Глава 5 ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬШИНСТВУ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (1936 – 1991 гг.)
Введение
Прежде чем мы предпримем экскурс в историю четвёртого периода эволюции отношения Советского государства и общества к телесно и умственно дефективным детям, вспомним, как протекал этот период в Западной Европе. Там условным рубежом между третьим и четвёртым периодом стала Первая мировая война, завершение же периода обретения права на образование большинством детей с недостатками физического и умственного развития в европейских странах строго датируется временем ратификации ими деклараций ООН «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов» (1975).
По своей продолжительности, а она составила примерно 60 лет, чётвертый период оказался самым коротким, но при этом и наиболее динамичным, события развивались стремительно, подчас крайне драматично.
Правительства европейских стран, накануне Первой мировой войны законодательно закрепивших право детей с недостатками физического и умственного развития на получение школьного образования, в 1920—1930-е гг. сталкиваются с рядом проблем, требующих незамедлительного разрешения. Обеспечение специального обучения, изначально обходившееся государственной или городской казне накладнее обычного, требовало всё больших средств. Взяв на себя бремя расходов, правительство вскоре присваивает право решать, каким категориям детей специальная школа может открывать двери, а каким нет, насколько дифференцированной должна быть система специального образования, как готовить учительский корпус, из каких источников и в каких размерах школа должна финансироваться, и, наконец, главное — чему она должна учить своих подопечных.
Рассматривая развитие практики специального образования как производную от эволюции отношения государства и общества к инвалидам, мы на примере Западной Европы убедились в том, что цели, содержание и организационные формы специального обучения, предлагаемого в конкретной стране, могут иметь отличия, и подчас весьма значительные. Беглое знакомство с историей становления учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей в границах одной страны способно натолкнуть неискушённого читателя на мысль о том, что с течением времени выкристаллизуются некие единые модели, равно подходящие и Европе, и миру. Проследив, как выстраивалась практика специального образования в ряде европейских стран, мы смогли убедиться, что это не так. Накануне Первой мировой войны все страны Западной Европы обладали сетью специальных школ, но их системы в целом, как и школы каждого вида, наряду с общими чертами имели явные национальные отличия.
Планы по распространению закона о всеобуче на глухих, слепых и умственно отсталых детей, принимавшиеся в начале XX в. в экономически безоблачные годы и в незыблемом, как казалось тогда, мире, реализовывать предстояло на континенте, чей политический облик изменился до неузнаваемости. Некогда мощные империи распались, давая жизнь новым независимым государствам, которые, выстраивая собственные образовательные системы, принципиально откажутся от моделей, ранее навязываемых метрополией. В результате революционных преобразований прекратят своё существование многие монархии, смена государственного строя неминуемо приведёт к реформе школы в ряде стран школа станет светской. Резко сократятся финансовые возможности филантропов, ибо даже страны-победители вступят в затяжную полосу политических и экономических кризисов, что уж говорить о проигравших. Немецкая специальная школа некогда многими, в том числе и россиянами, бравшаяся за образец, едва не исчезнет в этот период совсем — фашистское правительство, пришедшее в Германии к власти в начале 1930-х гг., решит упразднить её как институт государства: отклонение в умственном или физическом развитии нацисты признают основанием для эвтаназии. Попытка фашистских режимов реализовать на практике теорию «высших» и «низших» рас, о праве господства «высших» над остальным миром приведёт к массовому истреблению отдельных групп населения по расовым, национальным, политическим, религиозным и иным мотивам. Дети, признанные властью «ненормальными», также попадут в мартиролог жертв фашистского геноцида.
После разгрома стран гитлеровской коалиции Нюрнбергский трибунал осудит нацистский режим как преступный и античеловечный. Желая защитить мир от угрозы появления подобных режимов в будущем, страны-победительницы создают Организацию Объединённых Наций, делегируя ей разработку теперь уже международного законодательства в сфере прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека— документ, положивший начало кардинальным изменениям официального отношения к инвалидам, к детям с особыми образовательными потребностями.
Появление Всеобщей декларации прав человека свидетельствует о глобальных переменах, произошедших в XX в. в сознании глав правительств и части гражданского общества ряда стран планеты. Ратификация декларации национальным правительством фиксирует смену курса социальной политики государства. Его следствием становится признание гражданских прав инвалидов, права детей с недостатками физического и умственного развития на образование.
В контексте нового понимания прав человека значительная часть населения планеты постепенно придёт к осознанию необходимости школьного обучения уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и иных категорий детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. С начала 1950-х гг. положение этих детей благодаря обретению ими гражданских прав коренным образом меняется во всех без исключения странах Европы. Прямо или косвенно тому способствовали идеологические установки приходящих к власти либерально-демократических партий, законодательные инициативы правительства, борьба рабочих движений, профсоюзов за гражданские права и свободы, возрастающая активность неправительственных организаций и общественных движений, а также реформы образования, неминуемо заставляющие государство совершенствовать сеть специальных учебных заведений, дифференцировать прежде построенную систему специального образования.
