Результаты рисуночного теста
Исследование проводили в Детском доме-интернате № 1 (Петродворец) для детей с отклонениями в умственном развитии. В этом закрытом интернатном учреждении живут, учатся и трудятся 340 детей с разной степенью умственной отсталости. Первоначально было решено исследовать детей препубертатного периода (10—11 лет), но апробация методик не дала значимых результатов, поэтому были обследованы подростки в пубертатном периоде развития.
Были изучены психолого-педагогические характеристики воспитанников. После анализа результатов были сформированы 4 группы обследованных:
□ группа 1 — девочки (20 чел.) IQ — 70—60. Диагноз: легкая умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет;
□ группа 2 — девочки (20 чел.) IQ — 50-40. Диагноз: умеренная умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет;
□ группа 3 — мальчики (20 чел.) 1Q 70-60. Диагноз: легкая умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет;
□ группа 4 — мальчики (20 чел.) IQ 50—40. Диагноз: умеренная умственная отсталость, в учреждении живут 9—10 лет, возраст 14—16 лет.
При применении праксиметрического метода, основанного на анализе рисунков подростков «Нарисуй человека своего и противоположного пола», использовали для интерпретации элементы проективной методики К. Маховер «Нарисуй человека» (1996).
К. Маховер, анализируя детские рисунки с клиническими данными, выделила ряд признаков интерпретации человеческой фигуры, касающихся не уровня интеллектуального развития, а личностных особенностей. Считается, что, изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственного внутреннего мира. Следует отметить, что теоретические основания такого подхода по сей день являются спорными и разделяются не всеми. Интерпретации по К. Маховер дают представление о неких общих тенденциях, но не позволяют поставить точный психологический диагноз.
Цель исследования с помощью этой методики — выявление представлений о человеке мужского и женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Задание выполнялось индивидуально. Рисование предваряла небольшая беседа, построенная в форме «вопрос—ответ».
1. Ты — человек какого пола?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным?
Инструкция:
«1. Нарисуй человека своего пола: а) в одежде; б) без одежды. 2. Нарисуй человека противоположного пола: а) в одежде; б) без одежды».
Учитывая тот факт, что работа проводилась с умственно отсталыми подростками, обязательно уточняли, понятно ли задание. Время рисования не ограничивали, никаких дополнительных инструкций не давали.
При оценке учитывали изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оценивали следующие параметры:
1) соответствует ли изображение фигуры полу;
2) соответствует ли одежда и аксессуары полу;
3) соответствует ли прическа полу;
4) изображены ли вторичные половые признаки;
5) изображены или нет первичные половые признаки — гениталии.
По этим критериям 1 балл ставился при соответствии, а 0 — при несоответствии признака половой идентичности. Кроме этого, по К. Маховер, выделен ряд признаков, которые нельзя оставить без внимания и наличие которых в рисунках помогает оценить признаки половой идентичности.
1. Лицо — символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетко, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.
2. Глаза — красивые глаза, длинные ресницы — признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек — признак половой идентификации.
3. Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки — признак половой идентификации.
Оценку рисунков проводили по описанным ниже параметрам.
1. Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин) — 1 балл, отсутствие в изображении фигуры признаков полов.
2. Одежда, свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол), брюки, рубашка, шорты (мужской), присутствие одежды, свойственной полу — 1 балл, отсутствие — 0.
3. Прическа в соответствии с полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков — 1 балл, отсутствие — 0.
4. Вторичные половые признаки при изображении обнаженного тела (грудь, оволосение) — 1 балл, отсутствие — 0.
5. Первичные половые признаки (гениталии), если изображены — 1 балл, нет — 0.
6. Дополнительные баллы присваивались за наличие в рисунке признаков половой идентификации (по К. Маховер); красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), максимально — 3 балла.
