Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим людям так же, как желаем, чтобы они относились к нам - это

а) добро и зло

б) моральная оценка

в) «золотое» правило этики

7.Оценка людей, связанная с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и признанными за ним моральными заслугами –

а) совесть

б) авторитет

в) долг

Фактор моральной оценки поступка, позволяющий оценить поступок тем выше, чем труднее препятствие -

а) мотив

б) условия совершения

в) поступок

Представление о нравственно совершенной личности -

а) моральная свобода

б) моральный конфликт

в) нравственный идеал

Глоссарий

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter – другой) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма ради самовыражения своей социальной природы.

АНТИНОМИИ (в этике) – противоречивые свойства существования и использования этических требований: объективность морального закона и субъективность его усвоения; всеобщность нравственных правил и множество особых исторических и групповых кодексов этики; практическая целесообразность нравственного поведения и бескорыстие морального мотива; общепризнанность стандарта поведения и личностная инициатива поступка; детерминированность нравственных действий и свобода морального выбора. Видно, что антиномичность этики порождена не сводимостью морали к нравственности и наоборот.

АРХАИЗМ – предельное представление об устойчивости миропорядка, закрепляемое в культуре в виде набора качеств жизни, которые всегда соответствуют своему времени и всегда генетически предопределяют новые формы человеческой жизни.

АСКЕТИЗМ – моральный принцип, предписывающий преодоление физических (телесных) препятствий для высвобождения духа, духовной свободы

БЛАГО – категория этики, выражающая всеобщее положительное качество жизни, объединяющее в себе материальные, духовные, утилитарные, эстетические и др. ценности.

БРАК – механизм единения прав и обязанностей, регулирующий социальную природу отношений в семье. В процессе исторической эволюции основой брака неизбежно становится любовь.

ГУМАНИЗМ – моральный принцип, предписывающий филантропический (любовь к человеку) характер выбора мировоззренческих приоритетов.

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА – технологическая процедура оценки обратного действия последствий, которые неизбежны при активном воздействии человека на окружающую среду. Такая экспертиза в первую очередь оценивает возможности самого человека, а не возможности изменяемой человеком среды (чем занимается экологическая экспертиза).

ДИАЛОГ – принцип развития и воспроизводства культуры (М.М.Бахтин), высшая фаза общения, онтогенетически предпосылается внутренней речью, умение слушать себя и собеседника, цель этики общения. "Человек есть диалог", – так понимает М.Хайдеггер значение диалога в формировании качеств человека.

ДОБРО – категория этики, отображает только духовную сторону блага, поэтому неизбежно противопоставляется другим его сторонам, образуя устойчивый симбиоз со своей противоположностью – злом. Определение демаркационной линии между добром и злом для культуры становится специальной проблемой. Данная категория в сфере рассудка (индивидуального сознания) несет на себе роль усвоенного предельного положительного основания и выполняет прикладную функцию, позволяя отличать каждому аморальные и безнравственные акты от моральных и нравственных (см. ДОБРОДЕТЕЛЬ).

ДОБРОДЕТЕЛЬ – срединный путь (буддизм, Аристотель) между знанием и опытом, возможностью и реальностью, который действительно совершает человек ради высших, общечеловеческих целей, познавая и приобретая новый опыт человеческой жизни.

ДОЛГ – категория этики, выражающая объективное требование, направленное к индивидуальному сознанию и оправдывающее человеческое существование. В краткой форме выражено следующим образом (по Канту): "Собственное совершенство и чужое счастье".

ЗЛО – категория этики, имеющая отношение к духовной сфере и здравомыслию. Указывает на предельно отрицательные основания человеческой жизни, устанавливает ее границы и выполняет индивидуальную ориентирующую функцию. Человек, находящийся в ситуации выбора между добром и злом (см. ДОБРО), "обречен на свободу" (Ж.-П.Сартр) этого самого выбора. Именно поэтому, в логике здравомыслия, человек способен из двух зол выбрать меньшее.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО – одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур, например, (по Конфуцию): "Чего не желаешь себе, того не делай людям".

ИДЕАЛ – один из элементов системы этики, наряду с принципами и нормами; совершенство, как "моральное высшее" (Л.Фейербах), требует ответа на вопросы: познаваем ли идеал? достижим ли он? нужен ли он?

ИМПЕРАТИВ – моральное требование (закон), содержащее долженствование, выраженное объективным принуждением к поступку. Императивное поведение моральной личности принимает нормативный, общезначимый характер. Кант различает "гипотетические" – условные и "категорический" – безусловный императивы.

ИМПЕРАТИВ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ (по Канту) – существует только один категорический императив как высший этический закон: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства" или делай то, что должны делать все.

