Характеристика основних педагогічних законів та закономірностей
Предмет та об’єкт педагогіки. Основні категорії.
Слово педагогика означает детовождение. В Древней Греции педагогом называли раба, который отводил ребёнка хозяина в школу. Педагогика – и наука и искусство.
Педагогика- это наука о воспитании, образовании и обучении людей на всех этапах их возрастного развития.
Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально-активной личности, подготовки её к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.
Объектом педагогикиявляется реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его преумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.
Основные категории педагогики:
Воспитание – это процесс целенаправленного управления формирования и развития человека в соответствии с требованиями общества.
Обучение - это процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого усваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.
Образование – процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных способов деятельности.
Учение – процесс самостоятельного приобретения знаний учащимся.
Характеристика основних педагогічних законів та закономірностей.
Педагогические законы –это объективно-существующие, внутренне-необходимые связи между 2 педагогическими явлениями.
1) Закон «Объективного характера воспитания».
2) Закон «Воспитательного характера обучения»
3) Закон «Воспитание личности в деятельности»: личностное развитие происходит благодаря тому, что человек присваивает общественный опыт путём включения в разнообразные виды деятельности. Эта деятельность должна быть интересной и личностно-значимой для чел-ка.
4) Закон «Природосообразности обучения и воспитания», то есть воспитание и обучение должно соответствовать физиологических, возрастным, половым, психологическим особенностям человека.
5) Закон «Зависимости эффективности воспитания от личности воспитателя, его авторитета и мастерства».
6) Закон «Потребности большой промышленности во всестороннем развитии личности»
С основными педагогическими законами тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Прежде всего это: обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений.
Уровень образования определяется не только требованиями производства, но интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев.
Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Объективной является зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспи
танник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.
3. Методи педагогічних досліджень, їх види.
М. п. и. – это совокупность приёмов, операций, которые направлены на изучение педагогических явлений и процессов.
Виды:
1)Теоретические – изучение педагогического наследия отечественных и зарубежных педагогов, изучение архивных материалов, изучение школьной документации, изучение передового педагогического опыта, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.
2)Практические (эмперические) – анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, интервью, собеседование, изучение продуктов деятельности чел-ка (сочинение, творчество), рейтинг, метод независимых судий, педагогический эксперимент (диагностический этап и формирующий)
3)Методы математической статистики.
4)Логические методы.
Для получения достоверных результатов необходимо использовать батарею методик (набор методик)