Ознакомление с окружающим. 24 страница
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков. Педагог продолжает совершенствовать у детей навыки самостоятельности при выполнении правил личной гигиены. Широко использует для этих целей сюжетные и сюжет-но-ролевые игры гигиенического содержания в группе и на прогулке.
Например, при игре в доктора, напоминает детям, что у врача всегда должны быть чисто вымытые руки, он должен быть аккуратно одет, причесан, у него халат и шапочка белого цвета.
Игры детей, содержащие элементы гигиены, можно связать с каким-либо событием (праздник, день рождения и др.). Дети ждут гостей, учатся расставлять на столе посуду. Воспитатель напоминает им, что перед тем, как накрывать на стол, также необходимо вымыть руки с мылом, проверить, чистая ли посуда.
Время от времени педагог повторяет с детьми, что недостаточно чисто вымытые руки, грязная посуда или одежда — источники и причины многих болезней.
Педагог учит детей всему тому, от чего зависит здоровье (в пределах, доступных их пониманию). Он поддерживает у детей бодрое настроение, радуется их хорошему самочувствию — когда «ничего не болит».
Детям желательно читать стихи, сказки, рассказы, содержащие эпизоды, связанные с проявлениями гигиенического поведения персонажа, культуры поведения (Э. Мошковская «Нос, умойся!», В. Степанов «Мишка-неряха» и др.).
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 49.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | !. Ознакомление с окружающим. «Козлятки и волк» 2. Физкультура. № 51-52 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой детям песни (по выбору музыкального руководителя) в исполнении на каком-либо детском музыкальном инструменте (металлофоне, детской арфе, губной гармошке, флейте и др.). Повторение песен «Веснянка» и «Солнышко». Повторение упражнения на музыку «Польки» И. Штрауса 2. Конструирование. «Машенька в парке» |
Среда | 1. Рисование. «Рисунки для друзей» 2. Действия с предметами. «Большой — поменьше — маленький» |
Четверг | 1. Речь. «Что за зверушка — веселая квакушка?» 2. Физкультура. № 51—52 |
Пятница | 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой песни, исполняемой (последовательно) на каких-либо двух детских музыкальных инструментах. Пение песен по выбору детей. Игра «Жмурки», муз. Ф. Флотова 2. Лепка. «Кошкин дворик» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. ■«Козлятки иволк»
Задачи. Учить ребенка внимательно слушать сказку, эмоционально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрослым петь песенку козы. Закреплять у детей представление о животных: взрослых и их детенышах.
Материалы.Книга с иллюстрациями или фигурки настольного театра.
Содержание занятия.Воспитатель предлагает малышам послушать сказку про Козу и ее деток-козляток. «Я вам расскажу, что однажды случилось с Козой и козлятками!» — говорит взрослый
и начинает читать сказку (желательно, чтобы взрослый рассказывал сказку на память близко к тексту):
Жила-была коза. Сделала себе коза избушку в лесу [и поселилась в ней со своими козлятками]. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит рожками в двери и запоет:
— Козлятушки, детятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша [мама] пришла,
Молочка принесла...
Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она накормит их и опять уйдет пастись. Подслушал козу волк и, когда она ушла, подошел к двери избушки и запел толстым-претолстым голосом:
Вы, детушки, вы, батюшки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла...
Козлятки выслушали волка и говорят:
— Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь: матушка
поет тоньше и не так причитывает.
И не отворили дверей. Волк так и ушел... Пришла [мама-коза] и похвалила деток, что ее послушались:
— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то он бы вас
съел.
(Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского1.)
В процессе чтения педагог показывает ^иллюстрации. Если используется настольный театр, то воспитатель манипулирует фигурками, стараясь наглядно передать ситуацию в сказке. Взрослый артистично изображает интонацией и тембром голоса волка, козу и козлят.
При рассказывании сказки допускается замена некоторых слов, например, вместо «мать» — «мама», вместо «отперли» — «открыли» и др.
Воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку, которую коза пела детушкам. В разговоре с детьми воспитатель подчеркивает, что «коза-мама», а «козлятки — ее детки (детеныши)». Таким образом педагог закрепляет тему «О больших и маленьких».
' Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. — М.: Просвещение, 1975. С. 41.
В конце занятия воспитатель в присутствии детей делает экспозицию, используя настольный театр, и оставляет ее в уголке книги. Если у малышей есть желание повторить сказку в ролях, воспитатель приветствует инициативу детей.
Физкультура. № 51-52
Задачи.Учить бегать между линиями (расстояние между которыми 25 см), не наступая на них. Закрепить умение детей строиться в колонну, ходить и бегать в колонне друг за другом.
Материалы.Две длинные веревки, гимнастическая стенка. Место проведения.Зал.
Содержание занятия.Дети выстраиваются за воспитателем в колонну и идут за ним в обход по залу. Затем воспитатель меняет направления ходьбы, поворачивая то в одну, то в другую сторону (ведет колонну «змейкой»). Со словами «Будьте внимательны, а теперь побежали» воспитатель начинает бег в медленном темпе по кругу. После бега дети переходят на ходьбу и восстанавливают дыхание, поднимая руки вверх-вниз.
Взявшись за руки, дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют по его показу и объяснению упражнения.
1. Стоя, поднять руки вверх похлопать в ладоши над головой
(«Хлоп-хлоп-хлоп»). Поставить руки на пояс, потопать ногами
(«Топ-топ-топ»). Повторить 3 раза.
2. Сесть, упор руками сзади. Подтянуть ноги, согнув их в ко
ленях, вытянуть. Повторить 4 раза.
3. Сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Потопать
стопами по полу («Ножки побежали по дорожке»). Повторить
3 раза.
4. Лежа на спине, руки вверх. Потянуться. Повторить 3 раза.
5. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять прямые ноги,
опустить. Повторить 4 раза.
6. Стоя. Присесть и выпрыгнуть вверх. Повторить 4 раза.
Дети строятся в колонну по одному перед «дорожкой» из двух
веревок (расстояние между ними 25 см). По сигналу воспитателя каждый ребенок пробегает между веревками, стараясь не наступить на них. Повторить 5-6 раз.
ПАРК |
Подвижная игра «Обезьянки». Воспитатель предлагает детям — обезьянкам — по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться на 3—4-ю рейку (начиная с первой) за фруктами (можно прикрепить на 5-6-ю рейки соответствующие игрушки). Остальные дети смотрят. Затем взбираются другие. От малышей нельзя требовать четкого разграничения способа лазания, так как они еще с трудом различают приставной и переменный шаг. Но надо следить, чтобы во время лазанья дети не пропускали реек, становились на каждую. Во время спуска детям не следует разрешать виснуть на одних руках, без опоры на ноги. Чтобы приучить малышей лазать переменным шагом, воспитатель обращает внимание и ставит в пример тех детей, которые хорошо и правильно выносят вперед по очереди руки и ноги. Движение каждого ребенка контролирует воспитатель.
Игра малой подвижности «Жмурки». Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: «Где же наши дети?» Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они наши дети!» В этой игре активную роль выполняет воспитатель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.
На прогулке и во второй половине дня. Впомещении: с отдельными детьми повторить броски и ловлю мяча. На прогулке: подвижная игра «Самолеты».
Конструирование.«Машенька в парке»
Задачи.Учить детей строить высокие и низкие ворота, короткие и длинные лавочки; целенаправленно рвать тонкую бумагу на узкие полоски; инициировать взаимодействие детей с взрослым. Дать детям представление о фонтане. Подводить детей к обобщению представлений о воротах, лавочках, заборчиках.
Материалы.Два набора настольного строительного материала, маленькие матрешки; закругленный лист белой плотной бумаги; тонкая (типа папиросной) бумажная белая (прозрачная) полоска (шириной 12-14 см) на каждого ребенка.
