Методы исследования юридико-педагогических проблем
Методы организации исследования | — изучение состояния исследованности проблемы педагогического моделирования — системный — сравнительный — лонгитюдный |
Методы сбора данных | — биографические — деятельностные — праксиметрические — контактные — тестовые — социально-педагогические — экспериментальные |
Методы обработки данных | — педагогический анализ собранных данных, количественные (статистического обсчета, ранжирования, процентиро-вания, составления таблиц и графиков и др.), качественные (систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения, структурного анализа, сравнения и др.) |
Методы итерпретации и оценки данных | — теоретически оценочный (оценка собранного материала с позиций методологии и существующих педагогических теорий) — сравнительно-оценочный — экспертно-педагогический (педагогический консилиум) — каузальный (причинно-следственный) — структурный — системный — факторный — апробационный (контрольные эксперименты) |
• Принцип конструктивности предостерегает от сведения исследований к констатации фактов, к описательности и нацеливает на поиск, обоснование, экспериментальную проверку путей совершенствования юридико-педагогической действительности, практики деятельности личного состава и разных структур в системе МВД. Сила юридической педагогики, потенция роста ее авторитета и реальная значимость связаны с возможностями и научными традициями детальной проработки путей и предложений по совершенствованию практики. Теоретическое решение проблем должно дополняться научной разработкой методик работы, педагогических технологий.
Методы и методика исследований (отбор и адаптация методов к предмету, цели и задачам исследований, способы и приемы их взаимосвязанного использования), построение выводов, оценок, доказательств, обоснований, теорий в изучении юридико-педагогических проблем в МВД соответствуют общепедагогическим по названиям и технике применения. Но особенности проблем, а также уникальная специфика предмета конкретного исследования накладывает отпечаток на их содержание (например, анкет, бесед, педагогического наблюдения, педагогического анализа и др.), выбор условий, последовательность и технику работы, которые продумываются и прорабатываются исследователем самостоятельно. Практические выводы и предложения, подготавливаемые к концу педагогического исследования (и в этом его важная особенность), должны пройти практическую апробацию путем проведения контрольных формирующих экспериментов, оценки их экспертами-практиками.