Содержанием четвёртого периода эволюции отношения государства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития является обретение большей частью из них права на школьное обучение, а потому этот период всегда соотносится с этапом интенсивного строительства и дифференциации национальных систем специального образования. На излёте четвёртого периода законодательное оформление прав детей-инвалидов подкрепляется благоприятной экономической ситуацией и либерально-демократическими реформами, вследствие чего в странах благоденствия уделяется всё большее внимание обучению детей «с особыми потребностями», система их образования становится всё более дифференцированной. Если накануне Первой мировой войны существовало три типа специальных школ, то к середине 1970-х гг. число типов специальных учреждений увеличивается, достигая в некоторых странах десяти и более. Одновременно с горизонтальной дифференциацией происходит усложнение системы по вертикали, она прирастает дошкольной и постшкольной ступенями. Повсеместно увеличивается процент детей, охваченных специальным обучением. На нике этапа развития и дифференциации национальных систем специального образования в странах благоденствия этот показатель составляет 3% и более от общей численности популяции детского населения. Формируются институты социальных работников, школьных психологов, множатся центры и службы помощи и консультирования родителей, стремительно растёт число разнообразных неправительственных организаций, обществ, движений, союзов и ассоциаций, решающих проблемы социальной опеки детей «с особыми потребностями».
Завершение четвёртого периода ознаменует принятие ООН деклараций «О правах умственно отсталых» (1971), «О правах инвалидов» (1975). Соответственно дату ратификации упомянутых деклараций правительством конкретной страны можно считать временем завершения ею четвёртого периода и вхождения в пятый период эволюции отношения к детям, которых теперь официально станут именовать детьми с особыми образовательными потребностями.
В нашей стране условной нижней границей четвёртого периода можно признать середину 1930-х гг. Именно к этому времени в РСФСР, БССР и УССР благодаря курсу на всеобуч немалая часть телесно и умственно дефективных детей (глухих, слепых, умственно отсталых) получает возможность реализовать своё право на образование. В контексте решения задач второй пятилетки планировалось развернуть масштабное строительство дифференцированной сети специальных школ во всех автономных и союзных республиках. Коррективы в радужные планы внесло принятое в июле 1936 г. постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе нар- компросов». Партийное решение едва не привело к ликвидации с таким трудом выстраиваемой практики специального обучения и к разгрому отечественной дефектологической науки.
В июне 1941 г. на Советский Союз нападает фашистская Германия, в ходе Великой Отечественной войны (1941 — 1945) специальные учреждения, оказавшиеся в зоне оккупации, перестанут функционировать, многие из их воспитанников и педагогов погибнут, школьные здания превратятся в груды развалин. Только благодаря личному мужеству и состраданию сотрудников специальных школ часть воспитанников избежит драматической судьбы. Ценою огромных усилий советских и партийных органов на местах часть специальных школ удастся эвакуировать в глубокий тыл, где ученикам и их учителям придётся выдержать суровые испытания.
Вынужденное масштабное перемещение детей и педагогов на восток и юг страны существенно преобразит ранее сложившуюся «географическую карту» сети специальных учреждений. Регионы, прежде не имевшие опыта обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей и не предполагавшие в соответствии со строгими партийными указаниями 1936 г. приобретать его, столкнутся с необходимостью принимать эвакуированных. Драматические события войны приведут к неожиданным последствиям, специальные школы появятся там, где государство открывать их не планировало. После победы одни учителя из числа вынужденно переселённых вернутся на прежние места, другие же останутся в тех краях, куда занесла их война, помогая укоренению специальных учебных заведений.
Несмотря на идеологическое давление 1930-х гг. и трагедии войны, советская специальная школа выстоит и начнёт крепнуть, чему будут способствовать сначала послевоенные правительственные решения об обучении сирот войны и введении обязательного семилетнего образования, а затем политическая «оттепель» 1960-х гг. Именно в этом относительно благоприятном внутриполитическом контексте система специального образования в СССР станет стремительно расширяться и дифференцироваться, охватывая всё больший процент и число категорий детей с недостатками физического и умственного развития.
Отечественной дефектологической науке придётся решать задачи, которые политическая власть не ставила перед исследователями ни в одной другой стране мира: требовалось обеспечить достижение аномальными детьми столь же высокого уровня образования, что и в норме. Исполняя требования партии и правительства по освоению дефективными детьми цензового школьного образования, советская дефектологическая наука достигает высокого уровня развития, что за рубежом признают и друзья, и недруги СССР.
