Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса. Компьютеризация обучения
Идеи Л.С.Выготского об уровнях психического развития, абсолютной и относительной успешности обучения, идеальном и реальном умственном возрасте легли в основу исследований, рассматривающих обучение с точки зрения его максимально возможной индивидуализации и дифференциации (Выгосткий, 1991)
Дифференциация – создание специализированных классов, школ, программ обучения с учетом наклонностей и способностей обучаемых.
В основе дифференцированного подхода в обучении лежит концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и личности школьника является возможность для каждого ученика продвигаться в овладении учебным материалом в удобном для него темпе.
Индивидуализация – учет психических особенностей обучаемых внутри класса.
Индивидуализация включает в себя: учет особенностей ВНД, учет акцентуаций характера, учет обучаемости и обученности учащихся.
Обучаемость – способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения знаний.
Обученность – объем и качество приобретенных знаний.
Критерии обучаемости:
скорость усвоения новых знаний – темп обобщения.
гибкость мышления
связь конкретного и абстрактного мышления.
Путь дифференциации обучения рекомендуется проводить поэтапно:
создаются группы учащихся, исходя из:
а) мотивации учения обучаемых
б) их знаний, умений и навыков
в) уровня овладения ими приемами учебной деятельности
г) их обучаемости
д) их физической и умственной работоспособности.
2. внутри сильных, средних и слабых групп учащихся создаются подгруппы:
а) с художественным типом мышления
б) с логическим типом мышления
в) с промежуточным типом мышления
3. создаются небольшие группы учащихся, имеющие общие познавательные интересы.
Учитывая уникальность личности ребёнка особо стоит вопрос об индивидуальном подходе в обучении и воспитании.
Индивидуальный подход – принцип обучения, который ориентируется на индивидуальные особенности ребёнка и требует создание психолого-педагогических условий для развития его уникальной личности.
Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. Можно указать наиболее важные области применения в образовании информационно-компьютерных технологий:
Управление образованием ( вычислительная и оргтехника, автоматизация делопроизводства, мониторинг образования).
Информатика и вычислительная техника как цель обучения ( подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий, программному обеспечению, обучение компьютерной грамотности преподавателей и учеников).
Компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным в настоящий моменти наиболее интенсивно развивающимся. Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации( учебники, энциклопедии, атласы, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию).
Педагогической реальностью стали обучающие компьютерные программы- мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную информацию и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося.
Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса.
К основным успехам компьютеризации образования можно отнести следующие:
- повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса, возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование её;
- использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения;
- компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения;
- повышается возможность индивидуализации обучения( темп предъявляемых заданий, выбор тем и заданий с учётом индивидуальности и знаний конкретного ученика).