Игры, развивающие внимание и слух. Вырабатывают быстроту реакции на сигнал

«Три, тринадцать, тридцать».

Игроки становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Инструктор становится в середине круга. По команде инструктора «Три», - все играющие становятся руки в стороны; «Тринадцать», - все ставят руки на пояс; «Тридцать», - поднимают руки вверх. Руководитель быстро называет то одно, то другое число. Игрок, допустивший ошибку, садиться на пол.

«Слушай сигнал».

Дети по команде инструктора идут (бегут) в обход по залу. Инструктор внезапно дает условный сигнал – хлопок, играющие должны развернуться (на 180°) и бежать в противоположенную сторону.

«Самолеты».

Каждый играющий – «самолет». И.п. – стойка на правом (левом) колене, руки в стороны. У каждого игрока свой аэродром (отмеченный кеглей, кубиком). По команде инструктора «Самолеты в небо», дети начинают «летать» по площадке, изображая самолеты. Произнося звуки «у» и «л». По команде «Самолеты на землю» дети должны быстро вернуться на свой аэродром и принять И.п.

«Волк».

Выбирается «волк» - водящий. Очерченное линией место считается лесом и место где находится «логово волка». Дети отправляются в «лес» за грибами. Они приседают (ищут грибы) и произносят речитатив: «В лес гулять мы идем, и грибы мы найдем. Нас ты волк не пугай, нам грибов набрать дай. Волк идет. Все за мной. Побежали домой». «Волк» старается поймать ребят.

Игровые упражнения, улучшающие функции вестибулярного аппарата, развивающие чувство равновесия.

«Аистята».

И.п. – стойка на левой ноге, правая согнута и опирается на колено опорной ноги, руки вперед – 15 с; то же, но руки в стороны – 15 с; Ио же, но руки вверх – 15 с. Смена опорной ноги. Упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.

«Фокусники».

И.п. – правая рука вперед ладонью вверх, мяч на ладони – держать 10-15 с. То же левой рукой. Упражнение выполняется открытыми глазами с сначала, затем с закрытыми. То же с поворотом на 360°. Диаметр мяча 20 см.

«Спортивные гимнасты».

Ходьба по гимнастической скамейки с переходом в упор присев и сед, затем встать и продолжить ходьбу. Руки в стороны. Упражнение выполняется с проговариванием речевок: «В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку».

«Неразлучные друзья».

И.п. – спиной друг к другу, захват под локти.

1- правая нога вперед; 2-3-4-5 удержание позы, 6 – И.п.

Упражнение выполняется с проговариванием речевок: «Мы веселые друзья, куда ты, туда и я».

«Барашки».

Двое участников идут навстречу друг другу по гимнастической скамейке. При встрече стараются обойти друг друга, сохраняя равновесие, удерживаясь на скамейке.

«Ловкие ребята».

В стойке на одном колене наклоны назад с поворотом туловища и поочередным касанием руками ступни, стоящей на колене ноги.

«Мы физкультурники».

На сигнал «Бегом на стадион!» игроки бегают врассыпную по всему залу, по сигналу «Стоп!» останавливаются и принимают позу, по которой можно определить, каким видом спорта занимается спортсмен.

«Паук и мухи».

Назначается один игрок водящий (паук). В зале очерчивается круг в котором будет находиться паутина, где живет паук. Остальные играющие разбегаются по всему залу, мухи летают, жужжат. По команде инструктора «Паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где услышали сигнал. Паук выходит, смотрит и забирает в свою паутину того кто пошевелится.

Игры и эстафеты, вырабатывающие быстроту бега.

«Вызов номера».

Игроки рассчитываются по порядковому номеру, перестраиваются и становятся в одну шеренгу. Через 10 метров напротив каждого игрока ставится несколько кегель. Инструктор называет один из номеров. Игрок под этим номером бежит к кегле , хватает ее и возвращается на свое место.

«Гуси-лебеди».

На одном конце зала 2-3 метра чертится линия – «волчье логово». На другом конце зала 2-3 метра - дом гусей. Выбираются двое водящих: один – волк, другой – хозяйка (ин) гусей. Играющие – гуси. Волк находится в логове, гуси за линией своего дома, хозяйка между домом гусей и логовом. Хозяйка подходит к дому гусей и кричит: «Гуси, гуси!». Гуси отвечают: «Га-га-га!» Хозяйка: «Есть хотите?» Гуси: «Да-да-да». Хозяйка: «Ну, летите!» Гуси «вылетают» и бегают, пока их не позовет хозяйка: «Гуси-лебеди, домой». Гуси останавливаются и говорят: «Серый волк под горой». Хозяйка: «Что он там делает?» Гуси: «Гусей щиплет». Хозяйка: «Каких?» Гуси: «Сереньких да беленьких». Хозяйка: «Летите скорей домой». Гуси летят домой, а волк выбегает (только после этих слов) из своего логова и старается осалить кого-либо из убегающих. Выбираются новые водящие из непойманных.