Иностранные делегации, посещавшие в 1960—1970-е гг. занятия в экспериментальных группах и классах школы для глухих детей НИИ дефектологии АПН РСФСР, будут восхищаться академическими знаниями учеников, признавая, что уровень их образования выше того, что даёт западная специальная школа. Что же касается повсеместной практики, то обеспечить специальное школьное обучение всем детям с недостатками физического и умственного развития не удавалось. По официальным данным, в 1980-е гг. специальные образовательные учреждения СССР принимали лишь треть от общего числа в том нуждающихся. Часть тех, кому не находилось места за партой в специальных заведениях, учились в обычных школах, не получая там всей полноты необходимой дефектологической помощи. (Включение ребёнка с особыми образовательными потребностями в обычную среду без оказания ему квалифицированной психолого-педагогической поддержки — формальная инклюзия — для нашей страны не более чем хорошо забытый плохой опыт.) Были и те, кто в силу тяжести нарушения (например, дети со сложной структурой дефекта, ранним детским аутизмом, глубоко умственно отсталые) не мог освоить предлагаемый объём знаний, вследствие чего признавался «необучаемым».
Безусловным достижением советской системы специального образования была трудовая подготовка. Многие молодые люди получали в стенах специальной школы профессию. Благодаря целенаправленному профессиональному обучению, существованию специальных учебно-производственных предприятий для инвалидов, производственных структур ВОГ, ВОС и ВОИ, а также в силу специфики рынка труда в СССР проблем с трудоустройством у подавляющего большинства выпускников специальных школ не возникало. Сотни инвалидов по слуху и зрению получали среднее специальное и высшее профессиональное образование. Правительство, заинтересованные ведомства, да, пожалуй, и знакомая с проблемой часть общества систему специального образования, построенную усилиями нескольких поколений советских дефектологов, искренне считали оптимальной. Она действительно соответствовала запросам того государства, которым создавалась. Не сомневаемся, советская система специального образования продолжала бы совершенствоваться, согласуясь с буквой и духом Программы КПСС и партийных решений, но политические вихри 1985—1991 гг. вновь прервут эволюционный ход событий. Смена советским партийным руководством прежнего курса (перестройка) приведёт к глобальным политическим и экономическим реформам, а затем к распаду СССР (1991).
Как мы уже знаем, смена социокультурных координат всегда влечёт за собой изменение отношения к интересующим нас детям, следствием чего становится обязательное реформирование ранее созданной практики специального образования.
Одним из последствий отказа от коммунистической идеологии, провозглашения курса на построение в стране открытого гражданского общества станет ратификация Российской Федерацией международных конвенций о правах человека, в том числе деклараций ООН «О правах умственно отсталых» и «О правах инвалидов», что случится в 1991 г. Тогда же начинается если не полный демонтаж советской системы специального образования, то решительная её реконструкция с оглядкой на западные образцы. Продолжительность периода обретения права на образование большинством детей с недостатками физического и умственного развития не превысила в СССР 60 лет, что вполне сопоставимо с протяжённостью аналогичного периода на Западе. Отличия — в характере перемен. Если в странах Западной Европы изменение отношения к инвалидам и переход в пятый период шли эволюционным путём, то в СССР они развивались по революционному сценарию, смена системы ценностей общества и тотальное изменение государственной политики произошли в «историческое одночасье».
Прежде чем перейти к содержательному анализу периода обретения большинством детей с недостатками физического и умственного развития права на образование, приведём хронологию исторических событий, под влиянием которых в Советском Союзе формировалась дифференцированная система специального образования.
Хронологические ориентиры (1936—1991)
1936 г. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль).
Приказ НКП РСФСР «О практических мероприятиях по улучшению учебной и воспитательной работы в школах для умственно отсталых и трудновоспитуемых» (сентябрь). Постановление СНК РСФСР «О борьбе с глухонемотой и улучшении культурно-бытового обслуживания глухонемых» (октябрь).
1937 г. Проведена перепись населения, её результаты не публикуются.
Приказ Наркомата социального обеспечения РСФСР «Об использовании труда слепых в металлообрабатывающей промышленности» (июль).
Всероссийское совещание, посвящённое преподаванию русского языка в нерусских школах (октябрь).
1938 г. Указ о введении обязательного преподавания русского языка во всех национальных школах.
1939 г. Постановление СНК РСФСР «О состоянии всеобщего обязательного обучения в школах РСФСР» (декабрь).
Приказ Наркомпроса РСФСР «О руководстве специальными школами» (декабрь).
