Образец оформления титульного листа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рефераты являются важной составляющей учебного процесса в высшей школе. Стандартизация образования в высшей школе требует определенных стандартов при оформлении контрольно-отчетной документации по текущему или итоговому контролю знаний, умений и навыков, что решается при выполнении студентами вышеуказанной самостоятельной работы. В огромном информационном пространстве поиск необходимой информации стал одним из самых трудоемких процессов, а ее правильное оформление еще больше усложняет этот процесс.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Общие сведения

Рефераты являются составной частью учебного процесса и одним из видов учебно-исследовательской деятельности студентов.

Предлагаемые рекомендации составлены в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразования России, Государственного образовательного стандарта по специальности 050714 Олигофренопедагогика и методических рекомендация УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Написание рефератов способствует углублению профессионального интереса, развитию творческих способностей, формированию навыков самостоятельной работы, практическому применению теоретических знаний в педагогической деятельности.

В ходе выполнения реферата решаются и другие не менее важные задачи. Так, студенты обучаются самостоятельной работе со специальной литературой. Они должны суметь отобрать из предложенных литературных источников те, которые наиболее важны для раскрытия темы. На основе анализа теоретического материала, определить ведущие концепции, с учетом которых целесообразно строить работу. При этом студенты учатся планировать свое исследование, выбирать соответствующие поставленным целям методы исследования.

На протяжении всей работы над рефератом студент должен проявить высокий уровень творческой активности и самостоятельности.Эти задачи ставит перед ним научный руководитель.

Как правило, реферат носит теоретический характер, представляет собой обзор литературы по одной из актуальных проблем специальной педагогикии позволяет студенту выбрать для дальнейшего углубленного изучения один из наиболее значимых аспектов данной проблемы.

Рефераты также могут представлять собственный (авторский) перевод с иностранного языка, содержать описание опыта работы в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, специальных детских образовательных учреждений компенсирующего или комбинированного вида.

Последовательность выполнения реферата

Выбор темы

Тематика реферата определяется студентом самостоятельно в рамках темы «Система помощи людям с ОВЗ за рубежом».

Студенту важно определить для себя, какой аспект темы наиболее интересен, актуален и посилен.

Рекомендуется учитывать соответствие темы современному уровню развития науки, реальным потребностям учебных заведений, коррекционно-развивающему характеру обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Основанием выбора темы является, прежде всего, интерес автора к проблеме, постановке вопроса. При выборе темы следует обязательно учитывать ее значимость, актуальность и наличие круга источников. Желательно, чтобы проблема ориентировала студента на поисковое творчество, углубленное рассмотрение проблемы.

Из названия темы должно быть ясно, что является конкретным предметом исследования. Первоначально сформулированная тема может уточняться, корректироваться в ходе сбора теоретического материала.

Список литературы

Работа над рефератом начинается с составления библиографии по проблеме исследования. Процесс подбора литературы по теме – основа для написания работы, это не механический, а сложный, творческий процесс. Следует руководствоваться качественной стороной используемых источников, не увлекаться большим их количеством. Среди обилия книг, разнообразия их видов и жанров (научная, научно-популярная, справочная, публицистическая литература) студенту важно выбрать свой определенный стиль и порядок в работе.

Можно рекомендовать студенту начинать изучение проблемы с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы. Сначала изучаются работы, вышедшие в последние годы – в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем просматриваются материалы, вышедшие в более раннее время. Студенту необходимо обратиться к справочно-библиографическим каталогам, картотекам в читальных залах и библиотеках. В случае затруднений следует проконсультироваться с библиографом или научным руководителем. В этой работе большую помощь оказывают практические занятия, проводимые сотрудниками библиотеки Университета.

Каталоги, как правило, бывают двух видов – алфавитный и систематический, можно использовать и сведения предметного каталога.