«Кто быстрее».

С одной стороны зала очерчивается линия, обозначающая начало бега, на другой стороне зала расставляются предметы (кегли, теннисные мячи, городки). Участники становятся на линю старта напротив предметов. По команде инструктора «Внимание, Марш!» бегут к ним. Выигрывает тот, кто первым схватил предмет и поднял его вверх. Различные элементы эстафеты: бег на четвереньках, бег на четвереньках спиной (ногами) вперед, бег с ведением мяча, и т.д.

«У медведя на бору».

В одном из углов зала очерчен круг или квадрат – «берлога», инструктором назначается один водящий – медведь, остальные в другом конце зала за чертой – в своем доме. Со словами: «У медведя на бору грибы ягоды беру, а медведь, рычит, он на нас сердит» дети идут к берлоге. После слова «сердит» медведь выбегает из берлоги, и старается догнать кого-либо из убегающих. Пойманный становиться «медведем»

Обучение и закрепление умения в бросании и ловле волейбольного мяча.

«Постарайся поймать».

Выбирается водящий. Все игроки вместе с водящим становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий называет любой имеющийся номер и подбрасывает мяч (вверх) в центр круга, игрок, имеющий названный номер старается поймать мяч. Поймав, его он становится водящим.

«Поймай мяч».

Дети стают парами друг против друга на расстоянии 4 метров. 1) Перекидываю мяч друг другу. Способы: мяч от груди; из-за головы; прямыми руками, руки опущены вниз. 2) между участниками кладется на полу, по середине обруч, дети стараются попасть в круг, игрок напротив старается поймать мяч с отскока.

«Мячом в цель».

Очерчивается линия, за которую становятся участники, через 4-5 метров на пол кладутся обручи (диаметр 50см). Участники стараются попасть мячом в цель (в круг). По команде инструктора после бросков, все бегут за своими мячами. То же самое, но по вертикальной цели. Участники выстраиваются в колонну, инструктор держит обруч в руке, рука вытянута в сторону.

«Мяч по кругу».

Играющие становятся в круг лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга. У двух игроков, стоящих один против другого на противоположенных сторонах круга, по волейбольному мячу. По команде инструктора играющие передают мяч друг другу по кругу, так что бы один мяч догнал другой.

Игровые упражнения, развивающие речевые функции.

«Ладошки».

Дети встают парами лицом друг к другу. Проговаривая текст стихотворения, выполняют одновременно в паре хлопки руками. Хлопки выполняются в соответствии с текстом стихотворения. «Вот игра у нас какая хлоп ладошка, хлоп другая. Правой правую ладошку мы похлопаем немножко, а потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай. А потом, а потом правой левую побьем. Вверх ладошки – хлоп, хлоп, хлоп. По коленкам – шлеп, шлеп, шлеп. По плечам себя похлопай. По бокам себя пошлепай. Можем даже за спиной. А теперь перед собой. Вправо можем, влево можем, и крест накрест руки сложим».

Игры малой интенсивности.

«Фея сна».

Дети сидят на полу. Выбирается фея, в руке у нее «волшебная» палочка, она касается ею детей, и они засыпают (сидя в позе «кучера» или лежа на спине). Фея проверяет, все ли дети уснули (поднимает руку, ногу). Затем касанием палочки дети медленно просыпаются, потягиваются.

«Четыре стихии»

Играющие стоят по кругу. По команде инструктора, «земля» - дети опускают руки вниз, «вода» - руки вверх, «воздух» - руки вперед, «огонь» - руки за голову.

Дыхательные упражнения.

