Павел I создает Ведомство благотворительных учреждений и поручает его императрице Марии Федоровне
Петр I и Екатерина II проводили реформы в целях «скорейшей цивилизации» страны. Искренность их замыслов не вызывает сомнения, но на ум приходят рассуждения почетного иностранного члена Петербургской академии (с 1760 г.) французского философа Гольбаха: «Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта». Именно этих усилий и опыта недоставало российскому обществу. В течение века продолжалось ожесточенное противостояние «почвы» и «цивилизации», и хотя носителями новых западноевропейских ценностей выступала малая часть страны, но, как писал К. С. Аксаков, «эта часть сильна и богата, от нее зависит другая, неизменившая вере и земле родной...».
Вольно или невольно государство пыталось сломать традиционное народное милосердие к калеке и сострадание к убогому, искоренить милостыню во спасение — духовные опоры, которые помогали русскому человеку выстаивать и перед лицом рока, и перед еще более грозным для соотечественника лицом безжалостной власти, помогали переносить тяжелые жизненные испытания. Средневековое незамутненное нищелюбие простонародья деформировалось и иссякало, но оно не исчезло окончательно, скорее сжалось и окуклилось, скрытно продолжая таиться в душах большинства россиян, словно зерно в темном амбаре, ожидающее встречи с теплом и землей. Вековые ценности остались в фонде абсолютов и святынь национальной русской культуры.
Насаждаемые «цивилизацией» закрытое призрение, организованная благотворительность, неприятие нищенства не приживались по велению закона, их требовалось внедрить в жизненный уклад, культурную норму, а вот это оказалось затруднительно. К тому же начиная с Петра Великого большинство монархов, всходя на трон, прежде всего меняли внутриполитический курс и отменяли новации предшественника. Точно так поступил сын Екатерины Великой.
В 1796 г. российский престол занял Павел I — «желчный, раздражительный до бешенства человек, воспитавшийся в убеждении, что его самовластие беспредельно, что подданными следует управлять железным прутом, при помощи суровой, а если понадобится, то и железной дисциплины. <...> Его законодательная деятельность чаще всего зависела от настроения духа и потому не всегда была строго обдуманна. <...> Он ненавидел порядки, установившиеся в ее [Екатерины II] царствование».
С того момента, как штурвал власти достался Павлу, курс государства вновь перестал сверяться с лоциями долговременных стратегических планов, и Россия принялась, словно корабль, причудливо менять галсы, подчиняясь не ветрам времени, а непредсказуемым прихотям капитана. Внутриполитический барометр постоянно показывал шторм. Государственные решения нередко оказывались взаимоисключающими. По мнению многих отечественных историков, политическая жизнь России, в отличие от екатерининских времен, приобрела «ненациональный характер». Мечтающий отомстить матери за десятилетия унижения монарх принялся рушить все ею созданное.
Учреждения, в том числе местного самоуправления, введенные екатерининским указом 1775 г., но еще не созданные на деле к моменту воцарения Павла I, дальнейшего распространения не получили. Права и привилегии, дарованные дворянству, купечеству и городам, были отменены, административные реформы остановлены. Прежняя система управления подверглась ревизии и разрушению, новая не создавалась. Усиливался административный хаос, законность подменялась произволом. Приказы общественного призрения почти повсеместно закрылись, число судебных инстанций сократилось. Также закрылись городские сословные думы, управление городами поручалось военно-полицейским органам.
Бессмысленно рассуждать о положении инвалидов в государстве, где правит всевластный и деспотичный монарх. Любитель муштры и парадов, Павел I пытался регламентировать все сферы жизни верноподданных, включая их частную жизнь. Знакомство с краткими выписками из высочайших рескриптов поможет почувствовать силу давления на личные свободы человека:
«1798 год. Февраля 18. Запрещается танцевать вальс. Июля 28. Чтоб малолетние дети на улицу из домов выпущаемы не были без присмотру. Августа 12. Чтобы те, кто желает иметь на окошках горшки с цветами, держали бы оные по внутреннюю сторону окон, но если по наружную, то не иначе, чтоб были решетки, и запрещается носить жабо. Чтоб никто не имел бакенбард.
1800 год. Февраля 22. Чтоб хозяева, имеющие надобность иметь собак, отнюдь не выпущали их на улицу, прочие же были со знаками. Декабря 15. Чтоб всякой выезжающий из города, куда бы то ни было, публиковался в газетах 3 раза сряду».
Вновь широкое распространение получают телесные наказания, подвергнуться которым могли и лица высших сословий. По прихоти монарха неповинующийся дворянин, как во времена Ивана Грозного, мог оказаться в сумасшедшем доме, из чего следует, что Павел I понимал это заведение как изоляционное, карательно-исправительное, но не благотворительно-лечебное.
