Глобальный опыт развития и использования открытых образовательных ресурсов
Открытые образовательные ресурсы (ООР) стали основной темой дискуссий в образовательных кругах и инициатив в сфере образования, в особенности высшего образования. Движение ООР появилось в конце 1990-х гг. и приобрело всемирный масштаб в 2001 году, когда Массачусетский технологический институт (MIT) запустил проект OpenCourseWare (http://ocw.mit.edu/index.htm), открыв свободный доступ к материалам своих учебных курсов.
С этим явлением связан целый ряд понятий, таких как «открытый контент», «открытый образовательный контент», «открытые образовательные ресурсы», «открытые образовательные технологии», «открытые научные ресурсы» и «открытые учебные курсы», которые используются в разных контекстах в литературе, а также в виртуальных и реальных дискуссиях. Однако наиболее распространенным является термин «открытые образовательные ресурсы», принятый на Конференции ЮНЕСКО в 2002 году:
ООР — это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.
В этом определении не делается явного различия между ресурсами, специально созданными в учебных целях (например, конспекты лекций) и ресурсами, которые могут быть использованы в учебных целях (например, архивные исторические фотографии), но косвенно подразумеваются именно ресурсы первого типа.
За последнее время значительно вырос объем ООР, предоставляемых через университетские репозитории, получающие специальное финансирование (например, MIT или Открытый Университет Великобритании http://www.open.ac.uk/openlearn/), финансируемые и общественные инициативы (например, Connexions, WikiEducator), каналы, являющиеся собственностью крупных компаний (например. iTunesU, YouTubeEDU), а также через многочисленные сайты, принадлежащие проектам, группам или частным лицам. Распространение ООР связано с расширением использования лицензий Creative Commons (http://creativecommons.org/about/who-uses-cc/), разрешающих свободное использование и модификацию цифрового контента.
Для содействия расширению сферы использования ООР был создан ряд международных, региональных и национальных консорциумов (например, OpenCourseWare Consortium, EADTU), были инициированы глобальные дискуссии и обмен опытом (например, в рамках ООР-сообществ UNESCO).
Несмотря на то, что движение ООР приобрело глобальный размах (например, Консорциум OpenCourseWare объединяет 41 страну), наиболее крупные и щедро финансируемые инициативы были реализованы в развитых странах Северной Америки и Европы и фокусировались преимущественно на англоязычных ООР.
ООР привлекают всеобщий интерес, их использование в образовательной практике неуклонно расширяется, но этот рост имеет очень неоднородный характер.
Изначальной причиной для развития ООР является, как и в случае с инициативой MIT, намерение открыть доступ к знаниям максимально возможному числу людей. Большинство существующих ООР были разработаны в высших учебных заведениях преподавателями, убежденными в том, что деятельность по созданию ООР расширяет горизонты миссии высшего образования, способствуя получению новых и распространению существующих знаний. Опираясь на достижения инициативы Открытого доступа к публикациям (Open Access Publishing), ООР играют ключевую роль в реализации открытого образования, принципы которого были изложены в Кейптаунской декларации.
Несомненно, именно повышение доступности цифровых технологий для создания и воспроизведения контента, коммуникативные возможности Интернета и появление открытых лицензий способствовали реализации этих идей на практике. Кроме того, очевидно, что открытость ООР является залогом их устойчивости и определяет масштабы их влияния. Эта открытость обусловила появление общественных инициатив (WikiEducator, P2P University), университетских проектов (MIT Open Courseware; программа TESSA), а также инициированных правительством государственных программ (например, программа UKOER; WikiWijs), и определила то внимание, которое уделяется ООР на многих международных форумах и в публикациях.
Как гласит Коммюнике Всемирной конференции 2009 года по высшему образованию: ОДО и ИКТ дают возможность расширить доступ к качественному образованию, особенно когда Открытые образовательные ресурсы беспрепятственно используются совместно многими странами и учреждениями высшего образования.
Перечисленные достижения создают благоприятные условия для публикации и использования ООР, однако, большинство разработок и исследований в области эффективных методов поддержки ООР стали возможны только благодаря целевому финансированию со стороны частных фондов и правительственных программ (таких, например, как Strategic Content Alliance в Великобритании). Ключевым остается вопрос о том, должны ли образовательные ресурсы, созданные при поддержке государственных или благотворительных организаций, публиковаться под открытой лицензией, подобно тому, как результаты научных исследований, профинансированных аналогичным образом, должны быть открыты для всеобщего доступа.
