Занятие №8
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ И ЕЁ ПРИЗНАКОВ В МОСКОВСКОЙ И ПЕТЕРБУРГСКОЙ (ЛЕНИНГРАДСКОЙ) ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 7-9, 19-21.
2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка// Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 149-156.
3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 7-18.
4. Виноградов В.А. Фонема// Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 552-554.
5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 42-44, 46, 56.
6. Касаткин Л.Л. Фонема // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 596-597.
7. Матусевич М.И. Современный руский язык: Фонетика. М., 1976. С. 41, а также 32-40, 42-43.
8. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С.220-232.
9. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979. С. 90-94.
10. Щерба Л.В. Слог и фонема// Грамматика русского языка. М., 1960. Т. I. С. 49-50.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1.Определите типы ИК в предложении «Какой у неё голос…». Объясните, почему целесообразно сопоставление предложений с одинаковым лексическим составом, но различающихся интонационной оформленностью.
2.Расскажите о функциональном аспекте изучения фонетических единиц. Дайте определение основным терминам, связанным с функциональным аспектом изучения фонетических единиц.
3.Укажите, каковы общие и различительные признаки понятий «звук» и «фонема».
4.Расскажите, какие типы признаков учитываются при характеристике фонемы как функциональной единицы.
5.Объясните, в соответствии с какими правилами устанавливаются постоянные признаки фонемы, как определяются дифференциальные и дополнительные признаки фонемы?
II. Задания:
Проанализируйте определения фонемы и её признаков в работах разных исследователей: представителей Московской фонологической школы (Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского, П.С. Кузнецова), учёных Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (Л. В. Щербы, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич и др.).
Заполните таблицу:
Ав- тор | Определе-ние фоне-мы | Критерии установле-ния фонемы | Типология признаков фонем | Реально произно-симые звуки и фонемы | Добавочные замечания |
Сделайте вывод (и запишите в тетради), какие признаки фонемы являются общепризнанными; какие свойства фонемы вызывают дискуссии.
III. Домашнее задание.
А. Подготовьте ответы на вопросы:
- Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.
- Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.
- Фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации.
Основное пособие: Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., 1987. С. 150-153, 155-157.
- Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по признаку наличие/отсутствие палатализации; согласные фонемы, непарные по этому признаку. Дайте по 3 примера сильных, слабых позиций по данному признаку из предложенного текста. Сделайте необходимые пояснения:
После грозы.
Пронёсшейся грозою полон воздух.
Всё ожило, всё дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Всё живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба.
Но всё светлее неба переходы
И высь за чёрной тучей голуба.
Рука художника ещё всесильней
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображённей из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.
(Б. Пастернак)