Ведущая деятельность — игра
Игра — особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. В сюжетно-ролевой игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает доступную ему сисжму человеческих отношений. Он берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. В данном процессе ребенок открывает для себя ранее невыделенные стороны и особенности «взрослой жизни», ориентируется в смыслах человеческих взаимоотношений. Важно и то, что освоению через моделирование в игре подвергаются не только отношения взрослых, но и весь окружающий мир в его многообразии. Поэтому развивающее значение ведущей деятельности в полной мере принадлежит и режиссерским играм и играм-экспериментированиям.
Игра предстает как практическая форма размышления ребенка об окружающей его действительности. Присвоение, понимание тех или иных содержаний в игре происходит только в процессе активной самостоятельной деятельности субъекта, в которой он начинает «учиться» — учить себя, т.е. самостоятельно ставить и пытаться решать задачи собственной деятельности. Такая развивающая функция характеризуется тем, что дети перехватывают инициативу игры и начинают разворачивать ее сюжет, организовывать игровые ситуации, в том числе и проблемного характера, осуществлять ролевое взаимодействие в соответствии с собственными замыслами и потребностями. Только такая, самодеятельная, игра становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр обогащается опытом других видов деятельности ребенка и общения со взрослым.
Ведущая роль игры состоит в том, что она позволяет ребенку через практическое действие понять на доступном уровне «взрослый мир», начать ориентироваться в смыслах человеческой деятельности и отношений и как специфически детская деятельность способствует формированию в ней основных новообразований возраста, т.е. качеств, позволяющих ребенку перейти на другой возрастной этап. К числу таких новообразований относятся:
— формирование внутреннего плана деятельности, связанное с созданием воображаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них. Его становление
проявляется в том, что ребенок способен совершать мысленные преобразования предмета, т.е. у него развиваются наглядно-образное мышление и воображение. На сформированность внутреннего плана деятельности к концу дошкольного возраста указывает появление игр-фантазирований;
— развитие знаковой функции связано с тем, что в игре значение отрывается от предмета и переносится на другие предметы («как будто»). Ребенок становится способным осуществлять с предметом действия, логику которых диктует не реальный предмет в руках ребенка, а воображаемый (в руках — палочка, но действует он с ней как с ложкой или градусником). Это расхождение видимого и смыслового поля присутствует в игре и при принятии роли, и при использовании предметов-заместителей, или обобщенной модульной игровой среды. Без сформированности этой способности к замещению в дальнейшем будет крайне затруднено становление теоретического мышления;
— становление произвольности деятельности выражается в проигрывании роли в соответствии с ее правилами и умении согласовывать с партнерами по игре замыслы и игровые действия;
— формирование познавательной мотивации, которая связана со становлением способности разными путями искать и целенаправленно осваивать информацию, нужную ребенку для продолжения игры на интересующую его тему.
Все это существенно значимо для формирования готовности детей к дальнейшей учебной деятельности.
Необходимо различать игру как форму организации педагогического процесса и игру как деятельность. Последняя развивается по своим законам. Воспитательный процесс, опирающийся на сформированное игровое детское сообщество, или образовательный процесс, в который включены игровые формы и приемы, становятся значительно более эффективными. Однако игра не должна подчиняться только решению дидактических задач, это приводит к парадоксальной ситуации ее депривации на фоне ее тотальной эксплуатации в условиях педагогического процесса.
Чтобы игра в условиях ДОУ могла выполнить свою функцию ведущей деятельности, она обязательно должна быть представлена в форме самостоятельных сюжетных игр, которые дети затевают совместно со сверстниками.
На протяжении младшего дошкольного возраста происходит становление игры как деятельности: формируются значимые игровые мотивы, ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, условными, речевыми и пр.), учится придумывать игровые проблемные ситуации, а к концу младшего дошкольного возраста —- выстраивать их в последовательный сюжет.
На протяжении старшего дошкольного возраста игра как деятельность окончательно формируется. Постепенно она переходит в умственный план: реализуется в форме игры-фантазирования или теряет сюжетную составляющую, выдвигая на первый план правило (дети не столько играют, сколько договариваются, как играть). Переход сюжетной стороны игры в умственный план позволяет использовать ее элементы для решения задач других видов деятельности (учебной, трудовой), придавая им привлекательную для ребенка
игровую форму, но специфика сюжетной игры не решает дидактических задач, поскольку они будут решаться игровыми, условными способами (понарошку, как будто).
Все другие виды игр органично включаются в содержание разных разделов Программы:
— «Физическая культура» (подвижные, народные, а также доступные детям спортивные);
— «Здоровье» (подвижные и соответствующие народные);
— «Безопасность» (подвижные и игры с правилами);
— «Социализация» (сюжетно-ролевые (самодеятельные и организованные), досуговые, многие народные и игры с правилами);
— «Труд» (образные (образно-ролевые));
— «Познание» (игры-экспериментирования, автодидактические предметные, учебно-предметные дидактические, компьютерные, интеллектуальные);
— «Коммуникация» (речевые и игры-драматизации);
— «Чтение художественной литературы» (игры-драматизации и театрализованные по сюжетам литературных произведений);
— «Художественное творчество» (создание сюжетных игрушек-самоделок, игры с опорой на рисунок);
— «Музыка» (музыкальные и театрализованные).