При рассмотрении этого вопроса, необходимо принимать во внимание огромный рынок учебных материалов, имеющий свои особенности в разных странах и для разных уровней образования. Распространение свободных и открытых образовательных ресурсов несет в себе угрозу для объемов продаж лицензированных учебных материалов. То же самое происходит и в результате нелегального копирования и использования цифровых материалов, опубликованных в Интернете, даже если пользователь получает к ним доступ за плату. С такой же проблемой столкнулась музыкальная индустрия; единственное отличие заключается в том, что преподаватели высшей школы часто являются и создателями, и посредниками при использовании как закрытых, так и открытых образовательных ресурсов, т.к. именно они принимают решение о том, какие ресурсы использовать при составлении курсов и что именно будут изучать студенты.
Следует отметить, что, несмотря на указанные преимущества, цифровой разрыв и различный уровень компьютерной грамотности — как в разных странах, так и в пределах одной страны — являются основным барьером для желающих использовать ООР.
Открытость и цифровые технологии способны дать многим людям доступ к знаниям, но это не означает, что потенциал этих ресурсов можно в полной мере реализовать без помощи преподавателей или до тех пор, пока ООР не будут распространяться другими способами — например, в виде печатных изданий.
Стимулы для разработки и/или использования ООР, описанные в литературе, для разных категорий заинтересованных лиц, могут быть самыми разными.
Студентам, получающим формальное образование или проходящим неформальный профессиональный тренинг, или лицам, занимающимся самообразованием, наличие и большая доступность ресурсов помогает (в произвольном порядке) знавать новое или получать дополнительную информацию по изучаемым курсам; делиться информацией и обсуждать ее в асинхронном или синхронном режиме с другими учащимися; принять решение о поступлении в вуз или продолжении формального образования; выбрать учебное заведение; повысить эффективность профессиональной деятельности; самостоятельно создавать или дополнять ООР.
Учителям и педагогическим коллективамООР дают возможность более эффективно создавать курсы, особенно с использованием мультимедийных ресурсов, требующих специальных технических и медианавыков; узнавать о новых методиках преподавания предметов; создавать ресурсы совместно с коллегами, а не в одиночку; вступать в профессиональные сообщества и обсуждать с коллегами использование новых открытых технологий и средств, совершенствовать методику преподавания; адаптировать ресурсы к местным условиям, переводить или локализовывать их.
Учебным заведениямООР позволяют: продемонстрировать учебные и научные программы более широкой аудитории; привлечь большее число абитуриентов; снизить затраты на разработку учебных ресурсов; по-новому сотрудничать с общественными и коммерческими организациями, в том числе и с издательствами, публикующими учебные материалы; расширить охват просветительской деятельностью.
Правительствам и организациям национального масштабаООР позволяют продемонстрировать образовательную систему своей страны; привлечь студентов-иностранцев (по крайней мере, в высшие учебные заведения); стимулировать проведение реформ в области образования; разрабатывать учебные материалы на языках национальных меньшинств (коммерческие издательства в этом не заинтересованы); разрабатывать учебные материалы с учетом местных культурных особенностей и предпочтений; организовывать сотрудничество в международном масштабе по созданию общих ресурсов, отвечающих общим потребностям.
Приведенные списки не являются исчерпывающими, и присутствующие в них идеалистические намерения только начинают появляться в литературе и проявляться в таких инициативах, как, например, Open Learning Network (http://olnet.org/). Однако, как было отмечено ранее, главные поставщики контента все шире используют лицензии Creative Commons, кроме того расширяется повторное использование контента, лицензированного таким образом, что свидетельствует о наличии хоть и не радикальных, но постепенных и неуклонных изменений образовательных методик и систем.
ООР — не самоцель, а средство для достижения цели. Учащиеся высоко оценивают хорошие ресурсы, но наибольшую пользу от их использования в самостоятельном обучении получают более подготовленные учащиеся. Большинство учащихся, даже обладающих определенными навыками, предпочитают, чтобы их обучение было структурировано и проходило под руководством опытного преподавателя и/или вместе с другими учащимися. Им также хотелось бы получать в той или иной форме оценку и одобрение собственных успехов, как для мониторинга прогресса, так и для непрерывной регистрации достижений. Учителя тоже ценят качественные ресурсы, но рассматривают их как дополнение к своим собственным курсам и в качестве поддержки преподавательской деятельности.
