Условия формирования дизайнерского мышления
Педагогом Евдокимовой Л.М. были сформулированы следующие условия, способствующие развитию творческого мышления у дошкольников: [1, с.66]
1. Учебно - дизайнерские условия:
Эргономические условия - условия, созданные в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами организации развивающего пространства.
Эстетические условия - цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное оформление, включенное в единый интерьер окружающего пространства, воздействующее на активизацию творческих процессов и осуществляющее эстетическое воспитание детей.
Организация развивающих дизайнерских условий, связанна с созданием такой предметно-пространственной среды, которая с одной стороны была бы максимально приближена к домашней, а с другой стороны сохраняла обучающие элементы, которые использовались бы в качестве наглядно-дидактического материала и способствовали развитию творческого мышления. Далее сами дети принимают участие в создании эстетических элементов, включенных в среду: сезонное оформление, иллюстрирование изучаемого материала, изготовление и оформление интерьерных объектов.
2. Социально - эмоциональные условия - создание творческой атмосферы в детском коллективе через:
Эстетическое отношение к деятельности - эмоциональность, гармоничность действий, активность, свободу.
Эстетические межличностные отношения - мажорный тон, демократический, гуманистический стиль общения воспитателя с детьми и создание для них эмоционально-психологического комфорта.
Социально-эмоциональные условия заключаются в воспитании дружного творческого детского коллектива, при обязательном участии родителей. Действенность данных условий обеспечивается как в результате индивидуальной, так и коллективной дизайнерской деятельности.
3. Эвристико - дидактические условия:
Эстетическое содержание воспитательно-образовательного процесса предполагает широкое использование творческих методов и приемов на занятиях и в других видах деятельности дошкольников.
Эстетическое содержание результатов деятельности - должно побуждать дошкольников к дальнейшей творческой деятельности.
Творческая направленность социально-эмоциональных условий приобретается в процессе организации эвристико - дидактических условий, заключающихся в использовании творческих форм и методов работы.
Следует применять целый комплекс творческих методов: индивидуальный творческий пример воспитателя; беседы на фантастические темы (фантазирование), исследовательскую деятельность, а также разнообразные игровые приемы, которые могут быть включены во все виды деятельности дошкольников.
4. Индивидуально-творческие условия:
Эстетический внешний облик, стиль, соответствие цели и ситуации, гармоничность воспитателя и дошкольников;
Гармония эстетических, морально-этических, культурных, интеллектуальных, профессиональных качеств педагога (индивидуальный стиль педагога), направленных на выявление и развитие творческих способностей и призвания каждого ребенка.
Создание индивидуально-творческих условий для развития дизайнерского мышления имеет свою специфику. С одной стороны - это педагог, обладающий гармонией эстетических, морально-этических, профессиональных качеств личности; с другой стороны - это ребенок, у которого данные качества развиваются в процессе воспитания и обучения. [1, с.68]
Таким образом, педагогический, эстетический, психологический аспекты включены во все группы условий, они тесно взаимосвязаны между собой, охватывают все сферы деятельности ребенка и способствуют развитию дизайнерского мышления, которое является показателем развития творческой личности.
Из всего выше сказанного следует, что для того, чтобы развить у ребенка «дизайнерское мышление» нужно учесть: во первых - психологические возможности дошкольников, во вторых - создание такой эстетико-педагогической развивающей среды, которая побуждала бы детей к творчеству, а в третьих - важно выявить у дошкольников уровень развития знаний, умений и навыков в области изобразительной деятельности для того, чтобы в дальнейшем строить педагогический процесс с учетом «умелости» детей и определить «зону ближайшего действия».