформированности поведенческого компонента. |
Комплексный показатель сфор-мированности физкультурных потребностей: - содержание потребностей личности; - предпочтительная значимость одних потребностей относительно других; - определение ранга базовых физкультурных потребностей в структуре потребностей личности; - связь базовых физкультурных потребностей со степенью и уровнем активности личности в области физической культуры. |
интегральный критерий мотивационной сферы личности в физической культуре |
Рис. 14. Общая модель критериев и показателей мотивационной сферы личности в ФК
Комплексный показатель оценки сформированности физкультурных потребностей и целей включает группу простых показателей, отражающих наличие и иерархию данных мотивов в содержании мотивационной сферы личности.
Комплексный показатель сформированности физкультурного интереса включает группу показателей, отражающих сформированность отдельных его компонентов:
1) Степень сформированности когнитивного компонента интереса – это наличие знаний о закономерностях функционирования и развития организма человека; о потребностях общества, государства в физически совершенных и здоровых гражданах, тружениках, защитниках Родины; о развитии физических качеств и двигательных способностей; о состоянии соматического, психического и социального здоровья современного человека; о физических и психических качествах, необходимых в будущей или настоящей профессии, военном деле; о ЗОЖ, режиме труда, учебы и отдыха, гигиене человека как условиях его нормальной жизнедеятельности; о воздействии физических упражнений на физическое состояние и духовное развитие человека; о методике занятий физическими упражнениями; об организации и проведении ФСМ.
2) Степень сформированности чувственно-эмоционального компонента – это удовлетворенность объемом и содержанием знаний в области ФК, организацией, двигательными, чувственно-эмоциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими аспектами деятельности, удовлетворенность ее результатами;
3) Степень сформированности поведенческого компонента – это значимость (место, ранг) физкультурной деятельности среди других способов удовлетворения потребностей личности; выбор занятий физическими упражнениями в качестве предпочтительного средства удовлетворения потребностей; самооценка личностью наличия и уровня способностей, необходимых для занятий физическими упражнениями и конкретным их видом; предпочтительная склонность к определенному виду и форме физкультурной деятельности; оценка и самооценка овладением технологией деятельности и достигнутых результатов.
Высокая степень сформированности физкультурного интереса характеризуется наличием всех или большинства элементов и компонентов интереса. Средняя – наличием противоречий в отдельных его элементах и компонентах с преобладанием положительной ориентации на физкультурную деятельность. Низкая степень характеризуется выраженными противоречиями в его компонентах с нейтральной или отрицательной ориентацией на занятия физическими упражнениями. Применение данных критериев позволяет определить качество учебно-педагогического процесса по воздействию на сознание и поведение личности в области ФК.
Методами изучения мотивации физкультурной активности личности являются опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
Контрольные вопросы и темы для закрепления материала
1. Чтопредставляет собой ФА, ее виды и уровни?
2. Что представляет собой мотивация активности личности в ФК?
3. Какие существуют критерии оценки ФА?
4. Что такое «мотив», каковы его основные виды в физкультурной деятельности личности?
5. Что представляют собой базовые физкультурные потребности?
6. Что понимается под физкультурными интересами, их основные виды?
7. Что представляют собой цели как мотивы физкультурной активности личности, их виды и процесс формирования?
8. Какие бывают группы факторов ориентации личности на физкультурную деятельность?
9. Какие закономерности процесса социально-педагогического ориентирования личности на ФК?
10. Каковы критерии оценки эффективности факторов ориентации в области ФК?
Рекомендуемая литература
1. Кривцун-Левшина, Л.Н. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие / Л.Н. Кривцун-Левшина, И.В. Котляров. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – С. 131–134.
2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособ. / Л.И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 90–121.
3. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М.: Просвещение, 1984. – С. 109;
4. Соколов, В.А. Источники физкультурно-спортивной активности молодежи / В.А. Соколов. – Минск: Полымя, 1987. – 102 с.
5. Социология физической культуры: учеб. пособ. / автор-состав. Л.Н. Кривцун-Левшина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – С. 126–130, 141–142.
6. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн.: Тесей, 2003. – С. 88–110.