Отзыв руководителя практики
Место прохождения практики: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. УСТИНОВА, факультет Международного промышленного менеджмента и коммуникации, кафедра Р1 «Менеджмент организации».
Сроки проведения практики: с 1 марта по 31 марта 2013 года.
Учебная работа: разработка и самостоятельное проведение занятий по предмету «Основы менеджмента».
Методическая работа: участие в методической работе кафедры.
Планирование работы: изучение тематического планирования преподавателя; планирование учебно-воспитательной деятельности на период практики.
В процессе прохождения практики учителем решались следующие задачи:
- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях самим магистрантом, и их применение в решении конкретных педагогических задач, развитие и постоянное обновление своих знаний в процессе самообразования;
- формирование и развитие новых педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств;
- развитие творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности.
За период прохождения практики студентом было проведено несколько лекций и семинарских занятий у студентов 1 курса по предмету «Основы менеджмента». Отчет о прохождении практики был одобрен научным руководителем.
Во время практики Ксения Романовна показала себя ответственным, добросовестным педагогом, знающим свой предмет, имеющим представление о современном состоянии науки, владеющим современными общенаучными знаниями по педагогике и психологии, знаниями о современных технологиях образовательного процесса и современными информационными технологиями.
Ксения Романовна свободно ориентируется в аспектах методики преподавания на начальных курсах университета. С учетом поставленных учебных задач на занятии четко выделяется главное, существенное, укрупняются дидактические единицы, повышается уровень обобщенности, расширяются сферы применения конкретного содержания, привлекается личный опыт учащихся. Осуществляются межпредметные и внутрипредметные связи. Под руководством Ксении Романовны делали небольшие доклады по темам, связанным с устойчивым развитием.
В своей работе Ксения Романовна использует разнообразные оригинальные методы и средства в зависимости от целей и содержания занятия: индивидуальные задания, различные формы взаимоконтроля, графические и табличные способы систематизации и обобщения материала, ролевые игры, индивидуально-групповые задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний, вовлекая при этом учащихся в активную познавательную деятельность по изучению предмета.
Лисицына Ксения Романовна – требовательный педагог, отзывчивый и доброжелательный человек, обладает адаптивным стилем поведения, педагогического общения; старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку, всегда оказывает необходимую помощь студентам.
Практика Лисицыной Ксении Романовны заслуживает высокой оценки. Я со своей стороны ставлю оценку 9.
Руководитель практики: Дроздов Сергей Михайлович ___________________
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.УСТИНОВА
Факультет международного промышленного менеджмента и коммуникации
КафедраМенеджмента организации (Р1)
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ
научно-преподавательской практики
по магистерской программе «Информационный менеджмент»
второго года обучения
Студент 2 курса Магистратуры: ________________ __________
(Фамилия И.О.) (подпись)
Руководитель практики:
Дроздов Сергей Михайлович __________
(должность, ФИО) (подпись)
Санкт-Петербург
Время прохождения научно-педагогической практики: с 01 февраля по 30 марта 2013 года.
Место прохождения практики (полное наименование вуза или научной организации): Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова.
Описание проделанной магистрантом работы:
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В процессе прохождения научно-педагогической практики мною были разработаны новые материалы для визуального представления материала: схемы, таблицы, рисунки. По возможности лекции были представлены в виде презентаций с набором слайдов. К сожалению, студентам начальных курсов практически не выделяют аудиторий, оснащенных проекторами.
В случае отсутствия возможности использования проектора, единственным выходом было использование раздаточного материала, который должен был быть достаточно занимательным, чтобы привлечь внимание учеников.
С точки зрения методики преподавания, на мой взгляд, было важно вовлечь студентов в процесс, показать практическую ценность получаемых на занятиях по основам менеджмента знаний, проиллюстрировать теоретическую информацию примерами. Для этой цели были использованы, в том числе, и материалы дипломной работы. Именно поэтому студенты должны были сделать небольшие доклады на тему устойчивого развития: для меня это был шанс узнать, что же они думают и знают об устойчивости, как это воспринимают.
ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Источниками информации для исследования послужили российские учебники по менеджменту, иностранные издания по экологической экономике, статьи из периодических изданий, а также результаты опросов, проведенных активистами habrahabr.ru.
Не секрет, что на русском языке опубликовано не так много информации и современном состоянии менеджмента, а то, что вышло в тираж представлено в виде журнальных статей, в первую очередь. Таким образом, полноценный обзор темы, особенно того, что касается этики управления, социальной ответственности, взаимодействия с заинтересованными группами, стейкхолдерами, был бы невозможным без использования иностранных источников. В этом очень помогли те учебники, которые послужили мне источником информации при обучении в Норвегии.
