Основные виды и формы организации труда дошкольников.
Виды труда дошкольников:
- Самообслуживание – труд ребенка, направленный на уход за самим собой (умывание, раздевание, уход за волосами, уход за обувью и т.п.) и включающий в себя комплекс культурно-гигиенических навыков; учитывая, что навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми, они начинают осознаваться ими как обязанность.
- Хозяйственно-бытовой труд – вид детского труда, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.
- Труд в природе (природоохранный труд) – вид детского труда, предусматривающий участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике; все это развивает наблюдательность, бережное и ответственное отношение ко всему живому, любовь к родной природе; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: до того, как посеянные семена дадут первые всходы, проходит определенное время.
- Ручной труд (художественный) – вид детского труда, направленный на формирование ручных умений и навыков работы с разнообразными материалами, связан с изготовлением предметов из картона, бумаги, дерева, природного материала; с помощью ручного труда решаются задачи формирования художественных способностей, эстетических чувств и нравственно-волевых качеств детей.
Формы организации труда дошкольников:
- Трудовые поручения – задания, которые воспитатель дает детям (или одному ребенку индивидуально) для выполнения какого-либо трудового действия.
- по форме организации бывают – индивидуальные, подгрупповые, общие.
- по продолжительности – кратковременные, длительные, постоянные, одноразовые.
В старших группах детского сада трудовые поручения более сложны (по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат). Помимо этого, в возрасте 5-7 лет у детей проявляется интерес к тому или иному виду труда.
- Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Традиционные дежурства – по столовой, по уголку природы, по подготовке к занятиям.
Данная форма вводится во 2-ой младшей группе ДОУ (со второго полугодия).
- Общий, совместный, коллективный труд – детская трудовая деятельность, имеющая общую цель. Данные формы труда создают благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.
Результат данных форм труда – польза для всех его участников.
16. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: задачи и средства; методы и формы организации.
Эстетическое воспитание – целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью формирования эстетически эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности, развития у нее способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Результатом эстетического воспитания является – эстетическое развитие (процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее).
Задачи эстетического воспитания:
- 1 группа задач – направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве; воспитание художественного вкуса; воспитание потребности в познании прекрасного);
- 2 группа задач – направлена на формирование художественных умений в области различных искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию; обучение детей пению и движениям под музыку; развитие словесного творчества детей).
Для решения задач эстетического воспитания необходимы педагогические условия: среда (быт); наличие программы эстетического воспитания детей; организация собственной художественной деятельности ребенка; использование различных видов искусства.
Таким образом, на практике эстетическое воспитание осуществляется посредством обучения детей танцевальным движениям, прослушивания музыкальных произведений, стихов, обучение лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.
Средства эстетического воспитания:
- Игра и игрушка;
- Разнообразные занятия;
- Развлечения и праздники;
- Чтение литературных произведений;
- Театрализованные представления;
- Искусство;
- Эстетика быта и внешнего вида человека;
- Природа;
- Труд;
- Самостоятельная художественная деятельность.
Все названные выше средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.
При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические особенности, учитывает характер, задачи, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
Условия эстетического воспитания:
- Насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями;
- Комплексность средств эстетического воспитания;
- Эстетическая культура взрослых;
- Накопление разнообразного опыта художественной деятельности и переживаний.
Методы эстетического воспитания: показ; наблюдение; объяснение; анализ; пример взрослого; побуждение к сопереживанию; убеждение; упражнение; метод поисковых ситуаций.
Формы организации эстетического воспитания:
- Организованные занятия;
- Экскурсии;
- Игры-драматизации и театрализованные игры;
- Праздники и развлечения;
- Совместная деятельность детей и взрослых по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.
Классификация форм организации эстетического воспитания дошкольников