При поиске определенной книги целесообразно пользоваться информацией алфавитного каталога, в котором карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии автора или по заглавию книги. При отборе литературы по интересующей проблеме следует обращаться и к систематическому каталогу, в котором карточки сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знаний, далее рубрики делятся на более мелкие разделы. В предметном каталоге рубрики делят литературу по ее содержанию – по отдельным предметам (направлениям) и др. Каждая отдельная книга имеет свой индекс (шифр), который обязательно нужно выписать, чтобы получить затем необходимое издание для работы.

Можно также обратиться к материалам библиотечных картотек. Такие картотеки, как правило, содержат информацию о статьях по различной тематике.

В последние годы стали доступными и компьютерные универсальные источники информации. Компакт-диск может вмещать информацию, равную по объему многотомному энциклопедическому изданию. Еще более широкие возможности открывает Интернет – источники информации пользователь находит по электронным адресам.

Затем составляется список необходимой (или имеющейся) литературы или оформляются карточки с обязательным указанием данных об авторе (авторах), полном названии, месте и времени издания. Хранятся карточки в наиболее удобном для владельца порядке – алфавитном, хронологическом, тематическом.

После этого следует тщательно изучить всю необходимую общую и специальную литературу, а также документы органов образования об образовательных учреждениях и детях с нарушениями развития. При анализе литературы важно обратить особое внимание на методику проведения экспериментальных исследований, обработку полученных материалов, их анализ и обобщение. Это может помочь в организации собственного эксперимента по теме курсовой работы.

В результате изучения литературы студент составляет окончательный план своей работы, уточняя конечные цель и задачи.

Рефераты не являются простым конспектом нескольких книг, а предполагают самостоятельное изложение проблемы, собственные рассуждения студента на основе содержащихся в литературе сведений.Следует иметь в виду, что научные исследования в области педагогики и психологии насыщены словесными доказательствами, сравнениями, интерпретациями фактов, поэтому установить объективность данных студенту поможет анализ позиции автора.

Изучение широкого круга разнообразных источников по исследуемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использования непроверенных или недостоверных фактов, что подчас зависит от индивидуального видения проблемы ученым. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречивая информация, то логично изложить разные сведения, признать одни мнения спорными, правоту других попытаться аргументировать, обосновать свою позицию.

При прочтении письменных источников можно использовать пронумерованные или цветные закладки – это поможет легче ориентироваться в тексте. Например, каждому пункту плана будет соответствовать свой номер или цвет закладки. Удобно применять широкие закладки, на которых можно что-либо отмечать в ходе работы. Полезно закладывать получаемую информацию в таблицы, схемы. Написание и значение терминов, фамилии и инициалы исследователей уточняются по справочникам, энциклопедиям.

Выписки лучше делать на отдельных листах, карточках, удобных для последующей систематизации материала. Можно группировать их в любом порядке, раскладывать в папки или конверты, подчиняя логике изложения и структуре работы.

Наиболее часто на карточках помещаются цитаты, то есть дословно выписанные части авторского текста. Для каждой цитаты удобно иметь отдельную карточку. В цитате сохраняются все особенности языка, орфографии и синтаксиса, пропуски обязательно отмечаются многоточием. Все выписки сопровождаются указанием страниц цитируемых (воспроизводимых дословно) отрывков. Выделение автором курсовой работы определенных слов в цитируемом отрывке обязательно оговаривается. Ссылки на литературу, с которой автор сам не работал, не допускаются.

При изучении письменных источников не следует механически копировать целые фразы, абзацы, проводится так называемое конспектирование. В буквальном смысле «конспект» обозначает «обзор». Конспектирование – это краткое, лаконичное письменное изложение основного содержания, смысла какого-либо текста. Этот процесс требует активной мыслительной работы. В любом материале содержится информация трех видов: главная, второстепенная и вспомогательная. Главной является информация, имеющая наиболее важное значение для раскрытия существа того или иного вопроса, темы. Второстепенная информация служит для пояснения, уточнения главной. К этому типу информации относятся разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования). Назначение вспомогательной информации – помочь читателю лучше понять данный материал. Это всякого напоминания о ранее излагавшемся материале, заголовки, подзаголовки, вопросы.