Результаты оценки рисунков (табл. 17 и 18) показали, что в обнаженном виде какдевочки,таки мальчики изображают фигуру человека своего и противоположного пола, которая идентифицируется в небольшом числе случаев — в 10— 30%, причем в группах с умеренной умственной отсталостью хуже, чем с легкой. Трудности с половой идентификацией связаны с тем, что лишь в единичных
Таблица 17
Оценка рисунков «Нарисуй человека своего пола» подростками с разной степенью умственной отсталости,%
Оцениваемые параметры | Девочки | Мальчики | ||
ЛУО | УУО | ЛУО | УУО | |
Фигура в соответствии с особенностями пола | 20,0 | 10,0 | 30,0 | 10,0 |
Одежда, соответствующая полу | 100,0 | 80,0 | 70,0 | 20,0 |
Прическа, соответствующая полу | 80,0 | 10,0 | 80,0 | 40,0 |
Первичные половые признаки | 10,0 | - | 20,0 | - |
Вторичные половые признаки | 50,0 | - | - | - |
Табли ца 18
Оценка рисунков «Нарисуй человека противоположного пола» подростками с разной степенью умственной отсталости,%
Оцениваемые параметры | Девочки | Мальчики | ||
ЛУО | УУО | ЛУО | УУО | |
Фигура | 20,0 | 10,0 | 30,0 | 10,0 |
Одежда | 70,0 | 30,0 | 70,0 | 10,0 |
Прическа | 80,0 | 50,0 | 80,0 | 40,0 |
Первичные половые признаки | 30,0 | - | 20,0 | _ |
Вторичные половые признаки | 10,0 | - | 30,0 | 20,0 |
рисунках дети изображают первичные и вторичные половые признаки. Только половина девочек с легкой умственной отсталостью изображают лицо, губы и глаза, которые помогают идентифицировать пол изображенного человека.
Если подростки изображают человека в одежде и с прической, то ситуация изменяется: идентификация человека в этом случае значительно повышается при изображении своего и противоположного пола у девочек и мальчиков с легкой умственной отсталостью и улучшается у девочек с умеренной умственной отсталостью (табл. 17 и 18).
Интерпретация признаков по К. Маховер позволила установить ряд характерных различий (рис. 26 и 27).
Рисунки девочек с изображением половых признаков своего пола являются более точными, чем противоположного. Рисунки девочек с легкой умственной отсталостью при изображении человека противоположного пола качественно полнее, чем у девочек с умеренной умственной отсталостью. Изображение человека своего пола (женщины) информативнее, чем человека противоположного пола, соответственно, в группе 1 — 54 и 36%, в группе 2 — 34 и 14%, что позволяет сделать вывод, что информации о своем поле у девочек больше, чем о противоположном. В обеих группах в рисунках девочек информативными для отражения особенностей пола оказались признаки прически и одежды, свойственные своему или противоположному полу.
Рисунки мальчиков с более высоким уровнем интеллекта (группа 3) полнее отражают признаки обеих полов, чем рисунки мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития (группа 4). Соотношение в процентах: в группе 3 — 46% (свой пол), 22% (противоположный пол), в группе 4 — 16% (свой пол), 10% — противоположный пол. Информация о поле просматривалась в рисунках мальчиков третьей группы в признаках одежды и прически, а в четвертой группе этого не наблюдалось.
Таким образом, интерпретация признаков по К. Маховер показала, что в рисунках подростков преобладает подчинение власти женщины: придание большего значения так называемым женским идентификациям (женский персонаж больше мужского, более точно нарисованный). Это могло сложиться под влиянием «женского воспитания» в условиях закрытого детского учреждения, где персонал в основном женский. Отмечается также зрелость девочек по отношению к мальчикам при отражении признаков своего пола (рисунки более детализированы, сексуальные отличия более четкие, в то же время мальчики полнее отражают признаки противоположного пола.
Все изложенное выше позволяет сделать ряд выводов.
1. Половая идентичность умственно отсталых подростков находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифицирует подросток свой и противоположный пол.
2. Осведомленность подростков о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с аналогичным уровнем интеллекта. Рисунки девочек более зрелые, половые различия указаны подробнее.
3. Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.
