Глава 5 ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬШИНСТВУ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (1936 – 1991 гг.)

Введение

Прежде чем мы предпримем экскурс в историю четвёртого периода эволюции отношения Советского государства и обще­ства к телесно и умственно дефективным детям, вспомним, как протекал этот период в Западной Европе. Там условным рубежом между третьим и четвёртым периодом стала Первая мировая война, завершение же периода обретения права на об­разование большинством детей с недостатками физического и умственного развития в европейских странах строго датиру­ется временем ратификации ими деклараций ООН «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов» (1975).

По своей продолжительности, а она составила примерно 60 лет, чётвертый период оказался самым коротким, но при этом и наиболее динамичным, события развивались стреми­тельно, подчас крайне драматично.

Правительства европейских стран, накануне Первой миро­вой войны законодательно закрепивших право детей с недостатками физического и умственного развития на получение школьного образования, в 1920—1930-е гг. сталкиваются с ря­дом проблем, требующих незамедлительного разрешения. Обе­спечение специального обучения, изначально обходившееся государственной или городской казне накладнее обычного, требовало всё больших средств. Взяв на себя бремя расходов, правительство вскоре присваивает право решать, каким кате­гориям детей специальная школа может открывать двери, а каким нет, насколько дифференцированной должна быть си­стема специального образования, как готовить учительский корпус, из каких источников и в каких размерах школа долж­на финансироваться, и, наконец, главное — чему она должна учить своих подопечных.

Рассматривая развитие практики специального образова­ния как производную от эволюции отношения государства и общества к инвалидам, мы на примере Западной Европы убедились в том, что цели, содержание и организационные формы специального обучения, предлагаемого в конкретной стране, могут иметь отличия, и подчас весьма значительные. Беглое знакомство с историей становления учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей в границах одной страны способно натолкнуть неискушённого читателя на мысль о том, что с течением времени выкристаллизуются некие единые модели, равно подходящие и Европе, и миру. Проследив, как выстраивалась практика специального образо­вания в ряде европейских стран, мы смогли убедиться, что это не так. Накануне Первой мировой войны все страны Западной Европы обладали сетью специальных школ, но их системы в целом, как и школы каждого вида, наряду с общими чертами имели явные национальные отличия.

Планы по распространению закона о всеобуче на глухих, слепых и умственно отсталых детей, принимавшиеся в начале XX в. в экономически безоблачные годы и в незыблемом, как казалось тогда, мире, реализовывать предстояло на континенте, чей политический облик изменился до неузнаваемости. Некогда мощные империи распались, давая жизнь новым независимым государствам, которые, выстраивая собственные образователь­ные системы, принципиально откажутся от моделей, ранее на­вязываемых метрополией. В результате революционных преоб­разований прекратят своё существование многие монархии, смена государственного строя неминуемо приведёт к реформе школы в ряде стран школа станет светской. Резко сократятся финансовые возможности филантропов, ибо даже страны-победители вступят в затяжную полосу политических и экономи­ческих кризисов, что уж говорить о проигравших. Немецкая специальная школа некогда многими, в том числе и россиянами, бравшаяся за образец, едва не исчезнет в этот период совсем — фашистское правительство, пришедшее в Германии к власти в начале 1930-х гг., решит упразднить её как институт государства: отклонение в умственном или физическом разви­тии нацисты признают основанием для эвтаназии. Попытка фашистских режимов реализовать на практике теорию «выс­ших» и «низших» рас, о праве господства «высших» над осталь­ным миром приведёт к массовому истреблению отдельных групп населения по расовым, национальным, политическим, религиозным и иным мотивам. Дети, признанные властью «не­нормальными», также попадут в мартиролог жертв фашистско­го геноцида.

После разгрома стран гитлеровской коалиции Нюрнберг­ский трибунал осудит нацистский режим как преступный и античеловечный. Желая защитить мир от угрозы появления подобных режимов в будущем, страны-победительницы созда­ют Организацию Объединённых Наций, делегируя ей разра­ботку теперь уже международного законодательства в сфере прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека— документ, положивший начало кардинальным изменениям официального отношения к инвалидам, к детям с особыми образовательными потребностями.

