Программа самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Структура СРС

Код ОК Темы дисциплины Виды СРС Форма Объем учебной работы (часов)
К1 Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента Изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций СРС
К1, К3 Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания Изучение обязательной и дополнительной литературы / подготовка реферата СРС
К1 Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности Подготовка к текущему аудиторному занятию / тестирование СРС
К2, К3 Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом Выполнение индивидуальной практической работы / дневник самоконтроля КСР
К2, К3 Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями Выполнение индивидуальной практической работы / контактные часы / тестирование КСР
К3 Профессионально-прикладная физическая подготовка Письменная контрольная работа /реферат КСР
К1, К3 Общая физическая подготовка студента в учебно-образовательном процессе Письменная контрольная работа / тестирование КСР
  Итого    

Примечание: СРС – самостоятельная работа студента без участия преподавателя; КСР – контроль самостоятельной работы студента.

Содержание СРС (по выбору преподавателя)

Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента (10 часов)

Вопросы для самостоятельного изучения:

· Формирование физической культуры личности. Физическая культура в структуре профессионального образования.

· Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие. Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года.

· Подбор средств физической культуры для оптимизации сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

Тема 2. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности (15 часов)

Вопросы для самостоятельного изучения:

· Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие.

· Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья. Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирования здорового образа жизни.

· Развитие физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Тема 3. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности (28 часов)

Вопросы для самостоятельного изучения:

· Воздействие социально-экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и на жизнедеятельность человека.

· Основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность.

· Двигательная активность и ее влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды.

· Подбор средств физической культуры для оптимизации сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

· Медицинские показания и противопоказания при занятиях физическими упражнениями. Влияние различных заболеваний на личную работоспособность и самочувствие.

Тема 4. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом (52 часа)

Вопросы для самостоятельного изучения:

· Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма Контроль эффективности самостоятельных занятий. Коррекция содержания и методики занятий по результатам показателей контроля.

· Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

· Самооценка уровня и динамики общей физической подготовленности.

Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями (30 час)

Вопросы для самостоятельного изучения

· Планирование и организация самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития, акцентированное развитие отдельных физических качеств.

· Анализ динамики показателей контроля функционального состояния организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем). Коррекция содержания тренировочных занятий.

· Составление и обоснование индивидуальных комплексов физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием дозировки).

Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка (20 часа)

Вопросы для самостоятельного изучения:

· Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Основные и дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии.

· Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей и самостоятельных занятий физической культурой.

· Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Тема 7. Общая физическая подготовка студента в учебно-образовательном процессе (235 часов)

Вопросы для изучения и самостоятельной подготовки:

· Общая физическая подготовка. Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках. Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями.

· Возможность и условия коррекции общего физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.

· Ведение дневника самоконтроля. Самооценка уровня и динамики общей физической подготовленности.

· Составление и обоснование индивидуальных комплексов физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием дозировки).

· Развитие и совершенствование физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости и т.д.). Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

· Выполнение утренней гимнастики и комплекса ОРУ.

· Оздоровительная ходьба и бег.

· Дыхательные упражнения.

· Повышение уровня общей физической подготовленности – самостоятельные тренировочные занятия

Содержание видов СРС:

1. Подготовка к текущим аудиторным занятиям предусматривает изучение обязательной и дополнительной литературы, проработку текстовых и электронных материалов по теме лекций и семинаров, подготовку к практическому занятию. Студент перерабатывает содержание лекций, дополняет и расширяет представление, углубляет знание через соответствующие разделы учебников, первоисточников. Перед каждой темой 5-7 мин. посвящается контролю усвоения понятий, умения сопоставлять и аргументировать.

2. Выполнение индивидуальной практической (творческой, учебно-исследовательской) работы включает проведение, оценку, анализ результатов функциональных проб (рассуждение, которое содержит вывод о состоянии физического здоровья студента и рекомендации его укрепления), ведение дневника самоконтроля и составление индивидуальных программ занятий физической культурой (подбор видов, форм, методов и величины нагрузки согласно уровню физического здоровья и подготовленности, комплексов физических упражнений) и др. (см.раздел 7 программы).

3. Подготовка реферата (реферирование), доклада по теме семинара, выполнение дополнительных заданий по теме «Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности». Реферат включает анализ статистических и фактических материалов основной и дополнительной литературы, работу с Интернет-ресурсами по предложенным темам.

4. Письменная контрольная работа – «Методика организации и проведения самостоятельного занятия в рамках профессионально-прикладной деятельности» – по результатам контроля функциональных систем организма и оценки уровня физического здоровья.

5. Тестирование по разделам курса включает блоки вопросов различной сложности, проводится в виде письменного или компьютерного тестирования, с использованием системы дистанционного обучения MOODLE или системы электронного обучения УдГУ.

6. Контактные часы предусматривают консультации по выполнению самостоятельных заданий, контроль выполнения индивидуальных заданий

При выполнении СРС используются все учебно-методические материалы, указанные в соответствующем разделе.

Наши рекомендации