Тема 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления в сфере компьютерной информации
Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.
Вопросы:
1. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - их виды, общая характеристика.
2. Преступления, сопряженные с нарушением правил безопасности пользования транспортными средствами.
3. Иные транспортные преступления.
4. Преступления в сфере компьютерной информации - их виды, общая характеристика.
5. Неправомерный доступ к компьютерной информации.
6. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ.
7. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.
Темы докладов:
1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - характеристика основного и квалифицированного составов.
2. Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
3. Проблемы квалификации неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие.
4. Уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации.
5. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ - проблемы квалификации.
6. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей - юридический анализ состава.
Форма занятия – разбор конкретных ситуаций.
Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступлений в сфере компьютерной информации; определить содержание и правовое значение основных понятий главы 27 и 28 УК РФ; понять, в чем критерии разграничения уголовно наказуемых и административно наказуемых деяний; научиться объективно оценивать особенности причиненного вреда и причинной связи между деяниями и его последствиями, а также в установлении характера вины при совершении преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступлений в сфере компьютерной информации. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять проблемные ситуации применения норм главы 27 и 28 УК РФ.
Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Задание студентам: В., управляя автомобилем, совершил наезд на внезапно выскочившую на проезжую часть девочку. При проведении авто-технической экспертизы было установлено, что при нормальной реакции у водителя в такой ситуации была техническая возможность избежать наезда путем торможения. Следователь предъявил В. обвинение и, закончив расследование, направил уголовное дело в суд. По ходатайству адвоката в суде была назначена судебно-психологическая экспертиза, в ходе которой выяснилось, что у В. замедленная реакция. Введя в расчеты увеличенное время реакции эксперт-автотехник дал заключение, что В. не имел возможности избежать наезда путем торможения:
проанализируйте природу субъективных предпосылок преступления, в котором обвиняется В.;
примите решение по уголовному делу;
сделайте теоретические выводы.
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы. По очереди каждый студент должен назвать субъективные предпосылки преступления. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты под диктовку записывают решение по уголовному делу.
Дидактическое /техническое оснащение: компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием видеофильма: «Автотранспортные преступления».
Изучение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта должно показать, что нормы, включенные в главу 27 УК РФ, имеют бланкетный характер, что требует для их изучения обращения, помимо Уголовного кодекса Российской Федерации Ф, к другим нормативным актам. К их числу относятся, в частности, Федеральный закон Российской Федерации № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 г. «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и др. Необходимо использовать также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 9 декабря 2008 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Анализируя объективную сторону, необходимо учесть, составы большинства преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта сконструированы законодателем как материальные. Общественно опасным последствием в основных составах преступлений, ответственность за которые установлена в ст. 264, 266, 268, 269 УК РФ, выступает причинение тяжкого вреда здоровью. Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 263.1, ст. 267 УК РФ является причинение тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба. Уголовная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации наступает в случае, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Составы преступлений, ответственность за которые предусмотрена в ст. 270 и 271 УК РФ, являются формальными. Субъект преступления, как правило, специальный. Исключение составляет преступление, ответственность за которое установлена в ст. 267 УК РФ. Совершить указанное преступление может любое лицо, достигшее возраста 14 лет. Квалифицирующим признаком преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, является причинение смерти. Причинение смерти двум и более лицам относится к особо квалифицирующему признаку данных преступлений. Следует учитывать, что преступления, ответственность за которые установлена в ст. 270 и 271 УК РФ, не содержат квалифицированных составов.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо отличать от преступлений, посягающих на иные объекты, но совершенные с помощью транспортных средств. Так, убийство путем наезда автомобилем на потерпевшего следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств по ч. 1 или ч. 2 ст. 105 УК РФ, а не по ст. 264 УК РФ в зависимости от объекта посягательства и т.д.
Анализ главы 28 УК РФ показывает, что преступления в сфере компьютерной информации довольно специфичны. К ним относятся: неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ; нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.
При изучении названных составов преступлений целесообразно ознакомиться с содержанием: Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом Российской Федерации «О связи»; Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации; Положениями о сертификации средств защиты информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 608 от 26 июня 1995 г. «О сертификации средств защиты информации».