Появление Всеобщей декларации прав человека свидетель­ствует о глобальных переменах, произошедших в XX в. в со­знании глав правительств и части гражданского общества ряда стран планеты. Ратификация декларации национальным пра­вительством фиксирует смену курса социальной политики государства. Его следствием становится признание граждан­ских прав инвалидов, права детей с недостатками физического и умственного развития на образование.

В контексте нового понимания прав человека значительная часть населения планеты постепенно придёт к осознанию не­обходимости школьного обучения уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и иных категорий де­тей с отклонениями в физическом и умственном развитии. С начала 1950-х гг. положение этих детей благодаря обрете­нию ими гражданских прав коренным образом меняется во всех без исключения странах Европы. Прямо или косвенно тому способствовали идеологические установки приходящих к власти либерально-демократических партий, законодатель­ные инициативы правительства, борьба рабочих движений, профсоюзов за гражданские права и свободы, возрастающая активность неправительственных организаций и обществен­ных движений, а также реформы образования, неминуемо заставляющие государство совершенствовать сеть специальных учебных заведений, дифференцировать прежде построенную систему специального образования.

Содержанием четвёртого периода эволюции отношения го­сударства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития является обретение большей частью из них права на школьное обучение, а потому этот период всегда соотносится с этапом интенсивного строительства и дифферен­циации национальных систем специального образования. На излёте четвёртого периода законодательное оформление прав детей-инвалидов подкрепляется благоприятной экономической ситуацией и либерально-демократическими реформами, вследствие чего в странах благоденствия уделяется всё большее вни­мание обучению детей «с особыми потребностями», система их образования становится всё более дифференцированной. Если накануне Первой мировой войны существовало три типа специ­альных школ, то к середине 1970-х гг. число типов специаль­ных учреждений увеличивается, достигая в некоторых странах десяти и более. Одновременно с горизонтальной дифференци­ацией происходит усложнение системы по вертикали, она при­растает дошкольной и постшкольной ступенями. Повсеместно увеличивается процент детей, охваченных специальным обуче­нием. На нике этапа развития и дифференциации националь­ных систем специального образования в странах благоденствия этот показатель составляет 3% и более от общей численности популяции детского населения. Формируются институты со­циальных работников, школьных психологов, множатся центры и службы помощи и консультирования родителей, стремитель­но растёт число разнообразных неправительственных органи­заций, обществ, движений, союзов и ассоциаций, решающих проблемы социальной опеки детей «с особыми потребностями».

Завершение четвёртого периода ознаменует принятие ООН деклараций «О правах умственно отсталых» (1971), «О правах инвалидов» (1975). Соответственно дату ратификации упомя­нутых деклараций правительством конкретной страны можно считать временем завершения ею четвёртого периода и вхож­дения в пятый период эволюции отношения к детям, которых теперь официально станут именовать детьми с особыми об­разовательными потребностями.

В нашей стране условной нижней границей четвёртого пе­риода можно признать середину 1930-х гг. Именно к этому времени в РСФСР, БССР и УССР благодаря курсу на всеобуч немалая часть телесно и умственно дефективных детей (глухих, слепых, умственно отсталых) получает возможность реализо­вать своё право на образование. В контексте решения задач второй пятилетки планировалось развернуть масштабное стро­ительство дифференцированной сети специальных школ во всех автономных и союзных республиках. Коррективы в ра­дужные планы внесло принятое в июле 1936 г. постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе нар- компросов». Партийное решение едва не привело к ликвидации с таким трудом выстраиваемой практики специального обуче­ния и к разгрому отечественной дефектологической науки.

В июне 1941 г. на Советский Союз нападает фашистская Германия, в ходе Великой Отечественной войны (1941 — 1945) специальные учреждения, оказавшиеся в зоне оккупации, пе­рестанут функционировать, многие из их воспитанников и пе­дагогов погибнут, школьные здания превратятся в груды раз­валин. Только благодаря личному мужеству и состраданию сотрудников специальных школ часть воспитанников избежит драматической судьбы. Ценою огромных усилий советских и партийных органов на местах часть специальных школ удаст­ся эвакуировать в глубокий тыл, где ученикам и их учителям придётся выдержать суровые испытания.