ИМПЕРАТИВНАЯ ЛОГИКА – последовательность шагов морализации личности: от социализации к индивидуализации и от необходимости к долженствованию.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – вторичный, вслед за социализацией, процесс и результат личностной самореализации, трансляция индивидуального опыта, "тиражирование" себя посредством производства персональных качеств (состояний, интересов, акций и т.п.), формирование и авторизация жизненного пространства.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие личности индивида, ее неповторимость. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат природные задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая уникальные проявления индивидуальности.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – формирование внутренних структур человеческой индивидуальности благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.

ИНТИМНОСТЬ (от греч. іn thymos – в уме) – основание для различения Я и не-Я, максимально защищенная зона обитания Я; труднодоступна, как для внешнего посягательства, так и для внутреннего постижения.

КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – основные понятия, через которые раскрывается суть этики, отражаются предельно общие связи и свойства явлений человеческой жизни

КОДЕКС (этический) – писаный или неписаный свод нравственных или моральных норм, предписываемых к исполнению представителям определенной общественной группы. Каждый кодекс имеет конкретно-исторический характер и возникает тогда, когда выраженные в них требования уже прочно закреплены в общественном мнении соответствующей социальной, возрастной, профессиональной и т.д. группе.

КОЛЛЕКТИВИЗМ – моральный принцип, противопоставляется индивидуализму, раскрывает взаимоотношения отдельного человека и общества в целом. Содержание принципа выражается возможностью для человека достигать социально одобряемых и общезначимых целей при добровольном характере объединения в сообщества, в которых обеспечивается целостность, полнота и активность совместной деятельности, способствующая развитию личности этого человека.

КОМПАРАТИВНОСТЬ – способность подлежать сравнению. Компаративность западной и восточной этической мысли позволяет раскрыть не только ограниченность западного или восточного типа мышления или их региональную и культурно-историческую замкнутость, но и показывает, что этого никогда в действительности не существовало, т.е. этическая мысль, как по природе своего происхождения, так и по своим следствиям имеет планетарный, общечеловеческий характер.

КОНФОРМНОСТЬ – способность к идентификации себя с группой людей, свойство человека быть таким как другие, практицизм, приспособленчество, в конфликтной ситуации внешнее или внутреннее некритическое принятие требований большинства или "законного" авторитета.

ЛИЧНОСТЬ (в этике) – субъект нравственной деятельности, который добровольно подчиняет свои действия, осознавая их содержание и значение, моральным требованиям общества, однако способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя, достигая в своем развитии уровня персональной индивидуальности.

ЛЮБОВЬ – категория этики, выражающая единство самоидентификации и идентификации себя с Миром или с другим человеком. Интегральное чувство посредством переживания которого полностью удовлетворяются все необходимые витальные потребности.

МАКСИМА (по Канту) – "субъективный принцип воления", значимый для воли данного единичного лица.

МОРАЛЬ – мера человеческой зрелости, атрибут осознающей саму себя личности, высшая мера самоконтроля и, одновременно, законодательная норма самоопределения.

МОТИВАТОР (человеческих действий) – окультуренная потребность не связанная с "преодолением дефицита" душевного здоровья, а полагающая стремление к развитию личностной полноценности, индивидуальному совершенствованию и самоактуализации (А.Маслоу).

НОРМА – один из элементов системы этики, форма общепризнанного, внешнего или критически принятого, внутреннего требования, образец поведения или помысла. Предполагается обоснованность норм с точки зрения их соответствия принятым в данном сообществе ценностям и идеалам, по отношению к которым нормы выполняют подчиненную, инструментальную роль.

НРАВСТВЕННОСТЬ – мера самоактуализации человека, атрибут ведущей саму себя личности, высшая мера социальной целеустремленности и, одновременно, естественная норма социально-психологической ориентировки.

ОБЩЕНИЕ – в самом широком смысле то, что делает общим или обобщает. Общение как процесс одновременно является интеракцией (непосредственным взаимодействием), коммуникацией (прямой и обратной информационной связью) и перцепцией (самоопределением и определением субъектов общения).

ОНТОГЕНЕЗ (в этике) – процесс индивидуализации, персонального развития и личностного роста. В ходе интериоризации человек "присваивает" социокультурные средства деятельности и общения, на основе чего и формируется его индивидуальное сознание и личность.

ОПТИМИЗМ – общественное настроение и система философско-этических воззрений на социально-историческую необходимость прогрессивного хода нравственного развития человека; социокультурная оптимизация человеческого жизненного опыта, т.е. способность из возможного выбирать лучшее.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – категория этики, характеризующая нравственную зрелость личности с точки зрения правовой инициативы (когда права не даются, а берутся) и сознательного принятия на себя обязанностей, позволяющего этими правами воспользоваться.

ПЕССИМИЗМ – противоположен оптимизму, интеллектуальная обреченность от осознания несовершенства человеческой природы и потому утрата способности осмысленно выбирать как меньшее зло, так и возможное лучшее, характерен переходным историческим периодам и кризисным душевным состояниям человека.

