Школа превращается в орудие коммунистического перерождения общества
С Октября 1917 г. воспитание детей в духе марксистско-ленинской идеологии становится важной составляющей внутренней политики пролетарского государства, её идеальным проводником признаётся школа, которой поручается формировать у молодёжи новые представления об идеале, о желаемом, о нормативном.
По мнению П. Н. Милюкова, задача, поставленная большевиками, «была существенно различна от той, которую преследовали даже самые радикальные педагоги предшествующего периода... Те прежние руководители школы, работавшие в союзе с земством... тоже стремились создать новую школу. <...> Школа должна была быть построена на идее общего и одинакового преподавания для всех, на развитии самостоятельности личности и её природных задатков, на новом понимании школьной дисциплины, на применении новых методов преподавания. <...> Многое из этих взглядов и привычек преподавания перешло и к учителям советского периода. Но по мере того как школьному преподаванию ставилась внешняя ему, политическая цель, все эти идеи получили лишь служебное значение для достижения главной задачи. И новейшим педагогам-большевикам пришлось подводить передовые учения мировой педагогики к извне поставленным задачам. Они искали — и нашли новые авторитеты, дававшие им основания оторвать новую педагогику от старой русской традиции».
Мечту о создании «нового» человека, человека, руководствующегося нормами коммунистической морали, человека, способного преодолевать любые преграды и даже жертвовать собой во имя достижения целей, поставленных ВКП(б), государство попытается реализовать на практике с помощью марксистской педагогики. Её основной идеей становится «социальное воспитание». Успех грандиозного замысла могла обеспечить только школа, а потому государство делает её орудием коммунистического перерождения общества и планирует немедленное введение всеобуча. Познакомимся с фрагментами первых директив ВКП(б) и постановлений советского правительства о народном образовании.
Из Обращения народного комиссара по просвещению(от 29 октября 1917 г.)
«Граждане России!
Восстанием 25 октября трудящиеся массы впервые достигли полной власти. <...> Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения. <...>
Задача истинно демократической организации обучения особенно трудновыполнима в стране, обнищавшей вследствие долгой преступной войны империалистов. <...> Как ни пришлось бы урезывать другие статьи народного бюджета, расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения — гордость и слава для каждого народа. <...>
Ни одна мера в области народного просвещения не должна приниматься какой бы то ни было властью без внимательного взвешивания голоса представителей педагогического мира. С другой стороны, решения отнюдь не могут приниматься исключительно кооперацией специалистов. Это относится также к реформам учреждений общего образования. Сотрудничество педагогов и сил общественных — вот это будет преследоваться Государственной комиссией и при составлении её, и в Государственном комитете [по народному образованию], и во всей её деятельности.
Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский».
Согласно процитированному документу, предполагалось «введение в кратчайший срок всеобщего обязательного и бесплатного обучения». Устами народного комиссара по просвещению (министра образования) правительство посулило «щедрый бюджет просвещению», оно также пообещало привлечь к обсуждению реформ все заинтересованные стороны. Но не пройдёт и двух месяцев, как одного из потенциальных участников обсуждения — церковь — лишат не только права голоса в дискуссии об образовании, но и собственных учебных заведений.
О передаче дела воспитания и образования из Духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению(из Постановления Наркомпроса от 15 декабря 1917 г.)
«Передаче подлежат все церковно-приходские (начальные, одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии... и все другие, носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства со штатами, ассигновками, движимыми и недвижимыми имуществами.
Председатель СНК Вл. Ульянов (Ленин)
Секретарь СНК Н. Горбунов
Народный комиссар А. В. Луначарский».