Вынужденное масштабное перемещение детей и педагогов на восток и юг страны существенно преобразит ранее сложи­вшуюся «географическую карту» сети специальных учрежде­ний. Регионы, прежде не имевшие опыта обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей и не предполагавшие в соответствии со строгими партийными указаниями 1936 г. приобретать его, столкнутся с необходимостью принимать эва­куированных. Драматические события войны приведут к не­ожиданным последствиям, специальные школы появятся там, где государство открывать их не планировало. После победы одни учителя из числа вынужденно переселённых вернутся на прежние места, другие же останутся в тех краях, куда занесла их война, помогая укоренению специальных учебных заведе­ний.

Несмотря на идеологическое давление 1930-х гг. и траге­дии войны, советская специальная школа выстоит и начнёт крепнуть, чему будут способствовать сначала послевоенные правительственные решения об обучении сирот войны и вве­дении обязательного семилетнего образования, а затем поли­тическая «оттепель» 1960-х гг. Именно в этом относительно благоприятном внутриполитическом контексте система специ­ального образования в СССР станет стремительно расширять­ся и дифференцироваться, охватывая всё больший процент и число категорий детей с недостатками физического и ум­ственного развития.

Отечественной дефектологической науке придётся решать задачи, которые политическая власть не ставила перед иссле­дователями ни в одной другой стране мира: требовалось обеспечить достижение аномальными детьми столь же высокого уровня образования, что и в норме. Исполняя требования пар­тии и правительства по освоению дефективными детьми цензового школьного образования, советская дефектологическая наука достигает высокого уровня развития, что за рубежом признают и друзья, и недруги СССР.

Иностранные делегации, посещавшие в 1960—1970-е гг. за­нятия в экспериментальных группах и классах школы для глу­хих детей НИИ дефектологии АПН РСФСР, будут восхищать­ся академическими знаниями учеников, признавая, что уровень их образования выше того, что даёт западная специальная школа. Что же касается повсеместной практики, то обеспечить специальное школьное обучение всем детям с недостатками физического и умственного развития не удавалось. По офици­альным данным, в 1980-е гг. специальные образовательные уч­реждения СССР принимали лишь треть от общего числа в том нуждающихся. Часть тех, кому не находилось места за пар­той в специальных заведениях, учились в обычных школах, не получая там всей полноты необходимой дефектологиче­ской помощи. (Включение ребёнка с особыми образователь­ными потребностями в обычную среду без оказания ему квалифицированной психолого-педагогической поддержки — фор­мальная инклюзия — для нашей страны не более чем хорошо забытый плохой опыт.) Были и те, кто в силу тяжести нарушения (например, дети со сложной структурой дефекта, ран­ним детским аутизмом, глубоко умственно отсталые) не мог освоить предлагаемый объём знаний, вследствие чего призна­вался «необучаемым».

Безусловным достижением советской системы специально­го образования была трудовая подготовка. Многие молодые люди получали в стенах специальной школы профессию. Благодаря целенаправленному профессиональному обучению, существованию специальных учебно-производственных предпри­ятий для инвалидов, производственных структур ВОГ, ВОС и ВОИ, а также в силу специфики рынка труда в СССР про­блем с трудоустройством у подавляющего большинства вы­пускников специальных школ не возникало. Сотни инвалидов по слуху и зрению получали среднее специальное и высшее профессиональное образование. Правительство, заинтересо­ванные ведомства, да, пожалуй, и знакомая с проблемой часть общества систему специального образования, построенную уси­лиями нескольких поколений советских дефектологов, искрен­не считали оптимальной. Она действительно соответствовала запросам того государства, которым создавалась. Не сомнева­емся, советская система специального образования продолжа­ла бы совершенствоваться, согласуясь с буквой и духом Про­граммы КПСС и партийных решений, но политические вихри 1985—1991 гг. вновь прервут эволюционный ход событий. Сме­на советским партийным руководством прежнего курса (пере­стройка) приведёт к глобальным политическим и экономиче­ским реформам, а затем к распаду СССР (1991).

