Практика относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………
1.1. Общие сведения ………………………………………..…………………………...
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ………………………………………………………………………….
1. 3. Место практики в структуре образовательной программы ……………………..
1.4. Цель и задачи практики ……………………………………………………………
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики ….
2. Содержание практики ……………………………………………………………...
3. Формы отчетности по практике ………………………………………...………...
4. Фонд оценочных средств по практике ………………………..………………….
5. Учебно-методическое обеспечение практики …………………………...………
6. Перечень информационных технологий …………………………………………
7. Описание материально-технической базы ……………...……………………….
8. Методические указания …………………………………………………………….
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения о практике
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения | Форма обучения | |
очная | заочная | |
Вид практики1 | производственная | |
Название практики2 | Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (проектная) – «Организация работы с педагогическим коллективом» | |
Место проведения практики3 | Образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования | |
Курс | 4 курс | 4 курс |
Семестр | 7 семестр | 7 семестр |
Способ проведения4 | Стационарная | |
Форма (формы) проведения5 | Непрерывно | |
Объем практики в зачетных единицах | 6 ЗЕТ | |
Продолжительность в неделях (часах) | 4 недели (108 часов) | |
Календарный срок | 01.12-28.12 | 22.09 – 19.10 |
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики (в соответствии в ФГОС ВО): педагогическая, проектная, исследовательская.
1.3. Место практики в структуре образовательной программы.
Практика относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы.
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.
Образовательная программа предполагает следующую систему практик (табл.2):
Таблица 2
Система практик при освоении образовательной программы
№ п/п | Название практики | Вид практики | Место практики в учебном плане | Формируемые компетенции | ||||
Курс | Семестр | Сроки | Кол-во недель | Трудоемкость в ЗЕТ | ||||
Организация работы с детьми раннего возраста | производственная | 09.02-22.02 | ПК-1,2,3,4,5 | |||||
Организация работы с детьми в летний период в ДОУ | производственная | 06.07-19.07 | ПК-4 ПК-5 | |||||
Организация работы с детьми в качестве воспитателя ДОУ | производственная | 30.03-10.05 | ПК-2,3,4,5,7 | |||||
Первые дни ребенка в шкое | производственная | 08.09-15.09 | 1,5 | ПК-3,6 | ||||
Организация работы с педагогическим коллективом ДОУ | производственная | 01.12-28.12 | ОК-16 ОПК-3,4,5,6 |
Практика проводится на завершающем этапе теоретической подготовки выпускника по профилю «Дошкольное образование», на четвертом курсе в 8 семестре. Продолжительность практики 4 недели, трудоемкость в зачетных единицах – 6 зет.
Реализация задач практики обеспечивается успешным освоением студентом таких дисциплин, как «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Правовые основы управления и организация финансово-хозяйственной деятельности в ДОУ», «Психологические основы управления дошкольным образованием», «Методическая работа в ДОУ». Необходимым условием прохождения практики является также компетентность студентов в области дошкольной педагогики и методик дошкольного образования, комплекс умений и опыта деятельности, приобретенных в ходе предшествующих видов практики «Организация работы с детьми в летний период», «Организация работы с детьми в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения».
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании студента.
В период прохождения практики происходит формирование профессиональных компетенций, которые обеспечивает готовность студента к параллельному освоению дисциплины «Правовые основы управления и организация финансово-хозяйственной деятельности», обеспечивающей углубление и расширение его управленческой подготовки, а также выполнение выпускной квалификационной работы.
1.4. Цель и задачи практики.
Цель практики – формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, практической готовности студентов к решению профессионально-управленческих задач в сфере организации работы с педагогическими кадрами и методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи практики:
1. Становление целостных представлений студента о своеобразии управленческой и методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, о ее социальной значимости и социальной ответственности субъектов этой деятельности.
2. Развитие основных методических и управленческих умений студентов: анализировать, планировать, организовывать, и контролировать процесс, условия и результаты образовательного процесса, а также руководить деятельностью педагогов ДОУ.
3. Развитие умений проектировать и составлять различные локальные акты по образовательной деятельности ДОУ, разрабатывать варианты совершенствования системы управления и методического сопровождения в ДОУ.
