Педагогическая мысль в Древнем Риме
В целом, практика обучения и воспитания в Древнем Риме долгое время опиралась на педагогические традиции Древней Греции. «Отцом» же римской образованности называют Марка Теренция Варрона (116-27), который определил новое содержание школьного образования из девяти учебных дисциплин, а именно: диалектики, арифметики, архитектуры, астрономии, геометрии, грамматики, медицины, музыки и риторики. Это во многом содействовало тому, что к I веку н.э. начала складываться собственно римская система образования, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной культурной традиции. Семь из предложенных Варроном наук (за исключением архитектуры и медицины) в дальнейшем стали основой школьного образования в Средние века, получив название «семи свободных искусств».
Известный римский философ, оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43) обратил внимание на разницу в целях воспитания у греков и римлян. По его мнению, греки посвящают себя искусствам и изобретениям и с их помощью стараются привить юношам начала гуманности и добродетели, тогда как римляне в своих детях хотят видеть, в первую очередь, людей полезных отечеству, а значит и изучать им надо только те искусства, которые могут принести благо государству.При этом Цицерон продолжал развивать идеи софистов и, впервые в истории, ввёл в научный оборот понятие «гуманизм», обозначавшее для него своеобразный образец достойной человеческой жизни. Исходя из чего им формулируется культурный идеал свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия), что также задало вектор дальнейшему развитию античной педагогики.
Наиболее видный след в истории всего античного образования оставил древнеримский педагог-гуманист Марк Фабий Квинтилиан (35-96), автор известного педагогического трактата «О воспитании оратора». Вслед за греческим стоиком Хрисиппом, он обосновывает в своём труде необходимость правильного воспитания ребёнка уже с момента рождения, подчеркивая при этом определяющую роль личности наставника, который, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гуманистическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребёнке, прежде всего, человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образования стереотипы (к примеру, уже упоминавшийся Орбилий, благодаря своему ученику Горацию, вошёл в историю как «не жалеющий розг»), резко осуждает телесные наказания, которые, по его убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разработке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путём выделения значительного времени в процессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуального подхода к ученику с учётом его наклонностей и возможностей, считая, что все дети, за редким исключением, обладают природными способностями для получения полноценного образования. Не удивительно, что в последние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена принципата и империи, достойное образование получают не только мальчики, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для которых, как уже отмечалось, открывались специальные школы-педагогиумы.
Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения имеют «добрую природу», которую необходимо раскрывать и развивать посредством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформулирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чём состоит общее и особенное в идеалах и практике воспитания и обучения в Древней Спарте и Афинах?
2. Кто из древнегреческих философов занимался проблемой обучения и воспитания? Расскажите о педагогических взглядах и деятельности одного из них.
3. «Платон мне друг, но истина дороже», – сказал Аристотель. В чем состоит эта истина, и как она отразилась на педагогических воззрениях данных философов?
4. В чём проявилась преемственность древнегреческих педагогических традиций и опыта в Древнем Риме?
5. Подготовьте рассказ об одном из учебных заведений Древней Греции или Древнего Рима.
6. Какие педагогические идеи и опыт античного мира получили своё развитие в истории образования.
Литература
1. Аристотель Этика. Политика. Поэтика. / Собр. Соч.: В 4-х т. –М., 1984. – Т. 4.
2. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. –М., 1988.
3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1999.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХв. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
5. Платон, Государство / Соч.: В 3-х т. – М., 1972. – Т. 3. – Ч. 1.
6. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. – М., 1964. – Т. 3.
7. Сенека, Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.
8. Цицерон О старости, о дружбе, об обязанностях. – М., 1974.
9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.
10. Юммель, Ш. Платон // Перспективы: вопросы образования. – 1989. – № 4.