И.п. - сидя 1 - вдох носом с шумом 2 – выдох через правую (левую) ноздрю   4-6 раз Прижать ноздрю указательным пальцем к носовой перегородке Формирование навыка носового дыхания. Тренировка мышц вдоха.
И.п. - сидя 1 - неполный вдох носом 2 – задержка дыхания 1-2 с 3 - неполный вдох носом 4 - задержка дыхания 1-2 с 5 - форсированный выдох через рот 3-4 раза Каждый последующий вдох должен быть глубже Совершенствование легочной регуляции
И.п. - стоя 1 - вдох через правую ноздрю 2 – выдох через левую ноздрю 3 - вдох через правую ноздрю 4 – выдох через левую ноздрю 30с Темп медленный, без задержки дыхания Формирование навыка носового дыхания. Тренировка мышц вдоха.
И.п. - сидя 1 - вдох 2 – выдох на ладонную часть кисти, струю направлять сначала на пальцы, затем перемещать на ладонь 3-4 раза Темп медленный, вдох – носом, выдох – ртом, губы «трубочкой» Воспитание правильной воздушной струи
И.п. - сидя 1 - вдох носом 2 – выдох ртом   3-4 раза Темп медленный, на выдохе губы «трубочкой» Координация носового и ротового дыхания
И.п. - сидя 1 - вдох ртом 2 – выдох носом   3-4 раза Темп медленный Координация носового и ротового дыхания
И.п. - сидя 1 - вдох (надуть живот) 2 – выдох (расслабить)   3-4 раза Вдох носом, выдох губы «трубочкой», ладонь положить на живот Овладение различными типами дыхания
И.п. – стоя, медленный вдох, на выдохе произносить счет от 1 до 10, постепенно 1,2,3 1,2,3,4, 1,2,3,4,5,…. 30 с Постепенно изменять силу голоса Тренировка удлиненного выдоха
И.п. – стоя, медленный вдох, на выдохе произносить дни недели, постепенно 30 с Постепенно изменять силу голоса Тренировка удлиненного выдоха, силы голоса
И.п. – стоя 1,2,3 - три вдоха 1,2,3,4 – четыре выдоха 3-4 раза Выдох губы «трубочкой» Каждый последующий выдох длиннее предыдущего Увеличивает подвижность диафрагмы
И.п. – стоя 1 – вдох 2 – задержка дыхания 4-6 с 3 – выдох 4 - задержка дыхания 4-6 с 3-4 раза Вдох неполный Адаптация к гипоксии.
И.п. – стоя 1 – вдох носом 2 – выдох на ладонь 4 - раз Сдуть «пушинку с ладони» Воспитание направленной ротовой струи

Общеразвивающие упражнения:

Развитие координации дыхания с движением

«Флюгер» И.п. – о.с. 1-вдох 2-повороты головы вправо (влево) – выдох 4-6 раз Темп медленный. Вдох носом, выдох-ртом, губы-«трубочкой»
«Часики» И.п. – о.с. 1-вдох 2-наклон головы влево (влево)-выдох 4-6 раз Темп медленный. Вдох носом, выдох-ртом
«Сигнальщики» И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы в кулак 1-вдох 2-поворот вправо (влево) с отведением правой руки, пальцы разжать выдох. 4-6 раз Темп средний Смотреть на кисть отведенной руки
И.п. – лежа на животе, руки за спиной 1 – прогнуться, руки вперед, хлопок – вдох 2 – и.п. выдох 4-6 раз Темп средний
На формирование правильной осанки
И.п. – лежа на спине На 5-10 счетов удержать натянутые носки на себя 2 раза Ноги не сгибать, в пояснице не прогибаться, дыхание не задерживать
И.п. – лежа на спине На 5-10 счетов удержать натянутые носки на себя, ноги поднять на 90º. 2 раза Ноги не сгибать, в пояснице не прогибаться, дыхание не задерживать
И.п. – лежа на животе, руки вверх 1-4 – отвести назад прямую правую руку, левую ногу, 5-8 – отвести назад левую руку, правую ногу. 2-4 раза Ноги, руки прямые, следить за разноименными поднятыми руками и ногами. Отвести – вдох, привести – выдох.
И.п. – стоя на четвереньках 1-4 – поднять прямую правую руку, левую ногу, 5-8 – поднять левую руку, правую ногу. 2-4 раза Голову не опускать, в спине не прогибаться (спина прямая)
«Морская звезда» И.п. – лежа на животе 1-4 – прогнуться в спине, поднять и развести в стороны руки, ноги 1-8 – и.п. 2-4 раза Прогибаясь в спине, поднять голову, смотреть вперед, прогнуться – вдох, вернуться в и.п. – выдох
«Пловец» И.п. – лежа на спине, 1-4 – прогнуться в спине, руки иметируют плавание кролем, 2-8 – и.п. 2-4 раза Прогибаясь в спине, поднять голову, смотреть вперед, дыхание не задерживать
И.п. – упор присев, гимнастическая палка зажата под коленями 1 – откатиться назад, руки держатся за края палки, 2 – и.п. 6-8 раз Сгруппироваться, голова наклонена вперед, ноги не выпрямлять, откатитяся назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.
«Гребцы» И.п. – лежа на животе, ноги слегка согнуты в коленях, держа палку руки вверх 1-2 – сесть, руки вперед, 3-4 – и.п. 4-6 раз Сесть – вдох, лечь – выдох.

