Тема 2. законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах рф
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Юридический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правоохранительные органы
Law-Enforcement Agencies
Язык обучения: русский
Трудоемкость: 5 зачетных единиц
Регистрационный номер
рабочей программы:
2012 / |
Cанкт-Петербург
2012
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Цели изучения дисциплины: ознакомление студентов с системой правоохранительных органов РФ, с основами их организации и функциями, уяснение их места в государственном аппарате. Изучение правоохранительной деятельности сопряжено с определенными трудностями, обусловленными динамизмом происходящих в этой сфере государственной и общественной жизни преобразований. В первую очередь, это связано с судебной реформой, административной реформой, правовыми и организационными мерами по реорганизации других органов правоохранительной системы как необходимых условий обеспечения функционирования демократического правового государства. Поэтому изучение курса должно способствовать формированию первичных представлений о закономерностях развития правоохранительных органов государства на современном этапе.
Результаты изучения дисциплины: Курс носит пропедевтический характер («введение в специальность»), призван заложить основы для дальнейшего глубокого усвоения всего набора учебных дисциплин.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Не предусмотрены
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
ОКБ-1 | Способен аргументированно, логически верно и содержательно ясно строить устную и письменную речь, способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; |
ОКБ-3 | Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; |
ОКБ-5 | Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности; |
ОКБ-6 | Владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности; |
ОКБ-8 | Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, действовать в условиях гражданского общества; |
ОКБ-14 | Понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; |
ОКБ-15 | Способен систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; |
ОКБ-17 | Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону |
ПК-1 | Готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
ПК-2 | Готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК-3 | Готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК-4 | Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом |
ПК-5 | Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-6 | Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства |
ПК-7 | Способен разрабатывать юридические документы |
ПК-8 | Готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок |
ПК-9 | Готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина |
ПК-10 | Готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения |
ПК-11 | Готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению |
ПК-13 | Способен толковать различные правовые акты |
ПК-14 | Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
ПК-15 | Способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению |
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
В процессе изучения настоящей дисциплины студенты формируют систему знаний о правоохранительных органах, их месте в государственном аппарате и компетенции; получение представления о правосудии и его демократических принципах, об истории и перспективах развития судебной системы РФ; приобретают первичной навык анализа норм Конституции РФ, законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных органов РФ и их толкования.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модулей С1) дисциплины: 12 часов. Во-вторых, потоковых консультаций - 22 часа. В-третьих, консультаций перед экзаменом - 2 часа. В-четвертых, активная форма самостоятельной учебной работы студентов под руководством преподавателя - 25 часов. В-пятых, активная форма учебной работы студентов с использованием методических материалов, включая использование учебно-методического комплекса по дисциплине «Правоохранительные органы» без участия преподавателя - 3 часа.
1.6. Организация учебных занятий
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по очно-заочной форме обучения (сокращенная программа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С1 | 6 | 12 | 2 | 25 | 21 | 24 | 5 зачётных единиц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 студентов | 100 студентов | 100 студентов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: | 6 | 12 | 2 | 25 | 21 | 24 | 5 зачётных единиц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Промежуточная аттестация | Текущий контроль | ||
Виды | Сроки | Формы | Сроки | |
очная форма обучения | ||||
С1 | Экзамен | до 26 января | Не предусмотрено | Не предусмотрено |
очно-заочная форма обучения (сокращенная программа) | ||||
С1 | Экзамен | до 26 января | Не предусмотрено | Не предусмотрено |
1.7. Структура и содержание учебной дисциплины
По учебной дисциплине «Правоохранительные органы» дается описание её структуры, а также формулируются основные вопросы, рассматриваемые при изучении этой дисциплины, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета:
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ». ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ
Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности, ее задачи и цели, предмет и система дисциплины. Направления (функции) правоохранительной деятельности, принципы правоохранительной деятельности, соотношение правосудия, конституционного и прокурорского надзора, деятельности по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, организационного обеспечения деятельности судов, оказания юридической помощи.
Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами.
ТЕМА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РФ
Конституция Российской Федерации как основной источник законодательства о правоохранительных органах Российской Федерации.
Общая характеристика правовой основы деятельности российской правоохранительной системы. Классификация правовых актов по содержанию и по юридическому значению.
Законодательство и иные правовые акты о судебной власти, судебной системе, правосудии, статусе судей, организационном обеспечении судебной деятельности.
Правовые акты о государственных органах обеспечения охраны порядка и безопасности.
Законодательство об органах прокуратуры и прокурорской деятельности в Российской Федерации.
Правовые акты об организации юридической помощи.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.
Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Источники официального опубликования законодательства о правоохранительных органах.
Основные международные соглашения в этой области. Основные направления взаимодействия органов уголовной юстиции в сфере борьбы с преступностью.