Результаты рисуночного теста

Исследование проводили в Детском доме-интернате № 1 (Петродворец) для детей с отклонениями в умственном развитии. В этом закрытом интернатном учреждении живут, учатся и трудятся 340 детей с разной степенью умственной отсталости. Первоначально было решено исследовать детей препубертатного периода (10—11 лет), но апробация методик не дала значимых результатов, по­этому были обследованы подростки в пубертатном периоде развития.

Были изучены психолого-педагогические характеристики воспитанников. После анализа результатов были сформированы 4 группы обследованных:

□ группа 1 — девочки (20 чел.) IQ — 70—60. Диагноз: легкая умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет;

□ группа 2 — девочки (20 чел.) IQ — 50-40. Диагноз: умеренная умствен­ная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет;

□ группа 3 — мальчики (20 чел.) 1Q 70-60. Диагноз: легкая умственная от­сталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет;

□ группа 4 — мальчики (20 чел.) IQ 50—40. Диагноз: умеренная умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет.

При применении праксиметрического метода, основанного на анализе ри­сунков подростков «Нарисуй человека своего и противоположного пола», ис­пользовали для интерпретации элементы проективной методики К. Маховер «Нарисуй человека» (1996).

К. Маховер, анализируя детские рисунки с клиническими данными, выде­лила ряд признаков интерпретации человеческой фигуры, касающихся не уров­ня интеллектуального развития, а личностных особенностей. Считается, что, изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется с ним и на­деляет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственного внутреннего мира. Следует отметить, что теоретические ос­нования такого подхода по сей день являются спорными и разделяются не все­ми. Интерпретации по К. Маховер дают представление о неких общих тенден­циях, но не позволяют поставить точный психологический диагноз.

Цель исследования с помощью этой методики — выявление представлений о человеке мужского и женского пола через определение суммы половых при­знаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Задание выполнялось индивидуально. Рисование предваряла небольшая беседа, по­строенная в форме «вопрос—ответ».

1. Ты — человек какого пола?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противополож­ным?

Инструкция:

«1. Нарисуй человека своего пола: а) в одежде; б) без одежды. 2. Нарисуй человека противоположного пола: а) в одежде; б) без одежды».

Учитывая тот факт, что работа проводилась с умственно отсталыми подрост­ками, обязательно уточняли, понятно ли задание. Время рисования не огра­ничивали, никаких дополнительных инструкций не давали.

При оценке учитывали изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оценивали следующие параметры:

1) соответствует ли изображение фигуры полу;

2) соответствует ли одежда и аксессуары полу;

3) соответствует ли прическа полу;

4) изображены ли вторичные половые признаки;

5) изображены или нет первичные половые признаки — гениталии.

По этим критериям 1 балл ставился при соответствии, а 0 — при несоответ­ствии признака половой идентичности. Кроме этого, по К. Маховер, выделен ряд признаков, которые нельзя оставить без внимания и наличие которых в рисунках помогает оценить признаки половой идентичности.

1. Лицо — символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетко, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.

2. Глаза — красивые глаза, длинные ресницы — признак эстетических на­клонностей, женственности, у девочек — признак половой идентифи­кации.

3. Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки — признак половой идентификации.

Оценку рисунков проводили по описанным ниже параметрам.

1. Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи ма­ленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин) — 1 балл, отсутствие в изображении фигуры призна­ков полов.

2. Одежда, свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол), брю­ки, рубашка, шорты (мужской), присутствие одежды, свойственной полу — 1 балл, отсутствие — 0.

3. Прическа в соответствии с полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присут­ствие признаков — 1 балл, отсутствие — 0.

4. Вторичные половые признаки при изображении обнаженного тела (грудь, оволосение) — 1 балл, отсутствие — 0.

5. Первичные половые признаки (гениталии), если изображены — 1 балл, нет — 0.

6. Дополнительные баллы присваивались за наличие в рисунке признаков половой идентификации (по К. Маховер); красивые глаза, длинные рес­ницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтере­сованности), максимально — 3 балла.

