Ознакомление с окружающим. 24 страница

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков. Педагог продолжает совершенствовать у детей навыки самостоятельности при выполнении правил личной ги­гиены. Широко использует для этих целей сюжетные и сюжет-но-ролевые игры гигиенического содержания в группе и на про­гулке.

Например, при игре в доктора, напоминает детям, что у врача всегда должны быть чисто вымытые руки, он должен быть акку­ратно одет, причесан, у него халат и шапочка белого цвета.

Игры детей, содержащие элементы гигиены, можно связать с каким-либо событием (праздник, день рождения и др.). Дети ждут гостей, учатся расставлять на столе посуду. Воспитатель напоминает им, что перед тем, как накрывать на стол, также необходимо вымыть руки с мылом, проверить, чистая ли по­суда.

Время от времени педагог повторяет с детьми, что недостаточ­но чисто вымытые руки, грязная посуда или одежда — источники и причины многих болезней.

Педагог учит детей всему тому, от чего зависит здоровье (в пре­делах, доступных их пониманию). Он поддерживает у детей бод­рое настроение, радуется их хорошему самочувствию — когда «ни­чего не болит».

Детям желательно читать стихи, сказки, рассказы, содержащие эпизоды, связанные с проявлениями гигиенического поведения персонажа, культуры поведения (Э. Мошковская «Нос, умойся!», В. Степанов «Мишка-неряха» и др.).

1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 49.

Сетка занятий

Дни недели Занятия
Понедельник !. Ознакомление с окружающим. «Козлятки и волк» 2. Физкультура. № 51-52
Вторник 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой детям песни (по выбору музыкального руководителя) в исполнении на каком-либо детском музыкальном инструменте (металлофоне, детской арфе, губной гармошке, флейте и др.). Повторение песен «Вес­нянка» и «Солнышко». Повторение упражнения на музыку «Польки» И. Штрауса 2. Конструирование. «Машенька в парке»
Среда 1. Рисование. «Рисунки для друзей» 2. Действия с предметами. «Большой — помень­ше — маленький»
Четверг 1. Речь. «Что за зверушка — веселая квакушка?» 2. Физкультура. № 51—52
Пятница 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой песни, исполняемой (последовательно) на каких-либо двух детских музыкальных инструментах. Пение песен по выбору детей. Игра «Жмурки», муз. Ф. Флотова 2. Лепка. «Кошкин дворик»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим. ■«Козлятки иволк»

Задачи. Учить ребенка внимательно слушать сказку, эмоцио­нально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрос­лым петь песенку козы. Закреплять у детей представление о жи­вотных: взрослых и их детенышах.

Материалы.Книга с иллюстрациями или фигурки настольно­го театра.

Содержание занятия.Воспитатель предлагает малышам послу­шать сказку про Козу и ее деток-козляток. «Я вам расскажу, что однажды случилось с Козой и козлятками!» — говорит взрослый

и начинает читать сказку (желательно, чтобы взрослый рассказы­вал сказку на память близко к тексту):

Жила-была коза. Сделала себе коза избушку в лесу [и поселилась в ней со своими козлятками]. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и ни­кому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит рожка­ми в двери и запоет:

— Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша [мама] пришла,

Молочка принесла...

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она накормит их и опять уйдет пастись. Подслушал козу волк и, когда она ушла, по­дошел к двери избушки и запел толстым-претолстым голосом:

Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Козлятки выслушали волка и говорят:

— Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь: матушка
поет тоньше и не так причитывает.

И не отворили дверей. Волк так и ушел... Пришла [мама-коза] и похвалила деток, что ее послушались:

— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то он бы вас
съел.

(Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского1.)

В процессе чтения педагог показывает ^иллюстрации. Если ис­пользуется настольный театр, то воспитатель манипулирует фигур­ками, стараясь наглядно передать ситуацию в сказке. Взрослый артистично изображает интонацией и тембром голоса волка, козу и козлят.

При рассказывании сказки допускается замена некоторых слов, например, вместо «мать» — «мама», вместо «отперли» — «откры­ли» и др.

Воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку, которую коза пела детушкам. В разговоре с детьми воспитатель подчеркивает, что «коза-мама», а «козлятки — ее детки (детеныши)». Таким образом педагог закрепляет тему «О больших и маленьких».

' Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. — М.: Просвеще­ние, 1975. С. 41.

В конце занятия воспитатель в присутствии детей делает экс­позицию, используя настольный театр, и оставляет ее в уголке книги. Если у малышей есть желание повторить сказку в ролях, воспитатель приветствует инициативу детей.

Физкультура. № 51-52

Задачи.Учить бегать между линиями (расстояние между кото­рыми 25 см), не наступая на них. Закрепить умение детей стро­иться в колонну, ходить и бегать в колонне друг за другом.

Материалы.Две длинные веревки, гимнастическая стенка. Место проведения.Зал.

Содержание занятия.Дети выстраиваются за воспитателем в колонну и идут за ним в обход по залу. Затем воспитатель меня­ет направления ходьбы, поворачивая то в одну, то в другую сто­рону (ведет колонну «змейкой»). Со словами «Будьте вниматель­ны, а теперь побежали» воспитатель начинает бег в медленном темпе по кругу. После бега дети переходят на ходьбу и восстанав­ливают дыхание, поднимая руки вверх-вниз.

Взявшись за руки, дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют по его показу и объяснению упражнения.

1. Стоя, поднять руки вверх похлопать в ладоши над головой
(«Хлоп-хлоп-хлоп»). Поставить руки на пояс, потопать ногами
(«Топ-топ-топ»). Повторить 3 раза.

2. Сесть, упор руками сзади. Подтянуть ноги, согнув их в ко­
ленях, вытянуть. Повторить 4 раза.

3. Сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Потопать
стопами по полу («Ножки побежали по дорожке»). Повторить
3 раза.

4. Лежа на спине, руки вверх. Потянуться. Повторить 3 раза.

5. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять прямые ноги,
опустить. Повторить 4 раза.

6. Стоя. Присесть и выпрыгнуть вверх. Повторить 4 раза.
Дети строятся в колонну по одному перед «дорожкой» из двух

веревок (расстояние между ними 25 см). По сигналу воспитателя каждый ребенок пробегает между веревками, стараясь не наступить на них. Повторить 5-6 раз.


Ознакомление с окружающим. 24 страница - student2.ru

ПАРК

Подвижная игра «Обезьянки». Воспитатель предлагает детям — обезьянкам — по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться на 3—4-ю рейку (начиная с первой) за фруктами (можно прикрепить на 5-6-ю рейки соот­ветствующие игрушки). Остальные дети смотрят. Затем взбирают­ся другие. От малышей нельзя требовать четкого разграничения способа лазания, так как они еще с трудом различают приставной и переменный шаг. Но надо следить, чтобы во время лазанья дети не пропускали реек, становились на каждую. Во время спуска де­тям не следует разрешать виснуть на одних руках, без опоры на ноги. Чтобы приучить малышей лазать переменным шагом, воспи­татель обращает внимание и ставит в пример тех детей, которые хорошо и правильно выносят вперед по очереди руки и ноги. Дви­жение каждого ребенка контролирует воспитатель.

Игра малой подвижности «Жмурки». Воспитатель предлагает де­тям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторож­но передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: «Где же наши дети?» Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они наши дети!» В этой игре активную роль выполняет воспита­тель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.

На прогулке и во второй половине дня. Впомещении: с от­дельными детьми повторить броски и ловлю мяча. На прогулке: подвижная игра «Самолеты».

Конструирование.«Машенька в парке»

Задачи.Учить детей строить высокие и низкие ворота, корот­кие и длинные лавочки; целенаправленно рвать тонкую бумагу на узкие полоски; инициировать взаимодействие детей с взрослым. Дать детям представление о фонтане. Подводить детей к обобще­нию представлений о воротах, лавочках, заборчиках.

Материалы.Два набора настольного строительного материала, маленькие матрешки; закругленный лист белой плотной бумаги; тонкая (типа папиросной) бумажная белая (прозрачная) полоска (шириной 12-14 см) на каждого ребенка.

Предварительная работа.Разговор с детьми о том, как они ходили с родителями в парк, сквер, что там видели. Рассматрива­ние картинок на тему: «Как люди отдыхают в парке, в сквере». Особое внимание акцентируется на скамейках и фонтане.

