Тема 3.4. Учреждения и организации социально-культурной сферы
1. санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные, туристско- экскурсионные центы
2. клубы
3. музеи
4. парки культуры и отдыха
5. концертно-зрелищные организации
6. библиотеки
Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей.
Этим целям подчинена и СК работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на турбазах, теплоходах).
1.
Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, туристско-экскурсионных центрах является организация отдыха, укрепление здоровья, духовное обогащении и всестороннее развитие личности.
Отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или туристском маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер, и не всегда отличается сплоченностью.
Информационно-развивающая просветительная функция досуговой деятельности ставит целью санитарное просвещение, направленное на обучение людей способам профилактики заболеваний и укрепление здоровья, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомления с лечебными возможностями здравниц.
Коммуникативная – функция организации общения отдыхающих для обсуждения актуальных вопросов и тем, непринужденного обмена информацией о текущих событиях, профессии, образе жизни, интересах и увлечениях- также бесспорно, помогает сплочению досуговой общности.
Рекреативная – максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организацию активных досуговых занятий, обеспечивающих смену впечатлений, плюс эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.
В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя:
- концертно-зрелищное и кинообслуживание – это проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, просмотр кино и телефильмов.
- Библиотечную работу – подбор изданий краеведческого профиля: справочников, путеводителей, книг о природе культуре края; организация литературных вечеров, обзор и анализ книг, книжные выставки.
- Театральные и спортивные праздники; организация тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.
Особой популярностью пользуются экскурсии.
В работе с очередным потоком отдыхающих велика роль хорошо продуманной и поставленной рекламы. О предстоящих мероприятиях, экскурсиях. Отдыхающие вправе рассчитывать на знакомство с составом культорганизаторов. Эта информация помогает каждому удовлетворять свои потребности, выбрать форму досуговой деятельности и найти соответствующих партнеров.
2.
По своей направленности клубные структуры – это СКИ, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга.
Клуб – рассматривается с 2-х позиций.
1. Как клубное учреждение подведомственное министерству культуры, и другим ведомствам и организациям, живущим по установленным государством правовым нормам.
2. Как добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами.
Структурные единицы клуба, как учреждения являются творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам.
Ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности.
3.
Музеи - научно-исследовательские и научно-просветительные учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры.
Музеи бывают – исторические
- научно-технические
- мемориальные
- художественные
- литературные
- музеи прикладного искусства
- краеведческие музеи древнего зодчества
- музейные комплексы под открытым небом
4.
Парки культуры и отдыха - это социально-культурные институты, главными функциями которых является организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физически-оздоровительной работы с населением.
Парки различают - массовые-детские
- лесопарки
- природные парки-заповедники
- ботанические парки и зоопарки
- спортивные парки и гидропарки
- зоны отдыха ( парковые зоны и сектора)
Парковые зоны и парки: Площадка для массовых представлений с эстрадами, зона аттракционов, детский городок, танцевальная площадка. Спортивный сектор, закрытые сооружения (комната смеха и т.д.), зеленый парковый массив, водоёмы, торговые павильоны, службы питания, подсобные помещения.
5.
Концертно-зрелищные учреждения культуры (УК) - включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кинотеатры. Они ориентированы на демонстрацию образцов ценностей культуры.
Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат. Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время, как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище представляет собой индивидуальные события.
6.
Библиотеки -самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение и организация использования в обществе.
- массовые
- специфические
Для массовых библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем, т.е. они не несут так называемой мемориальной функции – не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, универсальных документов.
Отсюда большая значимость блока функции социализации, направленных на образование, разностороннее информирование. Создание условий для саморазвития человека, его самообразования.
Вывод: социально-культурные институты организуют и координируют деятельность людей в социально-культурной сфере. Посредством управления процессами сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей.
Рекомендуемая литература
1.Жарова Л.С. Деятельноть учреждений культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2000.
2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.
3.Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справоч-ник. – Омск, 1992.
4.Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теорет. основы): Учеб. пособие. – Барнаул, 2002.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные типы учреждений социально-культурной сферы.
2. Раскройте понятия клуба, музея, библиотеки, парка культуры и отдыха.
3. Раскройте содержание деятельности основных типов учреждений культуры.