Результаты оценки рисунков (табл. 17 и 18) показали, что в обнаженном виде какдевочки,таки мальчики изображают фигуру человека своего и противопо­ложного пола, которая идентифицируется в небольшом числе случаев — в 10— 30%, причем в группах с умеренной умственной отсталостью хуже, чем с легкой. Трудности с половой идентификацией связаны с тем, что лишь в единичных

Таблица 17

Оценка рисунков «Нарисуй человека своего пола» подростками с разной степенью умственной отсталости,%

Оцениваемые параметры Девочки Мальчики
ЛУО УУО ЛУО УУО
Фигура в соответствии с особенностями пола 20,0 10,0 30,0 10,0
Одежда, соответствующая полу 100,0 80,0 70,0 20,0
Прическа, соответствующая полу 80,0 10,0 80,0 40,0
Первичные половые признаки 10,0 - 20,0 -
Вторичные половые признаки 50,0 - - -

Табли ца 18

Оценка рисунков «Нарисуй человека противоположного пола» подростками с разной степенью умственной отсталости,%

Оцениваемые параметры Девочки Мальчики
ЛУО УУО ЛУО УУО
Фигура 20,0 10,0 30,0 10,0
Одежда 70,0 30,0 70,0 10,0
Прическа 80,0 50,0 80,0 40,0
Первичные половые признаки 30,0 - 20,0 _
Вторичные половые признаки 10,0 - 30,0 20,0

рисунках дети изображают первичные и вторичные половые признаки. Только половина девочек с легкой умственной отсталостью изображают лицо, губы и глаза, которые помогают идентифицировать пол изображенного человека.

Если подростки изображают человека в одежде и с прической, то ситуация изменяется: идентификация человека в этом случае значительно повышается при изображении своего и противоположного пола у девочек и мальчиков с легкой умственной отсталостью и улучшается у девочек с умеренной умствен­ной отсталостью (табл. 17 и 18).

Интерпретация признаков по К. Маховер позволила установить ряд харак­терных различий (рис. 26 и 27).

Рисунки девочек с изображением половых признаков своего пола являются более точными, чем противоположного. Рисунки девочек с легкой умствен­ной отсталостью при изображении человека противоположного пола качествен­но полнее, чем у девочек с умеренной умственной отсталостью. Изображение человека своего пола (женщины) информативнее, чем человека противополож­ного пола, соответственно, в группе 1 — 54 и 36%, в группе 2 — 34 и 14%, что позволяет сделать вывод, что информации о своем поле у девочек больше, чем о противоположном. В обеих группах в рисунках девочек информативными для отражения особенностей пола оказались признаки прически и одежды, свойственные своему или противоположному полу.

Результаты рисуночного теста - student2.ru

Результаты рисуночного теста - student2.ru

Рисунки мальчиков с более высоким уровнем интеллекта (группа 3) полнее отражают признаки обеих полов, чем рисунки мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития (группа 4). Соотношение в процентах: в группе 3 — 46% (свой пол), 22% (противоположный пол), в группе 4 — 16% (свой пол), 10% — противоположный пол. Информация о поле просматривалась в рисун­ках мальчиков третьей группы в признаках одежды и прически, а в четвертой группе этого не наблюдалось.

Таким образом, интерпретация признаков по К. Маховер показала, что в рисунках подростков преобладает подчинение власти женщины: придание большего значения так называемым женским идентификациям (женский пер­сонаж больше мужского, более точно нарисованный). Это могло сложиться под влиянием «женского воспитания» в условиях закрытого детского учреждения, где персонал в основном женский. Отмечается также зрелость девочек по от­ношению к мальчикам при отражении признаков своего пола (рисунки более детализированы, сексуальные отличия более четкие, в то же время мальчики полнее отражают признаки противоположного пола.

Все изложенное выше позволяет сделать ряд выводов.

1. Половая идентичность умственно отсталых подростков находится в пря­мой зависимости от уровня интеллектуального развития; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифицирует подросток свой и противоположный пол.

2. Осведомленность подростков о своем и противоположном поле у дево­чек выше, чем у мальчиков с аналогичным уровнем интеллекта. Рисун­ки девочек более зрелые, половые различия указаны подробнее.

3. Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о про­тивоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.