1941 г. Начало Великой Отечественной войны (22 июня). Создан Совет по эвакуации (24 июня). С июля по ноябрь 1941 г. более 1500 промышленных предприятий переведено из западных областей на Урал, в Западную Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.
1942 г. Приказ НКП РСФСР «Об улучшении подсобных хозяйств и организации сельскохозяйственного труда воспитанников детских домов» (февраль).
Распоряжение СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» (июль).
1943 г. Постановление СНК РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров автономных республик и крупных промышленных городов» (июль).
Постановление СНК СССР «Об улучшении работы детских домов» (сентябрь).
Постановление СНК СССР «Об организации Академии педагогических наук РСФСР» (октябрь).
1944 г. Массовая депортация чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар, турок-месхетинцев.
Новое законодательство о семье: развод ещё более затрудняется, восстанавливается понятие «незаконнорождённый», увеличиваются пособия на семью, вводится налог на бездетность.
Представители государств — членов антигитлеровской коалиции разрабатывают устав Организации Объединённых Наций (ООН).
1945 г. Окончание Второй мировой войны (май). Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне. Потери СССР — 26,6 млн человек. Разрушена большая часть инфраструктуры экономики. Около 25 млн человек лишились жилья.
Подписан Устав ООН. Проведена Учредительная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры. Принят устав ЮНЕСКО.
1946 г.Спад промышленного производства, катастрофически низкий урожай зерновых из-за засухи.
1947 г. Запрещены браки между советскими гражданами и иностранцами.
1949 г. Указ Верховного Совета СССР «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин» (май).
Начало кампании по разоблачению «космополитизма»109 в советской науке и культуре, борьба с космополитизмом.
1951 г. Приказ министра просвещения РСФСР «Об укреплении дисциплины в школе» (декабрь).
1953 г. Смерть И. В. Сталина (5 марта).
Объявлена амнистия за мелкие административные и экономические правонарушения; отменены приговоры меньше чем к 5 годам тюрьмы; освобождены из мест заключения пожилые или больные люди, а также несовершеннолетние и матери семейств (27 марта).
1954 г. Постановление Совета министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов» (июль).
1955 г. Разрешены аборты, запрещённые с 1936 г. (ноябрь).
1956 г. XX съезд КПСС. Секретный доклад Н. С. Хрущёва, разоблачающий преступления Сталина, осуждающий культ личности (февраль).
Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июль).
Закон о пенсиях. Увеличение размера пенсий и предоставление права на пенсию колхозникам (июль).
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об организации школ-интернатов» (сентябрь).
1957 г. Реабилитация народов (чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков), депортированных в 1944 г. (февраль).
Всероссийское совещание по вопросам школ-интернатов (апрель).
1958 г. Верховным Советом СССР принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Реформа системы образования: введение обязательного восьмилетнего образования, укрепление связи школы с производством (декабрь).
Новый Закон об основах уголовного законодательства. Упразднено понятие «враг народа», изменён срок возможного привлечения к уголовной ответственности (с 16 лет), смертная казнь признана исключительной и временной мерой наказания (декабрь).
1959 г. Перепись населения СССР. Численность населения — 208 млн 800 тыс. Из них 48% проживают в городах. Постановление Совета министров РСФСР «Об утверждении Положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» (декабрь).
1960 г. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ» (июнь).
Постановление Совета министров РСФСР «О сроках обучения в общеобразовательных школах для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей» (сентябрь).
1961 г. Постановление Совета министров РСФСР «О сроке обучения в общеобразовательных школах для детей, перенёсших полиомиелит» (ноябрь).
1963 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает «Положение о школе-интернате с особым режимом для детей, перенёсших полиомиелит» (апрель).
1964 г. Реабилитация немцев Поволжья.
1965 г.Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию сети интернатов при школах и улучшению их работы» (февраль).
1966 г. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании союзно-республиканского Министерства просвещения СССР» (август).
Введение ежемесячной заработной платы в колхозах.
1967 г. Реабилитация крымских татар.
1969 г. Закон об основах трудового законодательства.
1971 г. Президиум Верховного Совета СССР одобрил Примерное положение «Права и обязанности городского, районного, сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся в области народного образования».
1972 г. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Приказ Министерства просвещения СССР «О введении в действие номенклатуры дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» (ноябрь).
1973 г. Верховный Совет СССР утверждает «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (июль).
1974 г. Постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» (январь).
Приказ Министерства просвещения СССР, вводящий новые Положения «Об областной и республиканской медико-педа- гогической комиссиях» и «Инструкции по приёму в школы для детей с дефектами умственного и физического развития» (ноябрь).
1984г. Закон «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы».
Середина 1980-хгг. Часть руководства ЦК КПСС и страны берёт курс на реформирование тоталитарной системы в СССР, начало политики перестройки.