Содержание занятия.Воспитатель, обращаясь к опыту детей, говорит о том, что они сегодня будут делать парк для Машеньки и ее подружек. Предлагает всем (5—6 детей) сесть полукругом за двумя сдвинутыми вместе столами. Один набор материала распо­лагает рядом с собой (на стульчике), а другой — между детьми. Далее обращается к детям: «Для того чтобы войти в парк, нужно пройти через ворота, мы уже такие строили. Вот и сейчас постро­им низкие ворота — для людей и высокие — для поливальных машин, которые поливают водой цветочки и деревья, чтобы они лучше росли, а также дорожки, чтобы смыть с них пыль, чтобы в парке было чисто и приятно отдыхать. Вначале построим вход для людей. Какого цвета он будет? (Дети выбирают цвет, например, красный.) Хорошо, подавайте мне красные кубики».

Дети поочередно подают красные кубики, а воспитатель строит, приговаривая: «Вначале поставим один кубик, твой Саша, а на него поставим ровненько еще один, твой Леночка, и еще один, получил­ся ровненький столбик — опора. А теперь рядом будем строить вто­рой столбик (повторяет процесс с обращением к детям) и сделаем перекрытие из красной пластины, вот так». Таким же образом стро­ит высокие ворота на противоположной стороне из зеленых плас­тин или, используя по пять кубиков на каждую опору.

Далее воспитатель замыкает достаточно широкое простран­ство — ставит зеленые кирпичики на равном расстоянии друг от друга (забор) и предлагает детям продолжать (вместе в ней) рабо-

ту стоя, не толкая друг друга, чтобы не разрушить уже выполнен­ные постройки, спрашивает детей: «На чем Машенька с подруж­ками будет отдыхать? Правильно на скамейках. Сделаем две ска­меечки, синие: поставим по одному кирпичику (дети подают де­тали) с двух сторон подальше друг от друга и накроем их вот такой длинной пластиной. Вот какая длинная скамеечка получи­лась. А другую можно сделать покороче». Накрывает кубики более короткой пластиной.

Затем загадочно говорит: «А сейчас, ребятки, мы сделаем фон­тан. Он будет у нас здесь — в середине парка». Кладет бумажный круг (сделанный из альбомного листа) в середину и обстраивает его желтыми кирпичиками, кладя их на узкую длинную грань. «А где же водичка? — обращается воспитатель к детям. — А водич­ку сделаем сами». Отодвигает слегка от стола стульчики, дети са­дятся. Обращает их внимание на бумажную полоску и предлагает разорвать ее на тонкие полоски — водяные струйки. Дети рвут бу­мажку (каждый свою) и воспитатель делает то же самое со своей полоской. И далее педагог собирает у детей бумажки (очень ши­рокие заменяет своими), скрепляет их с одного конца куском пла­стилина так, чтобы они спадали вниз со всех сторон, и готовые «струи» ставит на середину фонтана, примазыванием пластилина ко «дну фонтана» укрепляет его.

Дети аккуратно встают, ходят вокруг, любуются парком и при­глашают туда Машеньку с подружками (их можно поставить у фонтана, посадить на скамеечку).

Рисование.

«Рисункидля друзей»

Задачи.Воспитывать доброжелательное отношение к окружа­ющим людям, проявлять о них заботу. Вызвать у детей желание по­могать своим друзьям. Развивать замысел, умение самостоятельно изображать в рисунке предметы, использовать разные цвета кра­сок.

Материалы.Бумага альбомного формата, игрушки — кукла и мишка, краски гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки для рук.

Предварительная работа.Чтение произведения К. И. Чуковско­го «Добрый доктор Айболит», рассказов о работе врача, его по-

мощи больным. Рассматривание иллюстраций в книгах, игры с куклами. Слушание музыкального произведения «Болезнь кук­лы» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Ознакомление с окружающим. 24 страница - student2.ru

Содержание занятия.После посещения детьми с Куклой и Мишкой кабинета врача, который «вылечил» игрушки, воспита­тель проводит беседу о том, как важно быть внимательным, забот­ливым к больным людям, друзьям.