Предварительная работа.Разговор с детьми о том, как они ходили с родителями в парк, сквер, что там видели. Рассматривание картинок на тему: «Как люди отдыхают в парке, в сквере». Особое внимание акцентируется на скамейках и фонтане.
Содержание занятия.Воспитатель, обращаясь к опыту детей, говорит о том, что они сегодня будут делать парк для Машеньки и ее подружек. Предлагает всем (5—6 детей) сесть полукругом за двумя сдвинутыми вместе столами. Один набор материала располагает рядом с собой (на стульчике), а другой — между детьми. Далее обращается к детям: «Для того чтобы войти в парк, нужно пройти через ворота, мы уже такие строили. Вот и сейчас построим низкие ворота — для людей и высокие — для поливальных машин, которые поливают водой цветочки и деревья, чтобы они лучше росли, а также дорожки, чтобы смыть с них пыль, чтобы в парке было чисто и приятно отдыхать. Вначале построим вход для людей. Какого цвета он будет? (Дети выбирают цвет, например, красный.) Хорошо, подавайте мне красные кубики».
Дети поочередно подают красные кубики, а воспитатель строит, приговаривая: «Вначале поставим один кубик, твой Саша, а на него поставим ровненько еще один, твой Леночка, и еще один, получился ровненький столбик — опора. А теперь рядом будем строить второй столбик (повторяет процесс с обращением к детям) и сделаем перекрытие из красной пластины, вот так». Таким же образом строит высокие ворота на противоположной стороне из зеленых пластин или, используя по пять кубиков на каждую опору.
Далее воспитатель замыкает достаточно широкое пространство — ставит зеленые кирпичики на равном расстоянии друг от друга (забор) и предлагает детям продолжать (вместе в ней) рабо-
ту стоя, не толкая друг друга, чтобы не разрушить уже выполненные постройки, спрашивает детей: «На чем Машенька с подружками будет отдыхать? Правильно на скамейках. Сделаем две скамеечки, синие: поставим по одному кирпичику (дети подают детали) с двух сторон подальше друг от друга и накроем их вот такой длинной пластиной. Вот какая длинная скамеечка получилась. А другую можно сделать покороче». Накрывает кубики более короткой пластиной.
Затем загадочно говорит: «А сейчас, ребятки, мы сделаем фонтан. Он будет у нас здесь — в середине парка». Кладет бумажный круг (сделанный из альбомного листа) в середину и обстраивает его желтыми кирпичиками, кладя их на узкую длинную грань. «А где же водичка? — обращается воспитатель к детям. — А водичку сделаем сами». Отодвигает слегка от стола стульчики, дети садятся. Обращает их внимание на бумажную полоску и предлагает разорвать ее на тонкие полоски — водяные струйки. Дети рвут бумажку (каждый свою) и воспитатель делает то же самое со своей полоской. И далее педагог собирает у детей бумажки (очень широкие заменяет своими), скрепляет их с одного конца куском пластилина так, чтобы они спадали вниз со всех сторон, и готовые «струи» ставит на середину фонтана, примазыванием пластилина ко «дну фонтана» укрепляет его.
Дети аккуратно встают, ходят вокруг, любуются парком и приглашают туда Машеньку с подружками (их можно поставить у фонтана, посадить на скамеечку).
Рисование.
«Рисункидля друзей»
Задачи.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, проявлять о них заботу. Вызвать у детей желание помогать своим друзьям. Развивать замысел, умение самостоятельно изображать в рисунке предметы, использовать разные цвета красок.
Материалы.Бумага альбомного формата, игрушки — кукла и мишка, краски гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Чтение произведения К. И. Чуковского «Добрый доктор Айболит», рассказов о работе врача, его по-
мощи больным. Рассматривание иллюстраций в книгах, игры с куклами. Слушание музыкального произведения «Болезнь куклы» П. И. Чайковского из «Детского альбома».
Содержание занятия.После посещения детьми с Куклой и Мишкой кабинета врача, который «вылечил» игрушки, воспитатель проводит беседу о том, как важно быть внимательным, заботливым к больным людям, друзьям.