4. Представления об отличии полов просматриваются в большинстве слу­чаев в изображении внешнего вида человека (одежда, прическа), пер­вичные половые признаки появляются в рисунках детей с более разви­тым интеллектом.

5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (ВПР)

Психодиагностический тест ВПР позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоци­ональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начиная с 4 лет.

Тест ВПР — модификация психологического теста «Предпочитаемый тип симпатии» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990), который был создан для исследования осознаваемых и неосознаваемых проявлений симпатии у чле­нов семьи.

Метод относится к невербальным и соответствует понятию импрессивных проективных тестов. Результаты теста имеют количественные выражения, что позволяет отнести его также и к шкальным методам.

Теоретическое обоснование теста ВПР опирается на особенности субъек­тивного зрительного восприятия, влияния феноменов идентификации, кате­горизации и психологических установок на восприятие. Человек останавлива­ет свой выбор именно на тех портретах, которые имеют для него личностный смысл, которые по тем или иным причинам оказываются значимыми (пози­тивно или негативно).

Стимульный материал представляет собой набор из 30 карточек размером 6x9 см, в котором 15 мужских и 15 женских штриховых портретов. Все карточ­ки разделены на 5 возрастных групп; по 6 карточек в каждой группе, где 3 муж­ских портрета и 3 —женских.

Границы возрастных групп и терминология приведены в соответствии с Международной классификацией ООН:

□ группа 1 — дети в возрасте от 4 до 12 лет;

□ группа 2 — подростковый и юношеский возраст (13—21 год);

□ группа 3 — возраст ранней зрелости (22—35 лет);

□ группа 4 — возраст поздней зрелости (36—55(60) лет);

□I группа 5 — пожилой возраст (старше 55 (женщины), 60 (мужчины) лет).

Всем испытуемым предлагается ранжировать предпочитаемые и отвергае­мые портреты определенным образом.

Первичные результаты выборов испытуемых анализируются с помощью специального математического аппарата. Разработаны формулы для вычисле­ния коэффициентов предпочтения и отвержения портретов по половому при­знаку. Каждая формула «учитывает» 6 первичных значений, предпочитаемые портреты обозначены знаком (+), отвергаемые — знаком (—).

КМ± — взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужс­ких портретов, отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;

KF± — взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов, отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.

Все полученные результаты обработаны методом вариационной статисти­ки с определением средней арифметической (<х>), ошибки средней арифме­тической (Дх) и среднеквадратичного отклонения (а).

I

Статистические решения принимались на 5%-ном уровне значимости при двусторонней альтернативе для критерия Стьюдента.

Доказана надежность и валидность методики для исследования лиц с нару­шением интеллекта.

Проективный тест ВПР позволяет сделать заключение о принятии субъек­том себя в половозрастном аспекте, своей половой роли и отношении к ней, в данной системе отношений.

С помощью теста ВПР была исследована группа девочек (43 чел.). Девочки проживают в Детском доме-интернате № 1 (г. Петродворец) около 10 лет. Воз­раст исследуемых 14—18 лет.

Данную основную группу мы разделили на две подгруппы, по степени вы­раженности интеллектуального дефекта. Подгруппа 1 состоит из 23 девочек с умственной отсталостью в легкой степени (IQ = 70—60).

Подгруппа 2 состоит из 20 девочек с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени (IQ = 50—40).

В качестве испытуемых контрольной группы были исследованы 57 девочек — учениц трех девятых классов средней школы № 263 Центрального района Санкт-Петербурга. Возраст испытуемых — 14-16 лет.

Исследования проводили индивидуально с каждым обследуемым в форме беседы-наблюдения. Беседы с девушками из основной группы отличались бо­лее подробным, чем в контрольной группе, разъяснением инструкции, отсут­ствием ограничения во времени, подробным обсуждением результатов, боль­шим набором уточняющих вопросов.

Всем испытуемым предлагали следующую инструкцию: «Разложите на столе все карточки с портретами. Внимательно рассмотрите их и выберите 6 карточек, которые кажутся вам наиболее приятными, и 6 — наиболее неприятными. Вы­бранные карточки расположите в двух рядах: предпочитаемые, начиная с само­го приятного портрета; отвергаемые, начиная с самого неприятного портрета».