«Наши игрушки Кукла и Мишка заболели. Кто им сможет по­мочь?» — спрашивает воспитатель. «Врач», — отвечают дети. Воспитатель продолжает: «Врач добрый, он помогает всем боль­ным, лечит их». Затем берет в руки Куклу, слегка ее покачивает: «Послушайте, ребята, музыку, она называется «Болезнь куклы» (звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома»). После прослушивания нежной, спокойной мелодии вос­питатель спрашивает: «Вам понравилась эта музыка? Кукла забо­лела, но она скоро поправится, и дети снова будут с ней играть. А еще, ребята, есть врач, который лечит животных. Вы знаете, как его зовут? Добрый доктор Айболит. Врач лечит людей и животных. Нашу Куклу и Мишку врач тоже вылечил. А чтобы им стало ве­селее, нарисуйте для них картинки и подарите. Кукла и Мишка будут рассматривать ваши рисунки. Каждый сам придумает, что он нарисует. А Кукла и Мишка сядут на эти стульчики и будут смот­реть, как вы рисуете красками картинки для них», — говорит вос­питатель и предлагает детям взять листы бумаги, сесть за столы и начинать рисовать.

В процессе занятия поощряет детей за самостоятельность за­мысла, выбор разных цветов краски, умение аккуратно промывать кисточку, осушать ее о салфетку. Эпизодически обращается к Кукле и Мишке со словами: «Как хорошо дети рисуют, какие красивые



получаются рисунки! Кукла и Мишка посмотрите!» Берет Куклу и Мишку и показывает им, что у детей получается: «Вот большие мячи, а это красивые цветы, а здесь тележка едет. Кукла и Миш­ка, вам нравятся рисунки?»

Воспитатель хвалит ребят за старание, желание порадовать, сде­лать подарок Кукле и Мишке.

После окончания занятия дети приносят свои рисунки, кладут их на отдельный стол, чтобы Кукла и Мишка увидели, как много они нарисовали картинок-подарков. Воспитатель просит каждого ребенка сказать, что он нарисовал и кому хочет подарить свой рисунок. Кукла и Мишка благодарят детей, им очень понравились рисунки.

В вечернее время дети по своей инициативе могут продолжить рисование фломастерами, цветными карандашами, дарить свои рисунки другим игрушкам. Воспитатель может организовать не­большую выставку рисунков, чтобы дети рассказывали о них, по­любовались красивым сочетанием цветов, показывали свои рисун­ки родителям.

Содержание занятия.Воспитатель говорит, что у каждого ма­лыша есть «коробочка», внутри нее что-то стучит, предлагает по­слушать. Дети с помощью взрослого извлекают и последователь­но раскладывают кубы в порядке уменьшения: большой, помень­ше, маленький. Затем предметы последовательно вкладывают друг в друга. Упражнение повторяется.

В заключение взрослый показывает, как можно сделать башен­ку из трех предметов путем наложения меньших на большие, дети делают башенки.

Варианты.Повторные занятия проводятся с кубами других цве­тов, а затем и с разноцветными — дети ориентируются на два свойства одновременно. Варьируется также форма предметов, на­пример, используются цилиндры, конусы.

РЕЧЬ.

«Что за зверушка — зеленая квакушка?»



Действия с предметами. «Большой-поменьше-маленький»

Задачи.Продолжать учить детей ориентироваться в трех пред­метах: большой, поменьше, маленький; выполнять последователь­ные действия их вкладывания и выкладывания.

Ознакомление с окружающим. 24 страница - student2.ru


Материалы.По три одноцветных полых куба (со стороной — 10, 7, 4 см) для каждого ребенка.

Задачи.Вовлекать детей в разговор. Побуждать высказываться как о том, что видишь (ситуативная речь), так и не опираясь на ситуацию (внеситуативное общение). Обогащать словарь детей точ­ными наименованиями, определениями, глаголами. Подводить к составлению текстов-описаний. В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и про­стых согласных звуков.

Материалы.Тазик с водой. Пластмассовые или резиновые иг­рушки — лягушки (2 штуки), мягкие игрушки — лягушка и мед­ведь. Ниточка с комаром на конце (игрушка-самоделка из бума­ги). Зеленый платок для драпировки «кочки».