Полный список использованных источников предоставлен в приложении.
В процессе проведения этих мероприятий совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания группы учеников, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у студентов вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение учеников. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
а) «Основы менеджмента», 1 курс;
б) Темы занятий были сконцентрированы вокруг идеи социально ответственного менеджмента и важности взаимодействия между заинтересованными группами, большое внимание было уделено способам передачи информации;
в) Занятия были построены по принципу объединения лекций и семинаров для того, чтобы студенты могли почувствовать себя частью процесса, а не просто сидеть и слушать теоретический материал. Для этого были использованы раздаточные материалы, бизнес-кейсы и т.д.;
г) Цель занятий: для магистранта:
1. Изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях.
2. Овладение основными методами и приемами обучения и передачи научной информации по преподаваемому предмету, в том числе с использованием современных интерактивных образовательных технологий;
3. Формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного выполнения учебной и методической работы;
4. Углубление знаний по современным проблемам дисциплин профессионального цикла.
5. Вовлечение магистрантов в процесс реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования на уровне бакалавриата.
Для студентов:
1. Формирование понимания ответственности в менеджменте.
2. Умение решать текущие задачи.
3. Формирование базы для дальнейшего изучения вопросов, поставленных на занятиях;
д) Все занятия были построены по одному принципу: проверка и закрепление материала с предыдущего занятия, переход к новой теме, изложение теоретических основ и примеров, решение бизнес-задач при участии студентов;
е) Вся система понятий была объединена идеей менеджмента устойчивого развития: строго говоря, это то, что изложено в теоретической части дипломной работы. Эта система координат вращается вокруг идей полезности, здорового информационного поля, взаимодействий между стейкхолдерами, важности информации, идей легитимности и законности поведения на рынке;
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы со студенческим коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия со студентами на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как целой группы, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.
В завершение хочу отметить, что без собственного опята, полученного в процессе самостоятельного посещения занятий, эта практика была бы невозможной. На протяжении учебы в университете у меня была возможность посмотреть на то, как работают преподаватели из разных стран и в разных странах: наши отечественные специалисты, американцы, норвежцы, британцы. Нет никаких сомнений в том, что у каждого из них была своя собственная манера преподавания, которая разительно отличалась от стиля остальных коллег. Такое многообразие помогло найти золотую середину между непринужденностью и дисциплиной, теоретическими знаниями и практическими.
Даже если прохождение этой практики не дает мне возможности работать преподавателем в будущем, опыт, приобретенный за эти два месяца, очень важен: он позволяет чувствовать себя свободнее при любых публичных выступлениях, развивает умение взаимодействовать с аудиторией.
Приложение. Список использованных для подготовки занятий источников:
Книги:
1. Виханский О.С. Стратегическое управление.- М.: Экономистъ, 2006. — 293 с.
2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.
3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1997 г. http://www.aup.ru/books/m26/7.htm
4. Гуров И.П. Основы теории информации и передачи сигналов. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2000 г. – 280 с.
5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. — Рекомендовано Ученым Советом факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве учебного пособия по специальностям «Менеджмент» «Государственное управление». — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. — 415 с.
6. Костров А. В. Основы информационного менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 528 с.
7. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. Чепурина М. Н. и Киселевой Е. А. 6-е изд., доп. и перераб. Киров: «АСА», 2007.
8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб.: «Питер», 2000.
9. Ожегов C.И. Словарь русского языка. Москва: «Русский язык», 1982 г. С. 224.
10. Основы устойчивого развития: Учеб. пособие / Под общ. ред. д.е.н., проф. Л. Г. Мельника. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005. — 654 с.
11. Риз Дж. Облачные вычисления. СПб: БХВ-Петербург, 2011 г.
12. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS Вып.3. 1993. http://ecsocman.hse.ru/data/629/779/1217/3_1_2simon.pdf
13. Фингар П. Dot.Cloud: облачные вычисления - бизнес-платформа XXI века. Москва: Аквамариновая книга, 2011.
