Занятие №8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ И ЕЁ ПРИЗНАКОВ В МОСКОВСКОЙ И ПЕТЕРБУРГСКОЙ (ЛЕНИНГРАДСКОЙ) ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ.

Литература

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 7-9, 19-21.

2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка// Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 149-156.

3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 7-18.

4. Виноградов В.А. Фонема// Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 552-554.

5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 42-44, 46, 56.

6. Касаткин Л.Л. Фонема // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 596-597.

7. Матусевич М.И. Современный руский язык: Фонетика. М., 1976. С. 41, а также 32-40, 42-43.

8. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С.220-232.

9. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979. С. 90-94.

10. Щерба Л.В. Слог и фонема// Грамматика русского языка. М., 1960. Т. I. С. 49-50.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1.Определите типы ИК в предложении «Какой у неё голос…». Объясните, почему целесообразно сопоставление предложений с одинаковым лексическим составом, но различающихся интонационной оформленностью.

2.Расскажите о функциональном аспекте изучения фонетических единиц. Дайте определение основным терминам, связанным с функциональным аспектом изучения фонетических единиц.

3.Укажите, каковы общие и различительные признаки понятий «звук» и «фонема».

4.Расскажите, какие типы признаков учитываются при характеристике фонемы как функциональной единицы.

5.Объясните, в соответствии с какими правилами устанавливаются постоянные признаки фонемы, как определяются дифференциальные и дополнительные признаки фонемы?

II. Задания:

Проанализируйте определения фонемы и её признаков в работах разных исследователей: представителей Московской фонологической школы (Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского, П.С. Кузнецова), учёных Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (Л. В. Щербы, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич и др.).

Заполните таблицу:

Ав- тор Определе-ние фоне-мы Критерии установле-ния фонемы Типология признаков фонем Реально произно-симые звуки и фонемы Добавочные замечания
           

Сделайте вывод (и запишите в тетради), какие признаки фонемы являются общепризнанными; какие свойства фонемы вызывают дискуссии.

III. Домашнее задание.

А. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.
  2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.
  3. Фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации.

Основное пособие: Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., 1987. С. 150-153, 155-157.

  1. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по признаку наличие/отсутствие палатализации; согласные фонемы, непарные по этому признаку. Дайте по 3 примера сильных, слабых позиций по данному признаку из предложенного текста. Сделайте необходимые пояснения:

После грозы.

Пронёсшейся грозою полон воздух.

Всё ожило, всё дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздых

Сирень вбирает свежести струю.

Всё живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба.

Но всё светлее неба переходы

И высь за чёрной тучей голуба.

Рука художника ещё всесильней

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображённей из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль.

(Б. Пастернак)

Наши рекомендации