Содержание занятия.Воспитатель организует на полу игро­вую ситуацию. Ставит тазик с водой. Пускает в воду игрушеч­ных лягушек. Рядом с тазиком «кочка» (стульчик, накрытый платком).

Педагог: «Это речка. В ней плавают лягушки. Лягушки поют веселую песенку: „Ква-ква!"»

Педагог беседует с детьми: «Что делают лягушки? Квакают: ква­ква (вместе с детьми). Лягушки ловят комаров и мух. Высоко пры­гают. Сейчас мы все как будто лягушки. (Перемещаются на ковер.) Лягушки прыгают по дорожке и квакают: ква-ква. Увидали кома­ра». Педагог достает ниточку, на конце которой «комар». Дергает

нитку, изображая полет комара. Дети подпрыгивают, хлопают в ладоши — «ловят комара». (Повторить 2 раза.)

Дети перемещаются в игровой уголок.

Воспитатель: «Отгадайте, кто это? Что за зверушка — скачет по дорожке, широко раскрывает рот, ловит комаров и мушек? Что за зверушка — зеленая квакушка?»

Спрашивает детей: «Кто это? Что делает лягушка? (Квакает, ловит комаров и мух, прыгает, плавает.) Какая лягушка? (Зеле­ная.) У лягушки большой рот ловушка, большие глаза. Где жи­вет лягушка? (В воде, в реке.) Чьи там крики у пруда: ква-ква-ква, ква-ква-ква?»

Появляется большая мягкая игрушка — лягушка. Воспитатель составляет о лягушке рассказ, обобщая ранее сказанное:

«Это лягушка. Она зеленая. У лягушки большие глаза, боль­шой рот. Лягушка плавает в пруду. Ловит комаров и мух, скачет по дорожке. Квакает: ква-ква. Лягушка хорошая, ее нельзя оби­жать».

Затем воспитатель спрашивает детей, кто хочет рассказать про лягушку? Вручает игрушку отдельным детям, дает ее подержать в руках, подсказывает начало предложения.

Воспитатель: «Сейчас мы все как будто лягушки. Плаваем в во­де. (Дети перемещаются на ковер. Имитируют плавание.) Лягуш­ки выбрались на берег, на кочку, квакают: ква-ква. Увидел лягу­шек мишка (появляется игрушка мишка) и испугался. А лягушки испугались мишки, попрыгали в воду».

Затем дети перемещаются в игровой уголок. Воспитатель чита­ет стихотворение:

Толстый Мишка не купался, Вкусных ягод не набрал: Он лягушки испугался, От лягушки он удрал. Вот такой трусишка Этот толстый Мишка!

(В. Степанов «Мишка-трусишка»)1

В процессе чтения воспитатель разыгрывает сценку с лягушкой (которая сидит на «кочке») и испуганным мишкой.

Педагог дает двум детям (по желанию) лягушку и мишку и пред­лагает им показать сценку: идет переваливаясь медведь: э-э-э. Ля­гушка сидит на кочке и квакает. Мишка испугался и от нее убежал.

1 Степанов В. Детки-конфетки. — М.: Омега, 2005. С. 24.

Ребенок с лягушкой приседает и квакает; ребенок с мишкой идет переваливаясь: э-э-э; а потом убегает — испугался. (Повторить сцен­ку 2-3 раза.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да-да-да, нет-нет-нет»: «Если я расскажу про лягушку, скажете: да-да-да. А если не про лягушку — нет-нет-нет». На «да» дети хлопают в ладоши, а на «нет» грозят пальцем. Предлагает следующий текст:

Лягушка зеленая.

Лягушка кукарекает. А что делает лягушка?

Лягушка ловит комаров и мух.

Лягушка летает. Что делает лягушка? А кто летает?

Воспитатель завершает занятие: «Вы все правильно сказали, похлопаем себе».

Лепка. «Кошкин дворик»

Задачи.Способствовать обобщению представлений детей о за­борчиках, скамейках, лесенках и т.п. Лепить способом раскатыва­ния столбиков, прочно соединять их вместе. Рисовать фломасте­рами знакомые персонажи. Развивать сюжетно-игровой замысел, дополнять новыми образами, выполненную ранее композицию.