Вычисляли следующие показатели (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999): взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских пор­третов (КМ+), отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли; взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) жен­ских портретов (KF±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.

Девушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой степенью умствен­ной отсталости), быстро справлялись с заданием, у них не возникало трудно­стей в усвоении и выполнении инструкции, они выражали заинтересованность при выполнении задания, легко отвечали на заданные вопросы.

В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были отмечены зна­чительные трудности в усвоении и выполнении инструкции. Ответы девушек на дополнительные вопросы были стереотипны и односложны.

Полученные результаты в подгруппах 1 и 2 имели значительные различия и были обработаны раздельно.

По данным, полученным в ходе исследования, девочки из подгруппы 1 вы­бирали портреты, соответствующие своему полу и возрасту, в 84,5% случаев, а в подгруппе 2 — в 40%.

Результаты рисуночного теста - student2.ru

Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и положительно­го отношения к образу Я. В подгруппе 1 полученные данные были более чем в 2 раза выше, чем в подгруппе 2, что связано с более выраженным интеллекту­альным нарушением девочек из этой подгруппы. Полученные данные отраже­ны графически (рис. 28).

У девочек из основной группы (подгруппа 1) коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов, и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портре­тов. Мужские портреты чаще отвергались девочками, чем предпочитались.

Девушки отдавали предпочтение женским портретам 1-3 возрастных групп и отвергали портреты пожилых женщин. В числе предпочитаемых мужских порт­ретов девушки чаще выбирали портреты юношей и молодых мужчин. Среди от­вергаемых — портреты мальчиков и портреты мужчин пятой возрастной группы. Портреты юношей и девушек предпочитали одинаково, причем мужские порт­реты только этой возрастной группы предпочитались больше, чем отвергались.

Аналогичные данные были получены в контрольной группе девочек.

Иная картина наблюдается у девочек с умеренной умственной отсталостью. В этой подгруппе коэффициент предпочитаемых мужских портретов был дос­товерно выше, чем коэффициент предпочитаемых женских портретов. Вместе с тем мужские портреты больше отвергались, чем предпочитались. Таким об­разом, мужские портреты больше выбирались девочками подгруппы 2 как сре­ди предпочитаемых, так и среди отвергаемых портретов, что свидетельствует об их высокой значимости.

Резюмируя полученные данные, следует отметить, что инвалидность по физическим и психическим заболеваниям может по-разному влиять на инди­видуальную сексуальность и освоение половой роли. Она отражается не толь­ко на самовосприятии, сексуальных и общественных отношениях индивида, но и на его социальном статусе. Долгое время общественное мнение придава­ло значение лишь обеспечению безопасности и социальному обслуживанию инвалидов. Постепенно общество начинает осознавать, что инвалиды испы-

тывают определенные потребности (в том числе и сексуальные) и имеют такие же права на их удовлетворение, как и все остальные люди. Сексуальные по­требности должны учитываться в целостном подходе к решению различных проблем лиц с разной степенью умственной отсталости.

Полученные результаты позволяют заключить, что негрубое нарушение ин­теллекта не имеет значительного влияния на формирование полоролевой иден­тичности. Результаты, полученные в подгруппах 1 и 2 основной группы, име­ют резко выраженные различия. Полученные данные свидетельствуют, что в подгруппе 2 наблюдается тенденция к непринятию своей половой роли и пред­почтение мужского стиля поведения. Условия воспитания и содержания дево­чек обеих подгрупп одинаковы, что дает нам возможность утверждать, что раз­личия вызваны более грубым нарушением интеллекта, имеющегося у девочек подгруппы 2. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что выражен­ное нарушение интеллектуального развития влияет на формирование полоро­левой идентичности.

Освоение умственно отсталыми девушками понятий собственной сексуаль­ности, своих потребностей и возможностей видится нам чрезвычайно значи­мым для процесса интеграции их в социуме. Члены семьи, работники образо­вания, здравоохранения и другие лица, осуществляющие уход за детьми со сниженным интеллектом, должны владеть информацией об особенностях пси­хосексуального развития умственно отсталых, поскольку это сделает помощь более эффективной и сведет к минимуму риск сексуального злоупотребления и использования детей с умственной отсталостью.

Наши рекомендации