«Наши игрушки Кукла и Мишка заболели. Кто им сможет помочь?» — спрашивает воспитатель. «Врач», — отвечают дети. Воспитатель продолжает: «Врач добрый, он помогает всем больным, лечит их». Затем берет в руки Куклу, слегка ее покачивает: «Послушайте, ребята, музыку, она называется «Болезнь куклы» (звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома»). После прослушивания нежной, спокойной мелодии воспитатель спрашивает: «Вам понравилась эта музыка? Кукла заболела, но она скоро поправится, и дети снова будут с ней играть. А еще, ребята, есть врач, который лечит животных. Вы знаете, как его зовут? Добрый доктор Айболит. Врач лечит людей и животных. Нашу Куклу и Мишку врач тоже вылечил. А чтобы им стало веселее, нарисуйте для них картинки и подарите. Кукла и Мишка будут рассматривать ваши рисунки. Каждый сам придумает, что он нарисует. А Кукла и Мишка сядут на эти стульчики и будут смотреть, как вы рисуете красками картинки для них», — говорит воспитатель и предлагает детям взять листы бумаги, сесть за столы и начинать рисовать.
В процессе занятия поощряет детей за самостоятельность замысла, выбор разных цветов краски, умение аккуратно промывать кисточку, осушать ее о салфетку. Эпизодически обращается к Кукле и Мишке со словами: «Как хорошо дети рисуют, какие красивые
получаются рисунки! Кукла и Мишка посмотрите!» Берет Куклу и Мишку и показывает им, что у детей получается: «Вот большие мячи, а это красивые цветы, а здесь тележка едет. Кукла и Мишка, вам нравятся рисунки?»
Воспитатель хвалит ребят за старание, желание порадовать, сделать подарок Кукле и Мишке.
После окончания занятия дети приносят свои рисунки, кладут их на отдельный стол, чтобы Кукла и Мишка увидели, как много они нарисовали картинок-подарков. Воспитатель просит каждого ребенка сказать, что он нарисовал и кому хочет подарить свой рисунок. Кукла и Мишка благодарят детей, им очень понравились рисунки.
В вечернее время дети по своей инициативе могут продолжить рисование фломастерами, цветными карандашами, дарить свои рисунки другим игрушкам. Воспитатель может организовать небольшую выставку рисунков, чтобы дети рассказывали о них, полюбовались красивым сочетанием цветов, показывали свои рисунки родителям.
Содержание занятия.Воспитатель говорит, что у каждого малыша есть «коробочка», внутри нее что-то стучит, предлагает послушать. Дети с помощью взрослого извлекают и последовательно раскладывают кубы в порядке уменьшения: большой, поменьше, маленький. Затем предметы последовательно вкладывают друг в друга. Упражнение повторяется.
В заключение взрослый показывает, как можно сделать башенку из трех предметов путем наложения меньших на большие, дети делают башенки.
Варианты.Повторные занятия проводятся с кубами других цветов, а затем и с разноцветными — дети ориентируются на два свойства одновременно. Варьируется также форма предметов, например, используются цилиндры, конусы.
РЕЧЬ.
«Что за зверушка — зеленая квакушка?»
Действия с предметами. «Большой-поменьше-маленький»
Задачи.Продолжать учить детей ориентироваться в трех предметах: большой, поменьше, маленький; выполнять последовательные действия их вкладывания и выкладывания.
Материалы.По три одноцветных полых куба (со стороной — 10, 7, 4 см) для каждого ребенка.
Задачи.Вовлекать детей в разговор. Побуждать высказываться как о том, что видишь (ситуативная речь), так и не опираясь на ситуацию (внеситуативное общение). Обогащать словарь детей точными наименованиями, определениями, глаголами. Подводить к составлению текстов-описаний. В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Материалы.Тазик с водой. Пластмассовые или резиновые игрушки — лягушки (2 штуки), мягкие игрушки — лягушка и медведь. Ниточка с комаром на конце (игрушка-самоделка из бумаги). Зеленый платок для драпировки «кочки».