4. Совершенствование умений студентов взаимодействовать с субъектами управленческого и образовательного процесса в условиях решения профессионально-управленческих задач.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики.
Таблица 3
Перечень планируемых результатов практики
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1. | ОПК-2 - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся | В/01.5- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития. А/01.6 - Осуществление деятельности в соответствии с ФГОС; -разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии в реальной и виртуальной среде; - знать способы оценки образовательных результатов; -соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. В01.5- Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды | З.1: сущность, задачи, принципы методической работы в ДОУ З.2: перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты | У.1: оценивать и анализировать уровень профессиональной компетентности педагогов У.2: разрабатывать персонифицированные программы и планы повышения компетентности педагогов | В.1:способен к проектированию содержания методической работы с педагогами ДОУ с учетом конкретных условий |
2. | ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов | З.3: ФГОС ДО как основание для организации образовательного процесса и работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов | У.3: конструировать содержание образования разрабатывать методические мероприятия и материалы для педагогов У.4:- осуществлять планирование и организацию профессиональной деятельности, контроль качества управленческих решений | В.2: способен к проектированию содержания методической работы с педагогами ДОУ и его реализации в конкретном ДОУ | |
… | ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | З.4: современные диагностические технологии, методы работы с педагогами, в том числе интерактивные | У.5: анализировать ход и результаты педагогической и образовательной деятельности и определять перспективы её развития | В.3.: навыками анализа, отбора и применения различных технологий, соответствующих особенностям педагогов | |
ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета | З.5:-возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий | У.6: учитывать различные ресурсы для принятия управленческого решения (самостоятельно и в качестве члена коллектива) | В.4- навыками взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества образовательного процесса В.5- способами осуществления профессионального самообразования и личностного роста |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание практики направления представлено в таблице 4.
Таблица 4
Содержание практики
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Учебно-методическое обеспечение3 | Код компетенции | ||
на базе практики1 | самостоятельная работа2 | |||||
Вводный этап практики | ||||||
Установочная конференция: ознакомление с целями, задачами и содержанием практики, инструктаж по ТБиОТ Составление графика и индивидуального календарного плана практики Общее знакомство с ДОУ, изучение особенностей деятельности | ПК-2 ПК-4 | |||||
Основной этап практики | ||||||
Модуль 1 – аналитический: предполагает изучение особенностей осуществления в ДОУ методической работы с педагогическим коллективом по направлениям: кадровая политика, целеполагание и планирование деятельности коллектива, распределение обязанностей и делегирование полномочий, повышение профессиональной компетентности педагогов. Задания: - изучить функции заведующего и заместителя заведующего по УВР, распределение обязанностей, делегирование полномочий; - изучение кадрового состава, подходы к отбору, адаптации, обучению и аттестации кадров, мотивация персонала; - изучить организацию и формы методической работы в ДОУ, анализ активности членов педагогического коллектива, роль заместителя по УВР. | ОПК-2 ПК-2 | |||||
Модуль 2 – проектировочный предполагает работу студента по проектированию деятельности коллектива и отдельных сотрудников, разработку различных видов планов (годового, на месяц, конкретных методических мероприятий). Задания: - спроектировать деятельность ДОУ на учебный год по одной из годовых задач; - разработать программу тематического контроля по одной из годовых задач (или направлению образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО) - разработать план подготовки и проведения педагогического совета ДОУ; - разработать конспект методического мероприятия с педагогами ДОУ / родителями в нетрадиционной форме. | ОПК-2 ПК-1 ПК-4 | |||||
Модуль 3 – обучающий (продуктивный) предполагает - проведение методических мероприятий, направленных на организацию, контроль деятельности, обучение педагогов, мероприятий с родителями воспитанников: - провести тематический контроль на основе разработанной программы; - провести мероприятие в нетрадиционной форме с воспитателями /родителями воспитанников; - оформить информационный стенд для педагогов/ родителей по теме, определенной руководителями базового ДОУ (задание выполняется группой студентов) | ПК-1 ПК-2 | |||||
Итоговый этап практики | ||||||
Подготовка итогового письменного отчета и оформление материалов по практике Участие в итоговой конференции | ПК-2 ПК-4 | |||||
Итого:216 часов/6зет | ||||||