Физическое воспитание и развитие дошкольника в процессе выполнения двигательного режима
Основные требования к организации и выполнению двигательного режима в ДОУ
Физкультурные занятия
Утренняя гимнастика
Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах
Физкультминутки и физкультурные пауз
Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Организация работы по физическому воспитанию в повседневной жизни. Подвижная игра
Самостоятельная двигательная деятельность
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений
Активный отдых дошкольников. Физкультурные досуги и праздники
Методика формирования навыков правильной осанки
Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей в свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.
2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд./мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий двигательный режим позволяет восполнить лишь 50- 60% естественной потребности детей в движениях. Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении - по шагомеру для детей в возрасте:
трех лет - 9000-9500 движений
четырех лет- 10000 -10500
пяти лет - 11000-12000
шести лет - 13000 -13500
семи лет - 14000-15000
Для достижения такого уровня двигательной активности более 70 % ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия).
Физкультурные занятия
Эффективность физкультурных занятий в дошкольных учреждениях во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
- удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- давать возможность каждому демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;
- создавать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.
Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Отбор программного материала для конкретного занятия осуществляется воспитателем с учетом возрастных особенностей детей.
Различают следующие типы занятий:
- преимущественно новый программный материал (это может быть комплекс общеразвивающих упражнений);
- повторение и закрепление знакомых детям физических упражнений;
- упражнения смешанного характера (1-2 новых вида, остальные повторяются).
Содержание занятий составляют все доступные детям виды физических упражнений: основные и танцевальные движения; строевые, общеразвивающие, спортивные упражнения; подвижные и спортивные игры.