Материалы.Панорама «Кошкин дом», фломастеры. Пластилин, клееночки, салфетки для рук, мольберт. Вылепленные ранее деть­ми фигурки котят. Тонированный лист («дворик» 20x30 см), пер­чаточная кукла — кошка.

Ознакомление с окружающим. 24 страница - student2.ru

Предварительная работа.Рассматривание панорамы «Кошкин дом», иллюстраций Ю. Васнецова. Чтение потешек, рассказов, сти­хов, пение песенок о животных.

24 Заказ 544

Содержание занятия. На мольберт воспитатель ставит знакомую детям панораму «Кошкин дом» и спрашивает: «А где котятам погу­лять? Где им можно поиграть?» (Ответы детей — «во дворе».) По­казывает лист бумаги, тонированный в светло-коричневый цвет и кладет его на отдельный столик около мольберта. «Это будет Кош­кин дворик. В нем надо построить заборчик, чтобы котята не убе­жали. Потом во дворике поставить скамеечку, столик, лесенку, ко­тята могут посидеть, отдохнуть, а затем прыгнуть на лесенку. Надо слепить много столбиков, чтобы из них построить заборчик, скамей­ку, лесенку. Я слепила немного столбиков, — говорит воспитатель и показывает их детям. — А теперь вы помогите мне, сами слепите столбики».

Дети выбирают пластилин разных цветов и, отрывая небольшие комочки, раскатывают их в ладонях прямыми движениями. Вос­питатель тоже принимает участие в процессе лепки. Когда дети слепят много столбиков-дощечек, они их соединяют. Воспитатель воспроизводит голосом стук молоточка: «„Стук-стук-стук" — сде­лали лесенку, „стук-стук-стук"» — построили заборчик». Дети из столбиков «делают» скамеечку, столик и ставят их во дворе. По своей инициативе они могут лепить для котят мячики, чтобы им было весело играть. Затем воспитатель спрашивает: «А что надо во дворике посадить?» Дети отвечают: «Деревья, кустики, цветы». Из столбиков лепят деревья, «сажают» их у заборчика. Воспитатель делает круглой формы клумбу и устанавливает ее посередине дво­ра. «Надо посадить цветы на клумбе», — говорит он. Дети вместе с воспитателем налепляют на клумбу разноцветные комочки — «сажают цветы». «А где дорожки, по которым котята будут бе­гать?» — спрашивает воспитатель и предлагает детям нарисовать их фломастерами «на земле».

Воспитатель показывает Кошке, как много дети сделали для того, чтобы котятам хорошо было гулять во дворе:

Посмотри на Кошкин дворик; Вот скамеечка и столик, Вдоль заборчика — кусты, На клумбе — яркие цветы, Рядом — лесенка, дорожка, Пробежала по ней кошка. Котята вышли погулять, Чтобы с мячиком играть.

(Т. Г. Казакова)

Затем воспитатель предлагает детям взять слепленные ранее фигуры котят и показать им Кошкин дворик. Дети подходят

к панораме «Кошкин дом», располагают вылепленные на преды­дущем занятии фигурки котят и начинают с ними играть: «ко­тята бегут по дорожке», «прыгают на лесенку, на скамеечку, за­борчик» и т.д.

В вечернее время игры с фигурками котят продолжаются: дети придумывают новые варианты игровых действий. Фломас­терами они могут нарисовать травку, жучков, которые в ней прячутся и т.д.