Декларация прав человека, утвержденная французским Конвентом (1793), провозглашала священным долгом оказание помощи несчастным членам общества, включая и душевнобольных. Психиатр Ф. Пинель, как мы уже знаем, собственноручно снимает оковы с пациентов Бисетра и Сальпетриера. Прежде широко применявшиеся в психиатрических лечебницах пытки и притеснения искореняются в Европе по мере сил. Российский же монарх приказывает отставного подполковника Алёнина «за дерзость и сумасшествие посадить в Санкт-Петербурге в дом сумасшедших». Карающий самодержец не принял во внимание ни военные заслуги, ни сословную принадлежность, ни чин человека, посмевшего ему возразить. Полагаем, никто не осмеливался жаловаться или заступаться за близких, тем более что жалобы и просьбы раздражали императора столь сильно, что он издал распоряжение, согласно которому «всяк, дерзнувший по двукратной просьбе еще утруждать его императорское величество, имеет быть посажен в тюрьму на месяц». При Павле культурные контакты с Европой прерываются, выезд россиян за границу сделался почти невозможным. Одновременно запрещается обучение российской молодежи в «иностранных училищах» (университетах), а также ввоз «всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, равномерно и музыку».
Жестко контролировалась не только светская жизнь, но и жизнь духовенства, тем более что Павел полагал себя главой церкви. В противовес матери-вольтерьянке он благосклонно поддерживал синодальные решения, направленные на улучшение церковного быта. За короткое время (1797—1799) архиереям и монастырям удалось вдвое увеличить землевладения и поступающие из казны должностные оклады. Сторонник палочной дисциплины, Павел I неожиданно освободил от телесных наказаний священнослужителей, справедливо указывая, что наказание, «чинимое в виду тех самых прихожан, кои получали от них спасительные тайны, располагает их к презрению священного сана». Также при Павле I Синоду впервые (1799) удалось принять меры по социальному обеспечению вдов и сирот духовенства, определив для них вакансии в монастырских и архиерейских богадельнях.
Непоследовательный и непредсказуемый Павел I, с одной стороны, жестко контролировал православную церковь, с другой — способствовал ее благоустройству, а с третьей, подчиняясь религиозно-теократическому настроению, — приблизил к себе церковь римско-католическую. Император предложил убежище в России папе римскому, приютил изгнанный из ряда европейских стран орден иезуитов и даже принял сан Великого магистра Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Изначально названный духовный орден возник в Иерусалиме (1048), дабы давать приют и врачебную помощь богомольцам, являвшимся в Святую землю. Российский монарх стал членом католического ордена, в числе основных задач которого была деятельная благотворительность, а потому отнюдь не случайно краткий срок его правления — четыре года, четыре месяца и четыре дня — отмечен судьбоносным решением, кардинально и позитивно изменившим отношение Российского государства к инвалидам. Важные шаги на пути становления отечественной системы государственного призрения совершены монархом, которого многие современники считали безумцем.
Первый шаг на пути деятельной благотворительности Павел сделал в юном возрасте. В девять лет цесаревич заболел столь тяжело, что Екатерина II сомневалась, выживет ли он. По преданию, Павлу порекомендовали дать обет построить в случае выздоровления лечебное заведение. Обет был дан и исполнен. 11 июня 1763 г. Сенат обнародовал указ: «Просил Ее Императорское Величество любезный Ее Императорского Величества сын, цесаревич и великий князь Павел Петрович, чтобы Ее Императорское Величество позволили ему в Москве под его именем учредить свободную больницу». Так, благодаря павловскому обету в Москве неподалеку от Даниловского монастыря появилась больница для гражданского населения на 25 коек (1763).
Вступая в Мальтийский орден госпитальеров, Павел принимает новый обет — развивать в стране систему медицинских учреждений и также исполняет его. В 1797 г. самодержец повелевает создать во всех (за исключением столичных) губерниях врачебные управы, введя в них инспекторов «для лучшего наблюдения над аптеками и госпиталями». Правда, истинные мотивы указа далеки от филантропических идеалов ордена. Создавалась врачебная управа главным образом для освидетельствования рекрутов. Управе в подчинение передавался немногочисленный губернский медицинский персонал («оператор»-хирург, уездные лекари, повивальные бабки), а также аптеки и казенные больницы.