Содержание занятия.Воспитатель организует на полу игровую ситуацию. Ставит тазик с водой. Пускает в воду игрушечных лягушек. Рядом с тазиком «кочка» (стульчик, накрытый платком).
Педагог: «Это речка. В ней плавают лягушки. Лягушки поют веселую песенку: „Ква-ква!"»
Педагог беседует с детьми: «Что делают лягушки? Квакают: кваква (вместе с детьми). Лягушки ловят комаров и мух. Высоко прыгают. Сейчас мы все как будто лягушки. (Перемещаются на ковер.) Лягушки прыгают по дорожке и квакают: ква-ква. Увидали комара». Педагог достает ниточку, на конце которой «комар». Дергает
нитку, изображая полет комара. Дети подпрыгивают, хлопают в ладоши — «ловят комара». (Повторить 2 раза.)
Дети перемещаются в игровой уголок.
Воспитатель: «Отгадайте, кто это? Что за зверушка — скачет по дорожке, широко раскрывает рот, ловит комаров и мушек? Что за зверушка — зеленая квакушка?»
Спрашивает детей: «Кто это? Что делает лягушка? (Квакает, ловит комаров и мух, прыгает, плавает.) Какая лягушка? (Зеленая.) У лягушки большой рот ловушка, большие глаза. Где живет лягушка? (В воде, в реке.) Чьи там крики у пруда: ква-ква-ква, ква-ква-ква?»
Появляется большая мягкая игрушка — лягушка. Воспитатель составляет о лягушке рассказ, обобщая ранее сказанное:
«Это лягушка. Она зеленая. У лягушки большие глаза, большой рот. Лягушка плавает в пруду. Ловит комаров и мух, скачет по дорожке. Квакает: ква-ква. Лягушка хорошая, ее нельзя обижать».
Затем воспитатель спрашивает детей, кто хочет рассказать про лягушку? Вручает игрушку отдельным детям, дает ее подержать в руках, подсказывает начало предложения.
Воспитатель: «Сейчас мы все как будто лягушки. Плаваем в воде. (Дети перемещаются на ковер. Имитируют плавание.) Лягушки выбрались на берег, на кочку, квакают: ква-ква. Увидел лягушек мишка (появляется игрушка мишка) и испугался. А лягушки испугались мишки, попрыгали в воду».
Затем дети перемещаются в игровой уголок. Воспитатель читает стихотворение:
Толстый Мишка не купался, Вкусных ягод не набрал: Он лягушки испугался, От лягушки он удрал. Вот такой трусишка Этот толстый Мишка!
(В. Степанов «Мишка-трусишка»)1
В процессе чтения воспитатель разыгрывает сценку с лягушкой (которая сидит на «кочке») и испуганным мишкой.
Педагог дает двум детям (по желанию) лягушку и мишку и предлагает им показать сценку: идет переваливаясь медведь: э-э-э. Лягушка сидит на кочке и квакает. Мишка испугался и от нее убежал.
1 Степанов В. Детки-конфетки. — М.: Омега, 2005. С. 24.
Ребенок с лягушкой приседает и квакает; ребенок с мишкой идет переваливаясь: э-э-э; а потом убегает — испугался. (Повторить сценку 2-3 раза.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да-да-да, нет-нет-нет»: «Если я расскажу про лягушку, скажете: да-да-да. А если не про лягушку — нет-нет-нет». На «да» дети хлопают в ладоши, а на «нет» грозят пальцем. Предлагает следующий текст:
Лягушка зеленая.
Лягушка кукарекает. А что делает лягушка?
Лягушка ловит комаров и мух.
Лягушка летает. Что делает лягушка? А кто летает?
Воспитатель завершает занятие: «Вы все правильно сказали, похлопаем себе».
Лепка. «Кошкин дворик»
Задачи.Способствовать обобщению представлений детей о заборчиках, скамейках, лесенках и т.п. Лепить способом раскатывания столбиков, прочно соединять их вместе. Рисовать фломастерами знакомые персонажи. Развивать сюжетно-игровой замысел, дополнять новыми образами, выполненную ранее композицию.