Главным из перечисленных выше достоинств ООР является их способность стимулировать изменения в образовательной политике и практике в интересах учащихся, преподавателей и учебных заведений. Так, многие из давно спонсируемых проектов, ставивших своей задачей публикацию ООР, в настоящее время в большой степени посвящены изучению роли ООР в практике преподавания и обучения и включают в себя проведение исследований (по крайней мере, в Европе).
Многие правительства и организации признали исключительное значение ООР не только как общественного блага, но и как средства, позволяющего улучшить существующие системы образования.
Современные ООР повлияли на характер дискуссий о системах образования, продемонстрировав возможность более легкого и доступного по цене способа получения знаний и их лучшего восприятия. Количество ресурсов и людей, их использующих, объемы скачиваемых данных и воздействие на людей во всем мире весьма велики, хоть они и ограничены уровнем доступности цифровых устройств и коммуникационных сетей. Так, в развивающихся странах разработка и использование ООР распространены в меньшей степени, чем в развитых государствах. При этом оказывается, что ООР в значительно большей степени влияют на совершенствование системы образования в развивающихся странах, нежели в развитых, что наглядно демонстрируют результаты деятельности Содружества Обучения (Commonwealth of Learning) (http://www.col.org/Pages/default.aspx) и ООР Африки (http://www.oerafrica.org/). Особое внимание уделяется учету местных особенностей в интересах органического развития и совершенствования существующих образовательных систем.
Для большинства стран характерны следующие основные проблемы в сфере управления начальным, средним и высшим образованием:
• Обеспечение условий и изыскание средств, необходимых для повышения посещаемости начальной и/или средней школы, а также увеличения числа поступающих в вузы и/или расширение охвата высшим образованием;
• Наличие преподавателей и их профессиональная подготовка, достаточная для эффективной разработки и/или использования учебного контента и технологий;
• Наличие и ценовая доступность образовательных ресурсов, необходимых для поддержки процесса обучения, их соответствие местным особенностям, а также доступность методических указаний к этим ресурсам на языке, на котором ведется обучение.
Как отмечалось ранее, деятельность, связанная с ООР, осуществляется преимущественно в сфере высшего образования, и практически не затрагивает, за несколькими исключениями, начальную и среднюю школу. В настоящее время отдельные организации осуществляют пересмотр своей деятельности, ориентируясь на использования ООР для расширения своих возможностей. Правительства ряда стран поддерживают инициативы, направленные на привлечение более широкой аудитории через консорциумы (например, WikiWijs), а также законодательное закрепление использования открытого ПО и открытых образовательных ресурсов государственными учреждениями. Несмотря на это, из трех отмеченных выше проблем, активно решается только последняя, о второй только начали задумываться, а для использования ООР с целью привлечения большего количества людей в систему образования пока сделано очень мало.
На основе вышесказанного организация ЮНЕСКО сформулирова основные рекомендациипо стимулированию разработки и использования открытых образовательных ресурсов:
1. Следует использовать любую возможность для того, чтобы выпускать под открытой лицензией любые учебные публикации или ресурсы, а также использовать лицензированные таким образом материалы в собственной работе. Станьте примером для других в продвижении принципов ООР;
2. В тех случаях, когда это практически возможно, следует поощрять преподавателей, преподавательские сообщества и учебные заведения изучать и пересматривать собственные методики преподавания, принципы профессионального развития и поощрения, используя ООР как одну из возможностей для повышения эффективности учебных программ, преподавательской и просветительской деятельности. Основной характеристикой ООР является их доступность для широкой публики: возможность их изучения, критического рассмотрения и оценки их воздействия, - аналогично опубликованным исследовательским работам (хотя и по другим каналам);
3. В тех случаях, когда это возможно, следует формировать на государственном и/или региональном уровне мнение о необходимости предоставлять в открытый доступ учебные ресурсы, финансируемые за счет общественных средств. Правительства должны играть ведущую роль в пересмотре законодательных норм по защите авторских прав в отношении учебных материалов из таких открытых источников, как государственные коллекции, библиотеки и музеи. Они также должны поощрять и поддерживать использование ООР в обучении взрослых, а также общественными группами и коммерческими организациями в процессе непрерывного образования и перевод ООР на другие языки, с тем, чтобы их можно было использовать в других странах.