Организация детской игры

Педагог стимулирует детскую игру путем создания игровых си­туаций, наталкивающих на те или иные игровые действия в рам­ках какого-либо знакомого сюжета. Подготовленные заранее стойла-заборчики (из кубиков, планочек, конструктора), в кото­рых стоят знакомые игрушки (лошадки с жеребятами, коровки, петушки и куры с цыплятами), наталкивают детей на сюжет «фер­ма», «деревня», «зоопарк». Присутствующие рядом игрушки-кор­мушки с «сеном» или «зерном», щетки, расчески, тазик «с водой» и т.п., наличие поводков, лошадиной «сбруи», и т.д. позволяют осуществлять игровые действия — помыть, покормить зверей, с помощью взрослого «запрячь» лошадку. Если кроме домашних животных в «клетках»-загончиках сидят лев, тигр, мишка, олень и т.д. — разворачивается игра «Зоопарк». Следует помнить, что не у всех детей есть опыт личного посещения зоопарка, скорее, он знаком по мультфильмам, картинкам, и представления о нем у детей этого возраста размытые и ограниченные. Скорее всего, животных будут также кормить, поить, лечить, как и на «ферме», и этого, в принципе, достаточно. Педагог может усовершенство­вать этот сюжет, пригласив детей и кукол «посмотреть на живот­ных в зоопарке» — при этом некоторые дети могут принять на себя роль «мамы» с дочкой-куклой или даже сыном-ребенком-партнером.

Полученные на занятиях и в процессе наблюдения за окру­жающим знания отражаются в играх детей. Знакомые профес­сии — повар, воспитатель, шофер, доктор, — присутствуют в игре в форме «роли в действии». Воспитатель стимулирует осоз­нание детьми своей роли, называние ее словом: «Вера, ты уже целую кастрюлю супа сварила! Ты, наверное, повар, обед гото­вишь и всем-всем раздашь? Молодец! Давай всех куколок накор­мим, доставай тарелки!»; «Катя, тут, я вижу, мишка заболел. Ты его послушала? А это у тебя что? Лекарство, да? Ты очень хо-




24*



роший доктор»; «Ребята, посмотрите, Саша целую машину ку­биков перевез — теперь дом можно строить. Машина у Саши красивая, он ее водит, рулит, гудит. Кто у нас Саша? — Пра­вильно, шофер!».

Дети второй половины третьего года жизни легко способны сами назвать свою роль и действовать в соответствии с ней в те­чение 10-15 минут, если речь идет о знакомых сюжетах и игро­вых действиях. Если же сюжет новый, «не отработанный» — тре­буется помощь воспитателя. При этом некоторым детям требует­ся совместная игра, некоторым — показ, некоторым — только наводящие вопросы.

МАРТ. 27 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На прогулке дети будут наблюдать за происходящими в природе изменениями — первыми признаками весны; начнут пускать «кораблики» в появившиеся ру­чейки. Педагог будет привлекать внимание детей к птицам, их весен­нему поведению. Затем дети поиграют в «птичек» — на прогулке, на физкультурных занятиях, продолжат петь песни о весне на музыкаль­ных занятиях. В течение недели в сотворчестве с педагогом дети соз­дадут коллективные композиции: «Весна пришла», «Подснежник». Педагог обогатит создаваемые образы с помощью произведений изоб­разительного искусства, словесных и музыкальных. Дети будут мно­гократно возвращаться к рассматриванию и дополнению композиции, а педагог будет поощрять желание каждого ребенка рассказать, что он нарисовал, найти «свой ручеек, кустик, птичку» и т.д. Все это бу­дет способствовать обогащению представлений о первых признаках весны: стало тепло, светит солнце, снег тает, бегут ручейки. Педагог продолжит развивать речь и мышление детей, в частности, умение сравнивать между собой реалистичные изображения различных жи­вотных, выделяя сначала признаки различия, а затем сходства. Будет учить восстанавливать целое по части, узнавать и называть предмет, изображенный на картинке; вовлекать детей в игровое и речевое вза­имодействие, подводить к составлению коротких текстов; учить вы­полнять задание по словесной инструкции.

Организация наблюдений. «Птицывесной»

Задачи.Познакомить детей с признаками весны в природе: ста­ло тепло, светит солнышко, тает снег, прилетели птицы.

Предварительная работа.Перед выходом на прогулку показать малышам картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели». «Смотрите, тает снег. На дереве много гнезд. Это птичьи гнезда. Наступила весна. Прилетели птицы — грачи в свои гнезда. Стало тепло, пти­цы радостно щебечут. Они встречают весну», — лаконично и чет­ко поясняет педагог содержание картины, стараясь эстетически обогатить и создать у ребят радостное настроение, созвучное вес­не и весеннему прилету птиц.

Наши рекомендации