Дипломатическая деятельность м.и. кутузова
(к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
Одним из основных требований к современному преподаванию истории является применение личностного подхода. Исторический процесс познается не только через события и явления, но и через историю отдельных личностей, что дает понимание роли и места человека в истории, без чего понимание истории будет неполным. Отечественная война 1812 года является одним из тех явлений в истории России, где основные события не только не оттеняют деятельность отдельных людей, но и, наоборот, подчеркивают ее. Показательным будет рассмотрение одного из главных действующих лиц не только 1812 г. но и периода конца XVIII – начала XIX вв. М.И. Кутузова в данном контексте. Общеизвестна его полководческая деятельность и роль, как командующего в разгроме наполеоновских войск. В то же время, в большинстве современных школьных учебниках личность М.И. Кутузова остается не проясненной. Практически отсутствует биография, среди документов того периода не приводятся те, что исходили от полководца. Между тем, мотивация важнейших решений (например, последствия совета в Филях) зачастую напрямую зависела от личностных качеств действующих лиц. Дипломатическая же деятельность М.И. Кутузова остается достоянием только специалистов и совершенно не приводится в школьном курсе истории. Между тем, эта сторона его жизни и имеет не меньшее значение. Помимо военных и административных должностей М.И. Кутузов выполняли и дипломатические поручения профессионально и успешно, о чем свидетельствуют его миссии в Константинополь (1792-94 гг.) и Берлин (1798 г.). Важнейшее значение для судеб России явилось заключение непосредственно перед началом войны 1812 года Бухарестского мира с Турцией. Тяжелая война и не менее тяжелые переговоры, в условиях явной наполеоновской угрозы закончились заключением выгодного для России мира. М.И. Кутузов проявил себя здесь не только как выдающийся полководец, но и не менее выдающийся дипломат, совершивший практически невозможное, учитывая влияние Наполеона в Турции в этот период. Россия не только избежала войны на двух фронтах и высвободила Дунайскую армию, но и приобрела ряд важных территорий.
Вступив в должность командующего армией в самый тяжелый и ответственный период Отечественной войны 1812 года, М.И. Кутузов выполнял не только полководческие обязанности. После сражения при Малоярославце, определившего коренной перелом в войне, встал вопрос о продолжении боевых действий против Наполеона в Европе. Александр I и английский представитель Р. Вильсон настаивали на немедленном продолжении войны, особенно после того как русская армия вышла к Неману. М. И. Кутузов, зная реальное состояние войск, настаивал на паузе, формировании новой армии и создании антинаполеоновской коалиции, прилагая к этому немалые дипломатические усилия. Сам полководец не дожил до начала европейской войны, однако дальнейшие события, поражения неготовой армии при Люцене и Бауцене подтвердили его правоту. Только с окончательным оформлением коалиции и подходом свежих войск удалось нанести Наполеону окончательное поражение.
Таким образом, очевидно, что образ Кутузова-полководца является неполным без характеристики его дипломатической деятельности, также имевшей огромное значение. События этой эпохи и Отечественной войны 1812 г. не будут раскрыты в полной мере без этих характеристик. Личностный подход предполагает раскрытие всех сторон деятельности человека, без этого невозможно понимание места и роли человека в истории и, следовательно, самого исторического процесса.
Наступающее 200-летие Отечественной войны 1812 года обязывает педагогов-историков обращать пристальное внимание на события и действующих лиц этого периода. И если материал учебника не дает полностью такой возможности, то например, организация творческих конкурсов по изучению личностей эпохи, в ходе которых изучается литература и документы, свидетельствующие об их деятельности, сопоставление рядов: Кутузов – Наполеон, Кутузов – Александр I, и т.д., организация написания исследовательских работ, целью которых было бы всестороннее изучение личности М.И. Кутузова в значительной мере способствовали бы пониманию значения событий 1812 года и более полному осмыслению роли М.И. Кутузова в них.
Н.П. Вершинина,
УТЭК (г. Уфа)