Рекомендуется главную информацию записывать полностью, иногда дословно (цитировать), вспомогательную опускать. Основное содержание конспекта будет составлять переработанная в целях сокращения и обобщения второстепенная информация и представленная в виде тезисов, аргументов и выводов, изложения основных результатов (возможно в схемах, таблицах).

После того, как студент убедится, что материала для раскрытия темы собрано достаточно, можно уточнить формулировки пунктов плана курсовой работы (они будут соответствовать заголовкам разделов работы) и приступать к написанию текста.

Типичная ошибка при написании реферата – стремление выполнить все «с ходу», переписывая из нескольких книг части текста.Высокой оценки такая работа, как правило, не заслуживает. Основное направление деятельности студента по переработке собранной информации – это не бездумное переписывание отрывков из имеющихся исследований, а тщательный отбор и систематизация материала, выражение критической, собственной оценки тех или иных сведений, суждений.В окончательный вариант работы может войти лишь часть всего материала.

Целесообразно писать на одной стороне листа, оставляя широкие поля. Это позволит в дальнейшем при редактировании текста вносить дополнения (так называемые маргиналии – пометки на полях, от лат. marginalis – находящийся на краю), либо исправлять последовательность написания, делать вставки.

Выполняя реферат, студенту следует помнить, что компиляция («механическое» соединение заимствований из различных литературных источников, включая Internet), не допустима и может служить причиной отрицательной оценки.

Составление плана реферата

Предварительный обзор литературы по проблеме дает общее представление относительно объема предстоящей работы в целом.

После ознакомления с литературой по проблеме исследования необходимо разработать структуру работы, составить план ее написания. План (этот раздел в тексте работы называют Содержание) определяется темой, спецификой поставленных проблем, характером работы. После решения, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в процессе работы, составляется рабочий план, который уточняется в ходе написания работы.

Планирование играет важную роль, так как представляет собой проектирование будущей деятельности, ее общий замысел. План может быть как простым (содержать лишь основные пункты), так и сложным (иметь главные и раскрывающие их второстепенные пункты). Основные пункты должны быть представлены в виде завершенной мысли.

Как правило, план составляется на основе проблемного подхода к рассмотрению того или иного процесса или явления. На основании плана ведется накопление и целенаправленный отбор необходимого материала, определяется деление текста на логически соподчиненные элементы, дается название частям курсовой работы, составляется его оглавление (содержание).

Считается целесообразным следующее построение работы:

- Введение;

- Основная часть (теоретическая, обязательно с названием);

- Заключение (выводы);

- Список литературы;

- Приложения.

Название пунктов плана должно точно соответствовать заголовкам текста.

Во «Введении» необходимо дать обоснование актуальности темы в социальном и психолого-педагогическом аспекте, показать ее значимость для практики изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Определяется цель и задачи исследования, при их формулировании используются, например, глаголы: изучить, выявить, установить, определить и т.п. Указываются предмет, объект, гипотеза, база исследования. Раскрываются методы, которые будут использованы. Указывается структура работы.

Введение – очень ответственная часть работы, так как ориентирует на последующее раскрытие темы. Это своеобразная визитная карточка всей работы. Тем не менее, окончательный текст этого раздела лучше писать после завершения работы над основной частью, когда будут определены результаты реферирования (обзора литературы).

Объем Введения составляет примерно десятую часть от общего объема работы.

В основную часть входят главы, содержащие обзор литературных материалов. Эта часть разделяется на соразмерные друг другу главы и параграфы. В содержании раскрываются все пункты составленного ранее плана.

Необходимо связно изложить накопленный и проанализированный материал. При анализе литературы должно найти отражение знание основных методологических положений науки. Необходимо установить и затем обобщить применительно к изучаемому вопросу то главное, что накоплено теорией и практикой олигофренопедагогики. Следует также тщательно изучить медицинскую литературу, связанную с проблемой исследования. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее и собственная позиция автора работы.