ПОСТУПОК – предпосылка действия и один из результатов нравственного поведения, поступательный характер которого слагается из следующих элементов: мотива, намерения, волеизъявления, деяния и оценки (самооценки). ПРЕДПОСЫЛКИ (этические) – выполняют мотивирующую функцию и выступают причинными основаниями – совесть, условиями – намерения, действиями – поступки или ценностными ориентирами – счастье нравственной деятельности; один из системных функционалов категориального аппарата этики.

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – качество человека, рассматривающего последнего как действительную причину изменения индивидуальной человеческой природы, базируется на убежденности и порядочности, но не затрагивает общественной направленности личности.

ПРИНЦИПЫ (этики) – один из элементов системы этики, устанавливающий рамки и приоритеты существования регулируемых человеком или обществом этических отношений; понятийная база этической науки, чаще несущая антиномический и реже – императивный характер.

ПРОИЗВОЛ – нравственно несвободное волеизъявление, при отсутствии реального выбора и борьбы мотивов; "слепое" следование необходимости, приводящее к удовлетворению "дефицитарных" потребностей.

ПРОСВЕЩЕННОСТЬ – результат просвещения (просветленности, святости), способность к учительству, т.е. приоритетность общечеловеческих ценностей и бескорыстность как следствие отсроченности результата деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – способность самостоятельно ставить задачи и решать их, руководящая и исполнительская автономность.

СВОБОДА (воли или нравов) – причем, свобода воли должна обеспечивать право выбора человеком, свобода нравов – обеспечивать отказ, т.е. право на сознательное самоограничение.

СЕМЬЯ – первичный коллектив. Конкретно исторически и непосредственно духовно выполняет следующие функции: воспитательную, хозяйственную и воспроизводящую.

СЛУЖЕБНАЯ РЕПУТАЦИЯ (от лат. reputatio – обдумывание, размышление) – один из результатов профессионального роста, складывающееся в профессиональной среде представление о компетентности, порядочности и нравственном облике работника, признание его заслуг и авторитета.

СМЫСЛ ЖИЗНИ – категория этики, кроме нормативной функции исполняет роль самооценки качества жизни, т.е. выступает показателем мировоззренческой зрелости индивида: смысл ищется именно у жизни и может быть найден в тех ее объектах, ради которых этой жизнью человек готов пожертвовать.

СОВЕСТЬ – необходимый для обеспечения персонифицированной, зрелой и ответственной жизни уровень обобществления и окультурализации индивидуального сознания.

СОТРУДНИЧЕСТВО – форма кооперативных взаимоотношений в процессе профессионального труда, предполагающая взаимные альтруистические установки субъектов совместной деятельности и ведущая, поэтому к формированию производственного коллектива.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Расширение в результате обучения и воспитания сферы деятельности и общения индивида, процесс становления его личности, самосознания и ответственной жизненной позиции.

СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ – форма организации морального сознания, включающего в себя два уровня: эмоциональный (фоновой) и рациональный (объектный). Фоном морального сознания выступают человеческие чувства (гордости, вины и т.п.), их переживание, настроения (душевные состояния). Объектом сознания – знания (норм, качеств, принципов, идеалов, ценностей), их понимание и принятие (согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений).

СЧАСТЬЕ – категория этики, характеризующая ценностную природу выбора жизненных смыслов, предпосылка нравственной общечеловеческой ориентировки на всеобщее благоденствие.

ТАБУ – первичная форма морали, выражает категорический запрет на социально деструктивную активность, связана с переживанием амбивалентного чувства: любопытства и страха. В современной культуре выполняет важную регулятивную роль на ранних стадиях онтогенетического развития личности.

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio – передача) – вторичная форма морали, выражает приоритет в сохранении положительных форм поведения, выполняющих прогрессивную роль до тех пор, пока они отвечают культурно-историческим потребностям общества.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – "практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело" (К.Маркс), собственно то, что человека отличает от животного.

ФИЛОГЕНЕЗ (в этике) – процесс общечеловеческого, социокультурного развития; возникновение и поэтапная эволюция форм сознания в ходе истории человечества, а в рамках общей теории развития установление закономерных соотношений основных этапов филогенеза и онтогенеза.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ – необходимый набор внутренних целей морали, превращающих мораль в средство изменения человеческой природы. Перечень функций морали открыт, но ведущей является гуманизирующая функция. Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная и др. функции только в своей целостности обеспечивают результативность морального воздействия на человека.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ – порождается объективными условиями существования человека, отражающихся в его потребностях и интересах. Цели могут быть общими или частными, позитивными или негативными, конечными или насущными. Соотношение целей и средств для их достижения определяется в конечном итоге жизненным смыслом, но если смысл ищется, то целей добиваются.

ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ – результат первичного самоопределения человека и его совершенствующаяся социальная адаптация, как деятельное осмысливание фазовых переходов цивилизованности в процессе индивидуального развития.

ЧЕЛОВЕК – общественное существо, воплощение высшей ступени развития жизни, субъект социо-культурно-исторической деятельности.

ЭГОИЗМ – моральный и жизненный принцип, в быту часто противопоставляется альтруизму, проявляется в отношении к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. В истории этики утилитарно-положительные стороны эгоизма связываются, как со способностью человека – эгоиста по природе – источать нравственность, так и теориями "разумного эгоизма", построенных на рационализации отношений человека и общества.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – процесс порождения внешних действий, окультуренной активности на основе преобразования ряда внутренних структур индивидуальности, сложившихся в результате интериоризации внешней социальной деятельности человека.

ЭМПАТИЯ – способность к идентификации себя с другим человеком, умение ставить себя на место другого, некритическое принятие идеалов, идеализирование, пассивное или активное сопереживание или сочувствие, не подразумевающее или подразумевающее оказание действенной помощи другому, необходимое условие полноценного общения.

ЭТАЛОН (этический) – образец (желательно наглядный) для духовного подражания: мудрец в Древней Греции, "совершенномудрый" в Древнем Китае, "святой" в христианстве и т.п. ЭТИКА (по Аристотелю) – практическая наука о достижении блага посредством добродетели.

ЭТИКЕТ – составная часть внешней культуры поведения, фактически определяет групповую принадлежность человека, основанную на сознательном следовании групповым интересам; конкретно исторически является условным ритуалом.

Литература

1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993.

2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Игра по правилам (политическая этика). М., 1991.

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика гражданского общества // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т.1, Томск, 1993.

4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 416 с.

5. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. –СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 288 с.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. М.. 1995

7. Введение в биоэтику: Учеб. Пособие. М., 1999.

8. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. Мн., 1996.

9. Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. Пособие. Ростов н/Д., 1996.

10. Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие. М., 2002.

11. Дейч М. Коричневые. Неофашизм в России. М., 2003.

12. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 1987.

13. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,1987

14. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М., 2000

15. Жакунова Т.С. Политика и мораль. М., 1992.

16. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум. -2-е изд., испр. и доп.- Мн: ТетраСистемс, 1997. – 365 с.

17. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., Рига, 1997.

18. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.

19. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Рн/Д., 1995

20. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.-(Профессиональное образование)

21. Коновалова Л.В. Прикладная этика: Биоэтика и экоэтика. М,. 1998.

22. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.

23. Лещинский В.М. Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М., 1995.

24. Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991.

25. Леви В.Л. Искусство быть другим. – М., 1971

26. Лукьян Я. А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Мн., 1986.

27. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М., 1990.

28. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. Пособие/ Серия «Высшее образование». –Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с. С. 88-136

29. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990.

30. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.

31. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ века. Мн., 2000.

32. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

33. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002.

34. Основы этических знаний: Учебное пособие для вузов / под ред. Росенко М. – «Лань», 2002. – 223 с. – (Учебник для вузов. Специальная литература. ) Гл. 4.

35. Патриотические традиции русского народа. СПб, 1993.

36. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. М., 1998. Гл.3

37. Паламарь А.О. Мудрость общения. М.. 1990

34. Резчиков Е.А. Деловая этика: Учебное пособие. 3-е изд., дополн. – М.:МГИУ,2005. – 116с.

38. Соловьев В. Оправдание добра. Соч. в 2-х томах. Т. 1. – М.. 1988.

39. Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991

40. Токар Б. «Зеленая» альтернатива: создание экологического будущего. М., 1990.

41. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

42. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1991.

43. Философская энциклопедия в 5-ти томах. М.. 1965. Статьи: Долг. Совесть. Ценность, Достоинство. Честь. Добро и зло.

44 Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.

45. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова: - Гардарики, 2001. -669с.

46. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 288с

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...3

Тема 1. Этика как учение о морали…………………………….....4

Тема 2. Историческое развитие нравственности.

История этических учений…………………………………….....10

Тема 3. Признаки, свойства и функции морали………………...17

Тема 4. Принципы и категории этики как отражение

общечеловеческих моральных ценностей………………………23

Тема 5. Проблемы функционирования морали как

целостной системы. Мораль и поведение………………………30

Тема 6. Нравственная культура общения и поведения………...37

Тема 7. Этика личных отношений. «Открытые»

проблемы современной культуры общения…………………….44

Тема 8. Профессиональная этика………………………………..46

Тема 9. Экологическая этика и этика

гражданственности……………………………………………….52

Вопросы к зачету …………………………………………………56

Тестовые задания для итогового контроля……………………...58

Глоссарий…………………………………………………………63

Литература………………………………………………………...73

Наши рекомендации