4. Представления об отличии полов просматриваются в большинстве случаев в изображении внешнего вида человека (одежда, прическа), первичные половые признаки появляются в рисунках детей с более развитым интеллектом.
5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (ВПР)
Психодиагностический тест ВПР позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоциональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начиная с 4 лет.
Тест ВПР — модификация психологического теста «Предпочитаемый тип симпатии» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990), который был создан для исследования осознаваемых и неосознаваемых проявлений симпатии у членов семьи.
Метод относится к невербальным и соответствует понятию импрессивных проективных тестов. Результаты теста имеют количественные выражения, что позволяет отнести его также и к шкальным методам.
Теоретическое обоснование теста ВПР опирается на особенности субъективного зрительного восприятия, влияния феноменов идентификации, категоризации и психологических установок на восприятие. Человек останавливает свой выбор именно на тех портретах, которые имеют для него личностный смысл, которые по тем или иным причинам оказываются значимыми (позитивно или негативно).
Стимульный материал представляет собой набор из 30 карточек размером 6x9 см, в котором 15 мужских и 15 женских штриховых портретов. Все карточки разделены на 5 возрастных групп; по 6 карточек в каждой группе, где 3 мужских портрета и 3 —женских.
Границы возрастных групп и терминология приведены в соответствии с Международной классификацией ООН:
□ группа 1 — дети в возрасте от 4 до 12 лет;
□ группа 2 — подростковый и юношеский возраст (13—21 год);
□ группа 3 — возраст ранней зрелости (22—35 лет);
□ группа 4 — возраст поздней зрелости (36—55(60) лет);
□I группа 5 — пожилой возраст (старше 55 (женщины), 60 (мужчины) лет).
Всем испытуемым предлагается ранжировать предпочитаемые и отвергаемые портреты определенным образом.
Первичные результаты выборов испытуемых анализируются с помощью специального математического аппарата. Разработаны формулы для вычисления коэффициентов предпочтения и отвержения портретов по половому признаку. Каждая формула «учитывает» 6 первичных значений, предпочитаемые портреты обозначены знаком (+), отвергаемые — знаком (—).
КМ± — взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов, отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;
KF± — взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов, отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.
Все полученные результаты обработаны методом вариационной статистики с определением средней арифметической (<х>), ошибки средней арифметической (Дх) и среднеквадратичного отклонения (а).
I
Статистические решения принимались на 5%-ном уровне значимости при двусторонней альтернативе для критерия Стьюдента.
Доказана надежность и валидность методики для исследования лиц с нарушением интеллекта.
Проективный тест ВПР позволяет сделать заключение о принятии субъектом себя в половозрастном аспекте, своей половой роли и отношении к ней, в данной системе отношений.
С помощью теста ВПР была исследована группа девочек (43 чел.). Девочки проживают в Детском доме-интернате № 1 (г. Петродворец) около 10 лет. Возраст исследуемых 14—18 лет.
Данную основную группу мы разделили на две подгруппы, по степени выраженности интеллектуального дефекта. Подгруппа 1 состоит из 23 девочек с умственной отсталостью в легкой степени (IQ = 70—60).
Подгруппа 2 состоит из 20 девочек с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени (IQ = 50—40).
В качестве испытуемых контрольной группы были исследованы 57 девочек — учениц трех девятых классов средней школы № 263 Центрального района Санкт-Петербурга. Возраст испытуемых — 14-16 лет.
Исследования проводили индивидуально с каждым обследуемым в форме беседы-наблюдения. Беседы с девушками из основной группы отличались более подробным, чем в контрольной группе, разъяснением инструкции, отсутствием ограничения во времени, подробным обсуждением результатов, большим набором уточняющих вопросов.
Всем испытуемым предлагали следующую инструкцию: «Разложите на столе все карточки с портретами. Внимательно рассмотрите их и выберите 6 карточек, которые кажутся вам наиболее приятными, и 6 — наиболее неприятными. Выбранные карточки расположите в двух рядах: предпочитаемые, начиная с самого приятного портрета; отвергаемые, начиная с самого неприятного портрета».
