III. Организация деятельности студента над выпускной квалификационной работой
С целью четкой и целенаправленной организации дипломного проектирования можно рекомендовать следующий алгоритм деятельности по выполнению дипломной работы или дипломного проекта.
3.1. Мотивация студента на выполнение ВКР.
В этом плане представляется очень важным предварительное знакомство студента с целями дипломного проектирования, процедурой выполнения и защиты ВКР, с требованиями к содержанию и оформлению дипломов. Следует практиковать присутствие студентов младших курсов на защите.
Цели дипломного проектирования:
1. Систематизация, закрепление и расширение знаний и умений по специальности.
2. Применение знаний и умений при решении конкретных профессиональных задач.
3. Развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования.
4. Выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы.
К выпускным квалификационным работам предъявляется ряд общих требований:
1. Актуальность тематики.
2. Изучение и критический анализ литературы по теме.
3. История и характеристика исследуемой проблемы.
4. Описание и анализ проведенных автором исследований и экспериментов.
5. Обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций.
Следует учесть, что студенческие выпускные квалификационные работы не претендуют на фундаментальные научные изыскания, в них включаются обычно несложные исследования, однако необходим, пусть элементарный, но все же научный поиск, а не повторение общеизвестных истин.
Не исключается возможность выполнения ВКР реферативного характера. Отих авторов требуются умения научного анализа, синтеза, обобщения.
3.2. Выбор темы дипломной работы или дипломного проекта следует осуществлять с учетом следующих требований:
1. Актуальность.
2. Научная новизна.
3. Практическая значимость.
Тематика ВКР разрабатывается и утверждается ЦМК,ежегодно обновляется, является ориентировочной по содержанию и форме.
Дипломник имеет право уточнять и изменять формулировку темы с учетом конкретных возможностей и интересов. Темы, охватывающие проблему широко, рекомендуется выполнять группой дипломников, так называемый бригадный способ работы.
Отмечено, что большей продуктивностью отличаются дипломы, являющиеся логическим продолжением кружковой работы.
Закрепление за студентом темы ВКР должно оформляться соответствующим приказом по колледжу.
Перед уходом на государственную практику дипломник получает «План-задание на выполнение ВКР», образец которого приводится в Приложении 4. Задание составляется и подписывается научным руководителем, утверждается заместителем директора по учебной работе. Принятие задания к исполнению подтверждается подписью дипломника с указанием даты.
3.3. Формулировка целей и задач ВКР. Именно с этого начинается самоопределение дипломника в теме. Цели и задачи должны соответствовать теме, быть конкретны и направлены на конечный практический результат.
3.4. Составление содержательного и календарного планов ВКР. Студент разрабатывает план ВКР, раскрывающий ее содержание и последовательность изложения.
Дипломник составляет календарный план, где планирует последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов работы (Приложение 5).
Естественно, что вначале бывает трудно правильно распределить время, учесть все нюансы в содержании. Первый вариант плана в дальнейшем будет изменяться, конкретизироваться, расширяться. Однако это обстоятельство не уменьшает значения первоначальной редакции.
Опыт показывает, что начальное планирование работы над ВКР дисциплинирует и организует студента, убеждает в необходимости некоторого резерва времени по каждому этапу работы.
3.5. Выполнение ВКР при консультативной помощи научного руководителя и консультанта.
Для успешного выполнения ВКР студент должен владеть методами научного исследования. Важнейшие методы исследования, применяемые студентом в процессе дипломного проектирования, следующие: изучение литературных и других источников, наблюдение, эксперимент, изучение опыта работы, беседы, анкетирование, математические методы обработки количественных результатов. Наиболее продуктивно их комплексное применение.
Методы должны быть объективны, научны, доказательны, достоверны, системны. Все эти принципы приобретают специфическое содержание при конкретных исследованиях.
Работа над дипломной работой или дипломным проектом начинается с подбора и ознакомления с необходимой литературой. Руководитель оказывает студенту помощь в составлении библиографии по теме. Изучая литературу, студент составляет библиографические карточки, на которых в виде конспектов, тезисов, цитат записывает наиболее важные положения, выводы, примеры, фактический и цифровой материал.
Пользуясь методами научного исследования, профессиональными знаниями и умениями, студенту предоставляется право на творческую деятельность по проблеме. Все возникшие трудности, вопросы, проблемы разрешаются с помощью научного руководителя и консультанта.
3.6. Анализ полученных данных и выработка решений.
Студент систематизирует и анализирует результаты исследований. При обобщении данных вырисовывается настоящее практическое состояние проблемы. Для студента проблема должна стать исчерпывающе понятной как с качественной, так и с количественной стороны.
С помощью профессиональных знаний и умений, способности творчески и неординарно мыслить, интуиции дипломник ищет пути решения данной проблемы. Следует помнить, что предлагаемые мероприятия должны быть грамотно и конкретно сформулированы, реально выполнимы, способны исчерпывающе решить изучаемую проблему.