Развитие дифференцировочной координационной способности

И.п. – о.с. Выполнять повороты на носках на 90, 180 градусов вправо и влево. Тоже с закрытыми глазами По2раза Следить за осанкой
«Мяч в обруч» дети стоят друг за другом, стараются попасть в обруч. инструктор держит обруч вертикально на расстоянии 2м от детей, высоту от пола до обруча менять 2-3 мин. Варианты: Сразу в обруч, с отскоком от пола, менять темп, стоя на коленях и т.д.
«Кенгуру» прыжки на двух ногах через линии, начерченные на полу, 30-40см друг от друга 8-10 прыжков Прыгать мягко, пружиня на носочках
«Переложи мяч» ребенок сидит на полу, опираясь руками сзади, ноги согнуты в коленях, держат мяч, зажав ступнями, переложить мяч в обруч лежащий перед ребенком 8-10 раз Если ребенку не получается выполнять с прямой спиной, можно упереться на локти
Сидя в кругу ноги широко расставлены, перекатывать мяч разным игрокам 2-3 мин. Стараться катить мяч точно, соизмерять силу.

Упражнение на расслабление

И.о. – основная стойка 1-3 – поднять руки вверх, прогнуться напрячь мышцы 4 – и.п. 3-4 раза Во время прогиба – вдох и.п. – выдох
Поднять прямые руки вверх, напрячь и свободно опустить, уронив вниз 2-3 раза Поочередно каждой рукой, затем двумя
И.п. – о.с. 1-3 прогнуться свести плечи, напрячь мышцы, 4 - расслабиться 3-4 раза Напрячься вдох, расслабиться выдох.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч 1- руки через стороны вверх, потянуться – вдох, 2-3 наклон вниз, выполнять движения расслабленными руками вправо – влево «маятник», 4 – и.п. 3-4 раза Наклон как можно ниже
И.п. – сед на пятках, взяться руками за пятки 1-4 – встать на колени, прогибаясь как можно больше в позвоночнике 5-8 – и.п. 4-5 раз Постараться максимально расслабить мышцы спины, прогнуться – вдох, вернуться в и.п. – выдох
И.п. –сидя упор сзади Руки вверх, потянуться – вдох, наклон вперед, коснуться лбом коленей - выдох 3-4 раза Стараться наклоняться прямой спиной
И.п. – сед на пятках, руки выпрямлены, ледат на полу На 10 счетов – расслабить мышцы спины и рук 1-2 раза Узнать у детей, где больше ощущение, что тянуться мышцы (поясница или руки), под медленный счет, расслабиться, отвлечься мысленно от «растягивания», дыхание не задерживать

Литература

1. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития [Текст]:учебник/Л.Н. Ростомашвили. – М.:Советский спорт, 2009. – 224с.:ил. ISBN 978-5-9718-0421-5
2. Баева Н. А. Анатомия и физиология детей младшего и дошкольного возраста: учебное пособие /Н. А. Баева, О. В. Погадаева; СибГУФК. - Омск, 2003.
3. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи /Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - М., 2004. - С. 56.
4. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность /Н. А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – С. 349.
5. Боген М. М. Обучение двигательным действиям /М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192с.
6. Буланова О. Е. Инновационный подход к адаптации и реабилитации детей с задержкой психического развития / О.Е. Буланова // Этиопатология детского возраста. – М ., 1995.
7. Губа В. К. Индивидуальные и групповые особенности моторики детей: учебное пособие для студентов ин-тов физической культуры /В. К. Губа; СГИФК, - Смоленск, 1989. – С. 41.
8. Кожевникова В. Т. Вестибулярная тренировка и упражнения на растяжение в физической реабилитации больных спастической диплегией. /В. Т. Кожевникова //Проблемы реабилитации детей с невролого-ортопедической патологией: городская юбилейная научно-практическая конференция. – М., 2003. – С. 76-80.
9. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет /Л. П. Пензулаева. – М., 2001. – С. 112.
10. Сермеев Б. В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии /Б. В. Сермеев// Дефектология. – 1990. – № 3. - С.-14.
11. Смирнова Л. А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников /Л. А. Смирнова. – М.:ВЛАДОС, 2002. – 45 с.
12. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]:учебник/под общ.ред.проф Л.В. Шапковой. – М.:Советский спорт, 2007. – 608с.:ил. ISBN 978-5-9718-0116-0
13. Шпитальная О. А. Основные методические требования к проведению игровых рекреационных занятий с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта /О. А. Шпитальная //Вестник аспирантуры. Вып. 5. /СПбГАФК им. П.В. Лесгафта. – СПб., 1998. – С. 200.
14. Яковлева Л. Работаем по программе «Старт» /Л. Яковлева, Р. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1997. - №1-11. – 32 с.

Наши рекомендации