Вычисляли следующие показатели (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999): взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов (КМ+), отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли; взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (KF±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.
Девушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой степенью умственной отсталости), быстро справлялись с заданием, у них не возникало трудностей в усвоении и выполнении инструкции, они выражали заинтересованность при выполнении задания, легко отвечали на заданные вопросы.
В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были отмечены значительные трудности в усвоении и выполнении инструкции. Ответы девушек на дополнительные вопросы были стереотипны и односложны.
Полученные результаты в подгруппах 1 и 2 имели значительные различия и были обработаны раздельно.
По данным, полученным в ходе исследования, девочки из подгруппы 1 выбирали портреты, соответствующие своему полу и возрасту, в 84,5% случаев, а в подгруппе 2 — в 40%.
Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и положительного отношения к образу Я. В подгруппе 1 полученные данные были более чем в 2 раза выше, чем в подгруппе 2, что связано с более выраженным интеллектуальным нарушением девочек из этой подгруппы. Полученные данные отражены графически (рис. 28).
У девочек из основной группы (подгруппа 1) коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов, и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портретов. Мужские портреты чаще отвергались девочками, чем предпочитались.
Девушки отдавали предпочтение женским портретам 1-3 возрастных групп и отвергали портреты пожилых женщин. В числе предпочитаемых мужских портретов девушки чаще выбирали портреты юношей и молодых мужчин. Среди отвергаемых — портреты мальчиков и портреты мужчин пятой возрастной группы. Портреты юношей и девушек предпочитали одинаково, причем мужские портреты только этой возрастной группы предпочитались больше, чем отвергались.
Аналогичные данные были получены в контрольной группе девочек.
Иная картина наблюдается у девочек с умеренной умственной отсталостью. В этой подгруппе коэффициент предпочитаемых мужских портретов был достоверно выше, чем коэффициент предпочитаемых женских портретов. Вместе с тем мужские портреты больше отвергались, чем предпочитались. Таким образом, мужские портреты больше выбирались девочками подгруппы 2 как среди предпочитаемых, так и среди отвергаемых портретов, что свидетельствует об их высокой значимости.
Резюмируя полученные данные, следует отметить, что инвалидность по физическим и психическим заболеваниям может по-разному влиять на индивидуальную сексуальность и освоение половой роли. Она отражается не только на самовосприятии, сексуальных и общественных отношениях индивида, но и на его социальном статусе. Долгое время общественное мнение придавало значение лишь обеспечению безопасности и социальному обслуживанию инвалидов. Постепенно общество начинает осознавать, что инвалиды испы-
тывают определенные потребности (в том числе и сексуальные) и имеют такие же права на их удовлетворение, как и все остальные люди. Сексуальные потребности должны учитываться в целостном подходе к решению различных проблем лиц с разной степенью умственной отсталости.
Полученные результаты позволяют заключить, что негрубое нарушение интеллекта не имеет значительного влияния на формирование полоролевой идентичности. Результаты, полученные в подгруппах 1 и 2 основной группы, имеют резко выраженные различия. Полученные данные свидетельствуют, что в подгруппе 2 наблюдается тенденция к непринятию своей половой роли и предпочтение мужского стиля поведения. Условия воспитания и содержания девочек обеих подгрупп одинаковы, что дает нам возможность утверждать, что различия вызваны более грубым нарушением интеллекта, имеющегося у девочек подгруппы 2. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что выраженное нарушение интеллектуального развития влияет на формирование полоролевой идентичности.
Освоение умственно отсталыми девушками понятий собственной сексуальности, своих потребностей и возможностей видится нам чрезвычайно значимым для процесса интеграции их в социуме. Члены семьи, работники образования, здравоохранения и другие лица, осуществляющие уход за детьми со сниженным интеллектом, должны владеть информацией об особенностях психосексуального развития умственно отсталых, поскольку это сделает помощь более эффективной и сведет к минимуму риск сексуального злоупотребления и использования детей с умственной отсталостью.