14. Цебелис Дж. В защиту теории рационального выбора. Из книги: George Tsebelis, Nasted Games: Rational Choice in Comparative Political Science,Chapter 2. The Regents of the University of California, 1990. http://pavroz.ru/files/tsebelisrationalchoice.pdf
15. Чанышев О.Г. Курс лекций «Введение в искусственный интеллект». Часть I. От психофизиологической проблемы до экспертных систем. Лекция 4. Информация, данные, знания. Омск: ОмГУ, 2008 г. http://deadbeef.narod.ru/work/docs/ai/
16. Эрроу К. Неопределенность и экономика благосостояния в здравоохранении. http://anoufriev.ru/assets/files/arrow.pdf.
17. 50 лекций по микроэкономике : В 2-х т. Под редакцией Н. Богдановой, Г. А. Баре. СПб. : Экономическая школа. 2004. Т. 1. 624 с. Т. 2 776 с.
Статьи:
18. Егошин А. Земляне, даешь «Carbon footprint»!. 16.02.2008. http://www.priroda.su/item/123
19. Корепанов И. Как сохранить архив на десятилетия? Журнал сетевых решений/LAN, № 3, 2008 г.
20. Меррифилед Р., Стивенс Д. Облачные вычисления: с чего начать, если начало уже положено. TechNet Magazine, Июнь 2010 г. http://technet.microsoft.com/ru-ru/magazine/ff709382.aspx
21. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм (George A. Akerlof. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, v.84, August 1970, p. 488-500. Перевод Е. И. Николаенко)http://igiti.hse.ru/data/413/313/1234/5_1_4Akerl.pdf
22. Чемпион Д. Управление рисками в новом мире. Harvard Business Review. Россия, декабрь 2009. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CFUQFjAF&url=http%3A%2F%2Fhbr-russia.ru%2Factions%2Fget_pdf.php%3Fid%3D1140&ei=9xqPUfSQKofx4QTCgoCIDg&usg=AFQjCNGYSSVgXKnvuPBmTukvAcY71fd2hw&sig2=3xidJF2ajZshDBb32He1Ug&bvm=bv.46340616,d.bGE&cad=rjt
23. http://habrahabr.ru. Что думают пользователи о безбумажных технологиях? 17.10.2012 http://habrahabr.ru/company/alee/blog/155101/
24. www.cosd.ru. История концепции устойчивого развития. 11.08.2011 http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=11
25. www.un.org. Секция веб-услуг Департамента общественной информации ООН. 11.12. 2012 http://www.un.org/ru/development/sustainable/
Источники на иностранных языках:
26. Ecological Economics: course compendium. Bodø: HHB, 2012. Gowdy, J and J.D. Erikson (2005). The approach of Ecological Economics. Cambridge journal of Economics.
27. Freeman R. Edward. Strategic Management. A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984.
28. Fritsch, Stefan. The UN Global Compact and the Global Governance of Corporate Social Responsibility: Complex Multilaterism for More Human Globalization. Global Society Vol. 22, No.1.
29. Gillam, Lee. Cloud Computing: Principles, Systems and Applications / Nick Antonopoulos, Lee Gillam. — L.: Springer, 2010. — 379 p
30. http://www.forrester.com. Tirthankar Sen. Seeding the Cloud Chanel. 09 май, 2013. http://www.cnews.ru/news/2011/04/27/forrester_research_v_2020_g_rynok_publichnyh_oblachnyh_vychislenij_dostignet_241_mlrd_438250
31. http://www.ponemon.org. Security of Cloud Computing Users 2013 Report. http://www.ponemon.org/blog/new-security-of-cloud-computing-users-2013-study-confirms-conflicting-views-on-cloud-security-responsibility
32. Jean Tirole. Rational Irrationality: Some Economics of Self-Management. European Economic Review 46 (2002) 633—655.
33. McClure, T. What's Driving the Growth of Online File Sharing Services? April, 2013. http://www.esg-global.com/blogs/whats-driving-the-growth-of-online-file-sharing-services/
34. Mell, Peter and Grance, Timothy The NIST Definition of Cloud Computing (англ.). Recommendations of the National Institute of Standards and Technology. NIST (20 October 2011).
35. Merrifild, R. Rethink: a business manifesto for cutting costs and boosting innovations. New Jersey: FT Press, 2009.
36. Rookminn Maharaj. Shell Canada: over a decade of sustainable development reporting experience. Bradford: 2008. Vol. 8.
37. Sustainability Accounting and Accountability. Edited by Unerman, J., Bebbington, J. Routledge, 2007. 364 p.
38. ecwid.ru. Программа для интернет магазинов http://edu.jobsmarket.ru/library/consulting/11028/
39. amocrm.ru. CRM программа для учета клиентов
40. www.fto.com.ru Консалтинговая компания ФТО http://www.fto.com.ru/primer_sla.html