Лекция 24.Проектная технология в области ИЯ как средство развития креативности учащихся
1.Активизация иноязычного общения в процессе обучения ИЯ.
2.Использование проектной технологиина уроках ИЯ как средства повышения учебной активности учащихся.
3.Основные принципы метода проектов на уроках ИЯ.
4.Технология выполнения проекта на уроках ИЯ.
Метод проектов принято считать одним из наиболее эффективных методов для развития автономии при обучении ИЯ. Данный метод нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
Автором метода проектов считается американский философ и педагог Джон Дьюи (John Dewey 1859—1952), идеи которого развивались и распространялись впоследствии его учениками и последователями. Первые проекты ставили своей задачей приобщение учащихся к реальной трудовой деятельности напроизводстве и в сельском хозяйстве и носили комплексный характер. Новое рождение метода проектов как альтернативного классно-урочной системе произошло в 60—70 годы. Содержание любого метода раскрывается через его принципы. Рассмотрим ряд принципов метода проектов применительно к методике обучения иностранным языкам. К важнейшим из них можно отнести: 1) связь идеи проекта с реальной жизнью; 2) интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; 3) ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя; 4) самоорганизация и ответственность участников проекта; 5) нацеленность на создание конкретного продукта; 6) монопредметный и межпредметный характер проектов; 7) временная иструктурная завершенность проекта.
1. Связь идеи проекта с реальной жизнью.
Идея всякого проекта должна быть связана в той или иной форме с реальной жизнью. Это главное требование метода проектов, призванного восстановитьсвязи между теорией ипрактикой. В ходе выполнения монопредметных проектов, то есть ограниченных рамками одной учебной дисциплины, обучаемые более глубоко знакомятся со сторонами реальной жизни, с которыми связан данный учебный предмет.
2. Интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников.
Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех участников — одно из необходимых условий высокого качества его исполнения и. соответственно, эффективности его обучающего воздействия. Найти идею проекта, интересную для всех ее участников— самая сложная задача проектного обучения. При первичном обращении к методу проектов преподавателю зачастую самому приходится инициировать его идею. При обсуждении ее в группе, где ранее не велась работа данным методом, необходима предварительная вводная беседа. раскрывающая ею основные принципы. В противном случае может возникнуть ситуация непонимания и равнодушия со стороны обучаемых.
Важную роль играет также убедительная мотивация со стороны преподавателя и коллективное обсуждение выдвинутой идеи. Мотивация с помощью выставления оценки, баллов, зачета не дает требуемого эффекта, так как при отсутствии интереса к выполняемой работе резко снижается ее качество. Качество выполнения задания намного выше у тех участников, которые с самого начала работы над проектом проявляют к нему активный интерес. У некоторых участников проекта интерес пробуждается только в процессе презентации коллективного продукта, когда они осознают значимость и актуальность проделанной работы. Поэтому в процессе применения метода проектов очень важно добиваться личностного принятия идеи проекта и пробуждения подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного выполнения.
3. Ведущая роль консультационно-координирующей функции преподавателя
Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании, то есть преобладает регулятивно-организаторская функция. На этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участникамипроекта. Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом и координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности. Однако это также является одним из главных принципов работы по методу проектов.
4. Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта
Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер. Первый этап — это общее, рамочное планирование совместно с преподавателем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы. Второй этап — это самоорганизация работы в микро-группе, то есть планирование работы в микрогруппе без участия преподавателя, например, распределение обязанностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчетности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками. Практика применения проектов показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем студентам, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности. Хотя процесс самоорганизации и протекает без участия преподавателя, тем не менее он не должен отнего самоустраняться, так какв микрогруппах могут возникнуть разного рода осложнения, например, если в одной группе окажутся два лидера и между ними начнется борьба за лидерство, или, наоборот, появятся аутсайдеры, то есть такие студенты, которых не хочет принять ни одна микрогруппа. Чтобы обезопасить себя от таких явлений, многие преподаватели самостоятельно осуществляют распределение студентов по микрогруппам с помощью простых приемов: вытягивания номера группы, фрагменты открытки, рисунка, по которому можно найти других членов микрогруппы. Избежать проблемы лидеров и аутсайдеров можно также путем сочетания коллективных и индивидуальных форм документации и презентации конечного продукта
5. Нацеленность на создание конкретного продукта
Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. Выполнение методических проектов предполагает создание методических материалов, представляющих собой различные формы документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, описание, фото-, аудио- или видеоотчет, коллаж, комикс, сценарий, дневник, журнал, справочник, программа, резюме, экспертное заключение, каталог, словарь, статья, стенгазета, выставка. Они могут иметь различные формы, такие, как: дискуссия, просмотр, выставка, демонстрация, обсуждение, ролевая игра, сообщение, доклад, конференция, репортаж, драматизация и многое другое.
6.Монопредметный и межпредметный характер проектов
Выделяются различные виды проектов монопредметные, межпредметные и над-предметные (внепредметные).
В методике обучения иностранным языкам могут также использоваться межпредметные проекты. Это происходит при интеграции методики с другими областями знаний - страноведением, регионоведением. литературой; родным языком и другими предметами.
7. Временная и структурная завершенность проекта
Проекты могутделиться по длительности выполнения на малые, средние и большие. Малые проекты длятся от двух до шести часов. Этот вил проектов представляет большой интерес для методики, так как подобные проекты могут легко включаться как в рамки основного курса по методике. Средний проект предполагает длительность до сорока часов и может продолжаться целый семестр или все время педагогической практики. Большие методические проекты могут иметь продолжительность от одной недели (проектная неделя) до месяца 1 или от месяца до нескольких месяцев или лет. Как правило, в организации и проведении больших проектом принимают участие многочисленные образовательные институты.
Помимо четкой временной протяженности для проекта характерна строгая структурированность.Чаше всего выделяются три основных структурных элемента проекта: подготовительный, основной изаключительный. Иногда к нему добавляют этап практического использования результатов, полученных в юле проекта. Внутри этих этапов выделяются отдельные шаги (фазы), нацеленныена решение конкретных задач, количество конкретных шагов может быть различно и зависит от содержания конкретного проекта. Приведем примерно структуру малого проекта.