Как мы уже знаем, смена социокультурных координат всег­да влечёт за собой изменение отношения к интересующим нас детям, следствием чего становится обязательное реформирова­ние ранее созданной практики специального образования.

Одним из последствий отказа от коммунистической идео­логии, провозглашения курса на построение в стране открытого гражданского общества станет ратификация Российской Федерацией международных конвенций о правах человека, в том числе деклараций ООН «О правах умственно отсталых» и «О правах инвалидов», что случится в 1991 г. Тогда же начинается если не полный демонтаж советской системы специаль­ного образования, то решительная её реконструкция с оглядкой на западные образцы. Продолжительность периода обретения права на образование большинством детей с недостатками фи­зического и умственного развития не превысила в СССР 60 лет, что вполне сопоставимо с протяжённостью аналогично­го периода на Западе. Отличия — в характере перемен. Если в странах Западной Европы изменение отношения к инвалидам и переход в пятый период шли эволюционным путём, то в СССР они развивались по революционному сценарию, смена системы ценностей общества и тотальное изменение государ­ственной политики произошли в «историческое одночасье».

Прежде чем перейти к содержательному анализу периода обретения большинством детей с недостатками физического и умственного развития права на образование, приведём хронологию исторических событий, под влиянием которых в Совет­ском Союзе формировалась дифференцированная система спе­циального образования.

Хронологические ориентиры (1936—1991)

1936 г. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извраще­ниях в системе наркомпросов» (июль).

Приказ НКП РСФСР «О практических мероприятиях по улуч­шению учебной и воспитательной работы в школах для ум­ственно отсталых и трудновоспитуемых» (сентябрь). Постановление СНК РСФСР «О борьбе с глухонемотой и улучшении культурно-бытового обслуживания глухонемых» (октябрь).

1937 г. Проведена перепись населения, её результаты не пу­бликуются.

Приказ Наркомата социального обеспечения РСФСР «Об ис­пользовании труда слепых в металлообрабатывающей про­мышленности» (июль).

Всероссийское совещание, посвящённое преподаванию рус­ского языка в нерусских школах (октябрь).

1938 г. Указ о введении обязательного преподавания русского языка во всех национальных школах.

1939 г. Постановление СНК РСФСР «О состоянии всеобщего обязательного обучения в школах РСФСР» (декабрь).

Приказ Наркомпроса РСФСР «О руководстве специальными школами» (декабрь).

1941 г. Начало Великой Отечественной войны (22 июня). Создан Совет по эвакуации (24 июня). С июля по ноябрь 1941 г. более 1500 промышленных предприятий переведено из западных областей на Урал, в Западную Сибирь, Сред­нюю Азию и Казахстан.

1942 г. Приказ НКП РСФСР «Об улучшении подсобных хозяйств и организации сельскохозяйственного труда воспитанников детских домов» (февраль).

Распоряжение СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» (июль).

1943 г. Постановление СНК РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в не­полных средних и средних школах областных, краевых горо­дов, столичных центров автономных республик и крупных промышленных городов» (июль).

Постановление СНК СССР «Об улучшении работы детских домов» (сентябрь).

Постановление СНК СССР «Об организации Академии педа­гогических наук РСФСР» (октябрь).

1944 г. Массовая депортация чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар, турок-месхетинцев.

Новое законодательство о семье: развод ещё более затруд­няется, восстанавливается понятие «незаконнорождённый», увеличиваются пособия на семью, вводится налог на бездет­ность.

Представители государств — членов антигитлеровской коа­лиции разрабатывают устав Организации Объединённых На­ций (ООН).

1945 г. Окончание Второй мировой войны (май). Победа Со­ветского Союза в Великой Отечественной войне. Потери СССР — 26,6 млн человек. Разрушена большая часть инфраструктуры экономики. Около 25 млн человек лишились жилья.

Подписан Устав ООН. Проведена Учредительная конферен­ция ООН по вопросам образования, науки и культуры. При­нят устав ЮНЕСКО.

1946 г.Спад промышленного производства, катастрофически низкий урожай зерновых из-за засухи.

