Группировка объектов сначала проводится по образцу

Де­ти уже сталкивались с этим видом работы при формировании восприятия, где они группировали предметы по цвету, фор­ме, величине, т.е. опираясь на их внешние признаки.

При формировании мышления большую роль играет предметная классификация, например, посуда — одежда; мебель — одеж­да; транспорт — мебель и др.

***Здесь внешний вид предмета не помогает ребенку отнести предмет к той или иной группе. Ребенок должен мысленно выделить то общее, что объединя­ет предметы в одну группу — их назначение, функцию, кото­рую они выполняют в жизни человека.

После того как ребе­нок проделал эту мысленную работу, сгруппировав предметы, полученные группы нужно обязательно назвать обобщающим словом (посуда, одежда, мебель и т.п.).

Очень важно при классификации одних и тех же предметов или картинок каждый раз класть новые образцы.

*** Например, при клас­сификации посуды и одежды один раз положить в качестве образ­цов тарелку и платье, в другой — чашку и шапку, в третий — блюдце и носки и тд. Наряду с этим необходимо менять и сами картинки или предметы, каждый раз прибавляя к знакомым но­вые, незнакомые.

Другим видом работы является классификация по обобщаю­щим словам, т.е. подведение под понятие.

*** Перед ребенком при этом не кладутся образцы, ему предлагают разложить предметы на две группы по словесной инструкции: в одну положить посу­ду, в другую — одежду.

Это помогает педагогу выявить, в какой мере дети усвоили обобщающие слова, какие предметы они от­носят к данной категории.

Но эти занятия ни в коей мере не заменяют классификацию по образцу, а лишь дополняют ее, так как здесь ребенок не должен сам выделять основание группи­ровки и может действовать механически, по памяти, особенно по отношению к знакомым объектам.

Следующим заданием, направленным на развитие классифи­кации, является группировка предметов или картинок без образ­ца и без обобщающего слова.

**** Это очень трудное задание, оно требует значительной самостоятельности мышления, так как у ребенка нет никакой опоры — ни образца, ни обобщающего слова.

******На первых порах задачу можно облегчать ограничением количе­ства групп и дать ребенку хорошо знакомые картинки, которые он много раз группировал по образцу, по обобщающему слову. Педагог дает ребенку картинки и говорит: «Я даю тебе картинки. Их надо разложить в две коробки.

Подумай, какие картинки ты положишь в одну коробку, а какие — в другую».

***Если ребенок раскладывает картинки в произвольном порядке, педагог гово­рит: «Подумай, какие картинки подходят друг к другу». Если это не помогает, педагог сам раскладывает картинки, потом собира­ет их и предлагает ребенку сделать то же самое.

***Сразу же после этого ребенку даются другие картинки, которые он должен раз­ложить самостоятельно. Если ребенок справился с таким зада­нием, ему можно дать картинки или предметы, не ограничивая количество групп.

Классификацию по образцу, по слову, а также с самостоя­тельным определением принципа группировки нужно проводить не только по предметной отнесенности и функциональному на­значению, но и по свойствам — форме, цвету, величине, матери­алу, весу и др.

К этой же группе заданий относится иисключение четверто­го — лишнего. По существу, это тоже классификация, так как ребенок должен отнести три предмета к одной группе, а один (лишний) — к другой, самостоятельно выделив основание груп­пировки.

ПРИМЕР

***Перед ребенком картинки, на которых изо­бражены стол, платье, стул и шкаф. Чтобы правильно выделить лишний предмет (платье), он должен отнести к одной группе всю мебель и понять, что платье сюда не относится. Но ребенок может рассуждать иначе: «Платье надо повесить в шкаф, а для этого надо встать на стул». «А стол тут лишний». Поэтому, когда ребенок ошибается, нужно терпеливо выяснить, почему он иск­лючил именно эту картинку, а не говорить сразу, что он ошибся. Затем надо объяснить и показать ребенку принцип выделения лишнего, основанный на классификации.

Кроме предметов, которые дети уже классифицировали и мо­гут назвать обобщающими словами, им обязательно надо давать и такие сочетания, которые они не могут назвать обобщающим словом. Здесь словесного объяснения выбора от ребенка доби­ваться не надо.

Например, можно предложить такие сочетания для классификации: хлеб, масло, сахар, яйцо, яблоко; тарелка чашка, книга, стул, ботинки.

Все виды работы по группировке и классификации должны проводиться параллельно, что обеспечивает развитие обобщения сравнения и абстрагирования, и создает условия для возникно­вения логического мышления.

Таким образом, развитие ориентировочно-исследовательской деятельности и формирование основных функций речи позволя­ет преодолеть слабую взаимосвязь у дошкольников с нарушени­ями интеллекта между действием, словом и образом.

Кроме того в процессе коррекционной работы по формиро­ванию мышления происходят положительные изменения в обла­сти развития личности детей с нарушениями интеллекта.

Наши рекомендации