Обзор литературных данных должен заканчиваться краткими выводами, в которых содержится собственная оценка. В этой главе раскрывается и состояние исследуемой проблемы в практике. Выдвинутые положения необходимо научно обосновать, систематизировать, доказать.

Между главами необходим логический переход, все части работы должны объединяться общей направленностью. Важно добиваться того, чтобы основная идея, выдвинутая во Введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на решение главных задач.

Заключение (выводы) работы должно включать оценку всей проделанной работы, содержать ясные ответы на поставленные вопросы. Важно раскрыть авторскую точку зрения, разработать рекомендации, предложения, направленные на улучшение существующей практики обучения и воспитания детей с нарушениями развития. В тех случаях, когда проведенный эксперимент является составной частью исследования по разрабатываемой проблеме, необходимо указать направление дальнейших исследований по теме. Заключение по объему не должно превышать Введения.

Отдельно мы хотели бы остановиться на вопросе о языке и стиле реферата.

Данные виды работ предполагают умение использовать в письменной речи особенности научного стиля.

Характерной чертой научного стиля является использование терминов, различного рода клише (например, состоит из …; заключается в …; представляет собой … и др.)

Синтаксическими особенностями научного стиля являются различные типы сложных, сложноподчиненных предложений с союзами благодаря тому, что …; в связи с тем, что …; в силу того, что … и др.

Для связи частей текста используются следующие слова и словосочетания: поэтому; при этом; сначала; затем; вместе с тем; в заключении; таким образом; итак; следовательно; во-первых, во-вторых, наконец; с одной стороны, с другой стороны; в противоположность этому; в результате; в связи с этим; как указывалось; как было показано; как указано выше; согласно этому; подобно этому; сообразно с этим; соответственно этому; предшествующий; вышеописанный; вышеприведенный; вышеупомянутый; изложенный; доказанный; описанный; отмеченный; перечисленный; приведенный; сформулированный; упомянутый; установленный; нижеследующий; последующий; дальнейший; приводимый; рассматриваемый; анализируемый и др.

Обобщающая информация вводится выражениями: приведем пример …; выясним отношение …; рассмотрим точки зрения …; более того …; аналогично и др.

Для выражения пояснения, уточнения, выделения частного случая: например; именно; только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; в частности и др.

Выражение предположения: предположить, что …; допустить; высказать свое предположение; выдвинуть гипотезу о …; условимся, что … и др.

Выражение уверенности: убежден; уверен; считать, что …; полагать, что …; придерживаться точки зрения; автор убедительно доказывает, что …; это доказывает, что …; нет сомнений в том, что …; в этой связи ясно, что …; автор отстаивает точку зрения и др.

Выражение согласия: одобрить; соглашаться; разделить точку зрения; подтвердить; придерживаться подобного мнения и др.

Выражение критики (несогласия): отметить недостатки; вскрывать недостатки; упрекать в неточности (небрежности); критиковать; возражать; оспаривать; расходиться во взглядах с …; опровергать; пренебрегать; игнорировать; упускать из виду; необоснованно утверждает; критически относится; ставит невыполнимую задачу; не подтверждает вывода фактами; непонятно, что …; сомнительно, что …; выдвинуть; привести; отказаться от своих убеждений и др.

Для оформления обобщений, выводов, заключения можно использовать такие средства организации связного текста: таким образом; итак; вообще; следовательно; из сказанного следует; автор приходит к выводу (заключению); автор подводит итог; в итоге можно прийти к выводу; в заключение можно сказать, что …; из приведенных данных следует, что …; на основе этого мы убеждаемся в том, что …, и др.

В научных работах не рекомендуется употреблять выражения-штампы, например «во главу угла», «красной нитью»; по возможности следует избегать неоднократного повторения слов и словосочетаний, следует избегать неоднократного повторения слов и словосочетаний. В работе рекомендуется вести изложение от первого лица множественного числа («Мы наблюдали», «Мы отметили» и т.п.). В отдельных случаях можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», «на основе выполненного анализа можно утверждать, что …», «собранный фактический материал подтвердил, что …» и т.п.