Материалы.Панорама «Кошкин дом», фломастеры. Пластилин, клееночки, салфетки для рук, мольберт. Вылепленные ранее детьми фигурки котят. Тонированный лист («дворик» 20x30 см), перчаточная кукла — кошка.
Предварительная работа.Рассматривание панорамы «Кошкин дом», иллюстраций Ю. Васнецова. Чтение потешек, рассказов, стихов, пение песенок о животных.
24 Заказ 544
Содержание занятия. На мольберт воспитатель ставит знакомую детям панораму «Кошкин дом» и спрашивает: «А где котятам погулять? Где им можно поиграть?» (Ответы детей — «во дворе».) Показывает лист бумаги, тонированный в светло-коричневый цвет и кладет его на отдельный столик около мольберта. «Это будет Кошкин дворик. В нем надо построить заборчик, чтобы котята не убежали. Потом во дворике поставить скамеечку, столик, лесенку, котята могут посидеть, отдохнуть, а затем прыгнуть на лесенку. Надо слепить много столбиков, чтобы из них построить заборчик, скамейку, лесенку. Я слепила немного столбиков, — говорит воспитатель и показывает их детям. — А теперь вы помогите мне, сами слепите столбики».
Дети выбирают пластилин разных цветов и, отрывая небольшие комочки, раскатывают их в ладонях прямыми движениями. Воспитатель тоже принимает участие в процессе лепки. Когда дети слепят много столбиков-дощечек, они их соединяют. Воспитатель воспроизводит голосом стук молоточка: «„Стук-стук-стук" — сделали лесенку, „стук-стук-стук"» — построили заборчик». Дети из столбиков «делают» скамеечку, столик и ставят их во дворе. По своей инициативе они могут лепить для котят мячики, чтобы им было весело играть. Затем воспитатель спрашивает: «А что надо во дворике посадить?» Дети отвечают: «Деревья, кустики, цветы». Из столбиков лепят деревья, «сажают» их у заборчика. Воспитатель делает круглой формы клумбу и устанавливает ее посередине двора. «Надо посадить цветы на клумбе», — говорит он. Дети вместе с воспитателем налепляют на клумбу разноцветные комочки — «сажают цветы». «А где дорожки, по которым котята будут бегать?» — спрашивает воспитатель и предлагает детям нарисовать их фломастерами «на земле».
Воспитатель показывает Кошке, как много дети сделали для того, чтобы котятам хорошо было гулять во дворе:
Посмотри на Кошкин дворик; Вот скамеечка и столик, Вдоль заборчика — кусты, На клумбе — яркие цветы, Рядом — лесенка, дорожка, Пробежала по ней кошка. Котята вышли погулять, Чтобы с мячиком играть.
(Т. Г. Казакова)
Затем воспитатель предлагает детям взять слепленные ранее фигуры котят и показать им Кошкин дворик. Дети подходят
к панораме «Кошкин дом», располагают вылепленные на предыдущем занятии фигурки котят и начинают с ними играть: «котята бегут по дорожке», «прыгают на лесенку, на скамеечку, заборчик» и т.д.
В вечернее время игры с фигурками котят продолжаются: дети придумывают новые варианты игровых действий. Фломастерами они могут нарисовать травку, жучков, которые в ней прячутся и т.д.