К сожалению, совершенствование лечебной службы престолонаследник начал с ликвидации Приказов общественного призрения, введенных указом Екатерины И. Их по прихоти нового монарха сменили Камеральные департаменты и врачебные управы, а в столицах — медицинские коллегии. Характер изменений со всей очевидностью раскрывает текст указа по Москве (1798): «Приказ общественного призрения со всеми находящимися при оном чинами, заведениями городского правления с тем, чтобы и впредь принадлежащие здешнему Приказу общественного призрения суммы отсылались в Камеральный городского правления департамент для употребления их на такие же человеколюбивые предметы, на кои оныя и в Приказе назначались». Учреждения, штаты, источники и размеры финансирования, как и благотворительные цели городской системы призрения, частично сохранялись, менялось название и подчинение по принадлежности. Чиновников рассадили по-новому, дело осталось на прежнем месте.
Руководство переименованной службой Павел I возложил на супругу — Марию Федоровну и на ее (императрицы Марии) канцелярию. Имя Марии Федоровны принцесса Софья-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская (1759—1828) получила при принятии православия и вступлении в брак с цесаревичем Павлом Петровичем (1776). Судьба распорядилась так, что мать десятерых детей, в том числе императоров Александра I и Николая I, станет заступницей тысяч обездоленных россиян. Указом от 12 ноября 1796 г. Павел I повелел императрице «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц», несколько позже назначил «главной начальницей воспитательных детских домов Петербурга и Москвы» (Указ от 2 мая 1797 г.). Со временем в ведение канцелярии, которую вскоре переименуют в Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ), перейдут лечебницы, сумасшедшие дома, приюты и богадельни, словом, все существовавшие на тот момент благотворительные учреждения.
Через полтора столетия — в начале XX в. — о личной благотворительности императрицы и ее трудах во главе необычного ведомства журнал «Женское образование» будет писать, не скрывая глубокого уважения и восхищения подвижницей.
«В ряду знаменитых женщин, появлявшихся во всемирной истории, немного найдется таких, которые, как Мария Феодоровна, запечатлили свое имя в памяти потомства столь светлой, благотворной и широкой человеколюбивой деятельностью. Мария Феодоровна посвящала себя филантропии по действительной, внутренней горячей потребности творить добро людям, как можно больше добра, в особенности тем, кто нуждается в помощи и милосердии. В одну из торжественных минут она сама заметила в назидание своим подчиненным, что благотворительность тогда только может приносить истинную пользу, когда проистекает из сердца, исполненного любви. Она была чужда всякого властолюбия. Высокое положение, власть и возможность распоряжаться большими средствами служили ей только для развития своей благотворительной миссии, для возможно большего распространения действий основанных ею человеколюбивых учреждений. В ней была гуманная способность сердцем угадывать положение каждого, чем-нибудь несчастливого и неудовлетворенного лица, и как бы само по себе лицо это ни было незначительно и ничтожно, как бы ни были малы и мелочны с высшей точки зрения его нужды, лишения и страдания, Мария Феодоровна с неизменно теплым участием, просто и искренно входила в непосредственные сношения с подобными лицами, делая все, чтобы доставить им утешение. Венцом благотворительности Марии Феодоровны и главным поприщем всей ее деятельности была учебно-воспитательная система... «учреждений императрицы Марии». Сюда входили приюты и дома призрения для детей и учебно-воспитательные заведения, преимущественно женские. Предметом главнейшей, самой неусыпной заботливости императрицы был Воспитательный дом, доведенный ею до огромных размеров и ее щедростью поставленный в возможность, не оскудевая, тратить сотни тысяч рублей на призрение и воспитание тысяч брошенных детей. <...> Мария Феодоровна относилась с особой нежностью и заботливостью к больным детям. <...> Вид всякого страдания и немощи возбуждал в ней с особенной силой чувство любви и потребность благотворить. Благодаря этой впечатлительной отзывчивости императрицы положено было основание одного из прекраснейших ее человеколюбивых учреждений — училища глухонемых. <...>
Она присутствовала нередко при трудных, невыносимых для многих операциях ради того, чтобы облегчить страдания подвергавшихся им и утешить их. Некоторые больные соглашались на операцию только под условием, чтобы императрица при этом присутствовала, и она охотно выполняла их желания. <...> В обхождении со всеми окружающими она была всегда ровною, внимательною и милою. Гнев и раздражение были ей недоступны, и не было человека, который бы имел когда-нибудь причину сетовать на нее и жаловаться».
Итак, волею Павла I продолжалось строительство отечественной системы государственного призрения: был создан орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений, впоследствии получивший название «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ); открыты внесословные больницы; возникли медицинские коллегии и врачебные управы.
Неоценим вклад в дело развития в России светской деятельной благотворительности вдовствующей императрицы Марии Федоровны, чей подвиг на посту главы ВУИМ служил примером филантропии, исходящей из внутренней потребности творить добро тем, кто нуждается в помощи и милосердии. Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна доказывала подданным, что благотворительность может приносить истинную пользу, если движется искренним чувством милосердия, сострадания, любви к людям.