Способы преодоления

§ 1. Педагогические стереотипы.

§ 2. Педагогические предрассудки.

§ 3. Педагогические установки.

§ 4. Педагогические ошибки.

§ 5. Профессиональные педагогические барьеры.

Завершающая глава нашего пособия дает представление о малоизученной области педагогического знания – о педагогической мифологии, которая выступает, с одной стороны, как учение о природе и путях преодоления профессиональных заблуждений (стереотипов, предрассудков, ошибок и т.п.) педагогов, с другой стороны, как важный фактор, определяющий рациональное поведение и ролевые позиции участников образовательного процесса.

В главе использованы материалы одной из глав очень интересного, но, к сожалению, изданного небольшим тиражом (3000 экз.) учебного пособия Ю. С. Тюнникова и М. А. Мазниченко «Педагогическая мифология», раскрывающего истоки педагогического мифотворчества, предлагающего способы решения актуальных педагогических проблем, порожденных иногда незнанием, нередко заблуждениями, часто неадекватными представлениями о природе, сути, системе зависимостей явлений и фактов воспитательной реальности.

Мы надеемся на то, что знакомство с материалами «Педагогической мифологии» о наиболее распространенных профессиональных заблуждениях педагогов (стереотипах, предрассудках, установках, ошибках и профессиональных педагогических барьерах) вызовет у будущих учителей желание включиться в поиск ответов на великое множество вопросов, которые каждодневно задает нам такая знакомая и такая загадочная воспитательная практика. Впрочем, многие ответы вы найдете в этой умной книге.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Все мы живем во власти стереотипов. Система стереотипов – это реальность, которую мы сначала придумываем, потом получаем. Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, т. к. он накладывает отпечаток на фактические данные в момент их восприятия. Стереотип может видоизменяться в зависимости от меняющихся условий, а помогает ему в этом наше восприятие, оценка, реагирование и мышление. Для педагога знание этой особенности стереотипа является очень ценным[30].

Современным определением стереотипа можно считать следующее: «стереотип – это устойчиво сохраняющиеся в сознание образы или представления, которые эмоционально окрашены предубеждением или пристрастием, т. е. устойчивой оценкой[31].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ТЮННИКОВ Ю. С., МАЗНИЧЕНКО М. А.

Наши рекомендации