ТЕМА 11. Диагностика речевого развития детей.
Лекция (2 часа)
Экспресс-опрос
-опишите требования, которыми следует руководствоваться при подборе художественных произведений для занятий по обучению пересказу в разных возрастных группах, какие произведения рекомендуются для пересказа в программе "Развитие"
- продемонстрируйте, как с помощью метода моделирования осуществляется пересказ художественных произведений по программе "Развитие»
- укажите, какова зависимость пересказа от понимания содержания литературного произведения и его художественной формы
Значение диагностики
речевого развития ребенка для оптимизации педагогического процесса по
развитию речи. Требования к методике речевой диагностики. Способы оформления, обработки и анализа результатов обследования речи.
Вопросы к практическому занятию (6 часов):
Анализ существующих методик диагностики развития речи дошкольников. Дифференциация и индивидуализация обучения детей родному языку на основе учета данных диагностики.
План практических занятий 26, 27, 28:
Экспресс-опрос
- что такое диагностика?
- цель проведения диагностики?
- опишите один из принципов проведения диагностики
Экспресс-опрос
- перечислите принципы проведения диагностики
- где могут быть использованы результаты диагностики?
- по каким направлениям изучается речь детей?
Экспресс-опрос
- для решения каких задач проводится диагностика речевого развития?
- как обследуются фонетические особенности речи?
- как устанавливается степень развития связной речи?
1. Усвоение речи на разных возрастных этапах. Постепенность в овладении речью.
2. Методы обследования уровня речевого развития детей. Использование дидактических игр, наглядности в обследовании речи детей.
3. Обследуемые стороны речевого развития детей дошкольного возраста:
а) сформированность навыков речевого общения;
б) наличие лексического запаса;
в) правильность звукового оформления речи;
г) сформированность грамматического строя речи;
д) развитие связной речи;
е) значение художественной литературы;
ж) речевая активность детей.
Задание:
1. Разработать методику выявления уровня речевого развития детей одной возрастной группы. Определить, какой наглядный материал необходим для проведения обследования.
Рекомендуемая литература:
Методы обследования речи у детей /Под ред. И.Т. Василенко. М., 1980.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М., 2001.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 1989.
Речевая готовность ребенка к школе// Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений./ Сост. М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева. СПб., Дельта, 1998.
ТЕМА 12. Планирование работы по развитию речи в детском саду.
Лекция (2 часа)
Экспресс-опрос
- укажите методы обследования уровня речевого развития детей
- на что необходимо обращать внимание при проверке словаря?
- какие методики исследования развития речи дошкольников вам известны?
Прогнозирование и планирование педагогической деятельности по развитию
речи детей. Принципы планирования работы по развитию речи.
Виды и формы планирования работы в разных моделях педагогического процесса. Место работы по развитию речи в планировании целостного педагогического процесса.
Вопросы к практическому занятию (6 часов):
Анализ календарных планов работы воспитателя по развитию речи детей на один месяц. Анализ планов работы по развитию речи, составленных студентами (для любой возрастной группы).
План практических занятий 29, 30:
Экспресс-опрос
-назовите принципы планирования работы по развитию речи
- укажите виды планирования работы в разных моделях педагогического процесса.
- укажите формы планирования работы в разных моделях педагогического процесса
Экспресс-опрос
- обозначьте место работы по развитию речи в планировании целостного педагогического процесса
- что такое календарный план работы воспитателя?
- что такое план работы по развитию речи?
1) Анализ календарных планов работы воспитателя по развитию речи детей на один месяц.
2) Анализ планов работы по развитию речи, составленных студентами (для любой возрастной группы).
Задания к семинару: изучить опыт планирования работы по развитию речи воспитателя любого ДОУ; разработать собственный план работы по развитию речи для любой возрастной группы.