Приложение является конкретным подтверждением тех положений и суждений, которые высказаны в основной части работы. Оно может содержать образцы методик, которые были использованы при обследовании детей (рисунки, фотокопии, протоколы экспериментов), медицинская и психолого-педагогическая документация ребенка, творческие работы детей (рисунки, сочинения, поделки и т.д.), конспекты уроков, наглядный материал и прочее. Не следует загромождать приложение большим количеством материала. Целесообразно помещать только самый доказательный материал.

Список литературы представляет собой список фактически использованной литературы. Он должен быть грамотно составлен. Принято следующее оформление библиографического материала:алфавитный порядок, фамилия автора, его инициалы, название работы, место издания, название издательства, год издания (например, Левченко И.Ю. Психопатология. Теория и практика. – М.: Владос, 2000.).

Статья из сборника оформляется следующим образом: Автор (фамилия, затем инициалы). Заглавие статьи //Заглавие сборника/ Редактор. Составитель. – Место издания: Издательство, год. (Например, Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей //Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия /Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. – С.-Пб.: Литера, 1996.).

Статья из журнала, газеты описывается: Автор. Заглавие статьи //Название журнала. – Год выпуска. – № выпуска.С. (например, Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения //Дефектология. – 1999. - № 5.С.4-7).

В реферате должно быт проанализировано не менее 5 источников.

Оформление реферата

Рефераты должны быть оформлены в соответствии с существующими требованиями. Работы напечатана через 1,5 межстрочных интервала; размер шрифта - Times New Roman, 14; на одной стороне листа формата А 4. Обязательны поля (верхнее – не менее 25 мм, нижнее – не менее 25 мм, левое – не менее 30 мм, правое – не менее 20 мм). Количество знаков на строке – 62 – 65, плотность текста должна быть одинаковой.

При упоминании в тексте фамилий ученых, исследователейих инициалы, как правило, ставятся перед фамилиями (М.Е. Хватцев), а в списке литературы – сначала фамилия, затем инициалы (Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1989.). Если приводится цитата, то она оформляется в кавычках с указанием страницы.

Титульный лист оформляется в соответствии с принятой формой, установленной в Университете (См. Приложение). На титульном листе указываются название ВУЗа, факультета, кафедры, наименование работы (реферат), название темы, автор (фамилия, имя, отчество, курс, группа), научный руководитель работы (ученое звание, должность, фамилия, имя, отчество). Титульный лист включается в общую нумерацию работы (1), но не нумеруется.

Содержание приводится на втором листе. Указываются наименования всех разделов и подразделов работы с указанием страниц их начала. Необходимо, чтобы все части плана были четко выделены в тексте работы.

Заголовки разделов (основных частей плана) печатаются прописными буквами, заголовки подразделов (параграфов глав) – первая буква прописная, далее строчными. Переносы слов в заголовках не допускаются. В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяет точка.

Каждый раздел в тексте работы следует начинать с новой страницы. Расстояние между заголовками и текстом должно соответствовать 2 интервалам, знак параграфа не ставится.

Для нумерации разделов работы используется арабская нумерация. Например:

Введение

Глава 1. __________________________________________________

1.1 ___________________________________________________

1.2 ___________________________________________________

Глава 2. __________________________________________________

2.1 ___________________________________________________

2.2 ___________________________________________________

2.3 ___________________________________________________

Глава 3. __________________________________________________

3.1 ___________________________________________________

3.2 ___________________________________________________

Заключение

Список литературы

Приложения

Рефератыдолжны соответствоватьследующим требованиям:

1. Актуальность темы.

2. Четкость формулировки цели и задач исследования.

3. Использование фактического материала.

4. Изложение собственной точки зрения по рассматриваемому вопросу.

5. Творческий подход к решению поставленной проблемы.

6. Практическая значимость работы, возможность ее применения в дальнейшей работе специалиста-дефектолога.

Приложение 1.

Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Дефектологический факультет

Кафедра олигофренопедагогики

Наши рекомендации