1947 г. Запрещены браки между советскими гражданами и ино­странцами.

1949 г. Указ Верховного Совета СССР «Об улучшении дела го­сударственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин» (май).

Начало кампании по разоблачению «космополитизма»109 в советской науке и культуре, борьба с космополитизмом.

1951 г. Приказ министра просвещения РСФСР «Об укреплении дисциплины в школе» (декабрь).

1953 г. Смерть И. В. Сталина (5 марта).

Объявлена амнистия за мелкие административные и эконо­мические правонарушения; отменены приговоры меньше чем к 5 годам тюрьмы; освобождены из мест заключения по­жилые или больные люди, а также несовершеннолетние и матери семейств (27 марта).

1954 г. Постановление Совета министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и дру­гих городов» (июль).

1955 г. Разрешены аборты, запрещённые с 1936 г. (ноябрь).

1956 г. XX съезд КПСС. Секретный доклад Н. С. Хрущёва, разо­блачающий преступления Сталина, осуждающий культ лич­ности (февраль).

Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июль).

Закон о пенсиях. Увеличение размера пенсий и предостав­ление права на пенсию колхозникам (июль).

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об ор­ганизации школ-интернатов» (сентябрь).

1957 г. Реабилитация народов (чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков), депортированных в 1944 г. (фев­раль).

Всероссийское совещание по вопросам школ-интернатов (апрель).

1958 г. Верховным Советом СССР принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Реформа системы образо­вания: введение обязательного восьмилетнего образования, укрепление связи школы с производством (декабрь).

Новый Закон об основах уголовного законодательства. Упразднено понятие «враг народа», изменён срок возможно­го привлечения к уголовной ответственности (с 16 лет), смертная казнь признана исключительной и временной ме­рой наказания (декабрь).

1959 г. Перепись населения СССР. Численность населения — 208 млн 800 тыс. Из них 48% проживают в городах. Постановление Совета министров РСФСР «Об утверждении Положений о восьмилетней школе, средней общеобразова­тельной трудовой политехнической школе с производствен­ным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразо­вательной школе» (декабрь).

1960 г. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О школьном строительстве и мерах по укреплению матери­альной базы школ» (июнь).

Постановление Совета министров РСФСР «О сроках обуче­ния в общеобразовательных школах для слепых, слабовидя­щих, тугоухих и глухонемых детей» (сентябрь).

1961 г. Постановление Совета министров РСФСР «О сроке обучения в общеобразовательных школах для детей, пере­нёсших полиомиелит» (ноябрь).

1963 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает «Поло­жение о школе-интернате с особым режимом для детей, перенёсших полиомиелит» (апрель).

1964 г. Реабилитация немцев Поволжья.

1965 г.Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию сети интернатов при школах и улуч­шению их работы» (февраль).

1966 г. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании союзно-республиканского Министерства про­свещения СССР» (август).

Введение ежемесячной заработной платы в колхозах.

1967 г. Реабилитация крымских татар.

1969 г. Закон об основах трудового законодательства.

1971 г. Президиум Верховного Совета СССР одобрил Пример­ное положение «Права и обязанности городского, районно­го, сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся в области народного образования».

1972 г. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О заверше­нии перехода ко всеобщему среднему образованию молодё­жи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Приказ Министерства просвещения СССР «О введении в действие номенклатуры дошкольных учреждений для ано­мальных детей системы Министерства просвещения СССР» (ноябрь).

1973 г. Верховный Совет СССР утверждает «Основы законода­тельства Союза ССР и союзных республик о народном об­разовании» (июль).

1974 г. Постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физическо­го развития» (январь).

Приказ Министерства просвещения СССР, вводящий новые Положения «Об областной и республиканской медико-педа- гогической комиссиях» и «Инструкции по приёму в школы для детей с дефектами умственного и физического разви­тия» (ноябрь).

1984г. Закон «Об основных направлениях реформы общеобра­зовательной школы».

Середина 1980-хгг. Часть руководства ЦК КПСС и страны бе­рёт курс на реформирование тоталитарной системы в СССР, начало политики перестройки.

Наши рекомендации