Организация детской игры
Педагог стимулирует детскую игру путем создания игровых ситуаций, наталкивающих на те или иные игровые действия в рамках какого-либо знакомого сюжета. Подготовленные заранее стойла-заборчики (из кубиков, планочек, конструктора), в которых стоят знакомые игрушки (лошадки с жеребятами, коровки, петушки и куры с цыплятами), наталкивают детей на сюжет «ферма», «деревня», «зоопарк». Присутствующие рядом игрушки-кормушки с «сеном» или «зерном», щетки, расчески, тазик «с водой» и т.п., наличие поводков, лошадиной «сбруи», и т.д. позволяют осуществлять игровые действия — помыть, покормить зверей, с помощью взрослого «запрячь» лошадку. Если кроме домашних животных в «клетках»-загончиках сидят лев, тигр, мишка, олень и т.д. — разворачивается игра «Зоопарк». Следует помнить, что не у всех детей есть опыт личного посещения зоопарка, скорее, он знаком по мультфильмам, картинкам, и представления о нем у детей этого возраста размытые и ограниченные. Скорее всего, животных будут также кормить, поить, лечить, как и на «ферме», и этого, в принципе, достаточно. Педагог может усовершенствовать этот сюжет, пригласив детей и кукол «посмотреть на животных в зоопарке» — при этом некоторые дети могут принять на себя роль «мамы» с дочкой-куклой или даже сыном-ребенком-партнером.
Полученные на занятиях и в процессе наблюдения за окружающим знания отражаются в играх детей. Знакомые профессии — повар, воспитатель, шофер, доктор, — присутствуют в игре в форме «роли в действии». Воспитатель стимулирует осознание детьми своей роли, называние ее словом: «Вера, ты уже целую кастрюлю супа сварила! Ты, наверное, повар, обед готовишь и всем-всем раздашь? Молодец! Давай всех куколок накормим, доставай тарелки!»; «Катя, тут, я вижу, мишка заболел. Ты его послушала? А это у тебя что? Лекарство, да? Ты очень хо-
24*
роший доктор»; «Ребята, посмотрите, Саша целую машину кубиков перевез — теперь дом можно строить. Машина у Саши красивая, он ее водит, рулит, гудит. Кто у нас Саша? — Правильно, шофер!».
Дети второй половины третьего года жизни легко способны сами назвать свою роль и действовать в соответствии с ней в течение 10-15 минут, если речь идет о знакомых сюжетах и игровых действиях. Если же сюжет новый, «не отработанный» — требуется помощь воспитателя. При этом некоторым детям требуется совместная игра, некоторым — показ, некоторым — только наводящие вопросы.
МАРТ. 27 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На прогулке дети будут наблюдать за происходящими в природе изменениями — первыми признаками весны; начнут пускать «кораблики» в появившиеся ручейки. Педагог будет привлекать внимание детей к птицам, их весеннему поведению. Затем дети поиграют в «птичек» — на прогулке, на физкультурных занятиях, продолжат петь песни о весне на музыкальных занятиях. В течение недели в сотворчестве с педагогом дети создадут коллективные композиции: «Весна пришла», «Подснежник». Педагог обогатит создаваемые образы с помощью произведений изобразительного искусства, словесных и музыкальных. Дети будут многократно возвращаться к рассматриванию и дополнению композиции, а педагог будет поощрять желание каждого ребенка рассказать, что он нарисовал, найти «свой ручеек, кустик, птичку» и т.д. Все это будет способствовать обогащению представлений о первых признаках весны: стало тепло, светит солнце, снег тает, бегут ручейки. Педагог продолжит развивать речь и мышление детей, в частности, умение сравнивать между собой реалистичные изображения различных животных, выделяя сначала признаки различия, а затем сходства. Будет учить восстанавливать целое по части, узнавать и называть предмет, изображенный на картинке; вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, подводить к составлению коротких текстов; учить выполнять задание по словесной инструкции.
Организация наблюдений. «Птицывесной»
Задачи.Познакомить детей с признаками весны в природе: стало тепло, светит солнышко, тает снег, прилетели птицы.
Предварительная работа.Перед выходом на прогулку показать малышам картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели». «Смотрите, тает снег. На дереве много гнезд. Это птичьи гнезда. Наступила весна. Прилетели птицы — грачи в свои гнезда. Стало тепло, птицы радостно щебечут. Они встречают весну», — лаконично и четко поясняет педагог содержание картины, стараясь эстетически обогатить и создать у ребят радостное настроение, созвучное весне и весеннему прилету птиц.