Тема: Становление и совершенствование личности педагога в профессиональной деятельности. Педагогическая карьера
План занятия
І. Вопросы для теоретического изучения
1. Становление личности педагога. Обучение в высшем учебном заведении.
2. Профессионализм и саморазвитие личности педагога на различных этапах профессионального становления.
3. Педагогическая карьера. Перспективы профессионального роста.
ІІ. Практическая работа.
Задание 1. На основе изучения литературных источников выявить негативные и позитивные факторы профессионального становления учителя. Представить в форме развернутой схемы с текстовыми пояснениями («интеллектуальный конспект»).
Задание 2. На основе изучения рекомендованной литературы, инфоблока представить этапы становления учителя-профессионала («интеллектуальный конспект»).
Задание 3. Представить перспективы собственного профессионального совершенствования и педагогической карьеры. (Схема-визуализация)
Задание 4. Работа в микрогруппах по составлению имиджевого портрета учителя (с опорой на рекомендованные источники, инфоблок).
Литература:
1. Есаулова М. Б., Лобанова Н. Н. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. — СПб., 1999.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д., 1996.
3. Князева М. Ключ к самосозиданию. — М., 1990.
4. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1989.
5. Поляков В. А. Технология карьеры. — М., 1995.
6. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов н/Д., 1996.
6. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты. — М., 1982.
7. Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Осипов. — М., 1998.
8. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. — М., 1987.
Информационный блок
Карьера педагога. В этом параграфе речь пойдет о профессиональном продвижении человека, о путях построения карьеры и личностной профессиональной перспективы. Ученые подчеркивают неравномерность этапов и ступеней профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста. Когда начинается карьера? Однозначного ответа не существует. Одни считают, что карьера начинается с окончанием специализированного образовательного заведения, другие — что с началом реальной трудовой деятельности, третьи — с возникновением взаимоотношений с работодателем или получением первой трудовой книжки.
В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продвижение, т. е. движение вперед. И чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление, и тем необходимее человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни [14]. В нашей стране совсем недавно слово «карьера» употреблялось с негативным оттенком, «карьеристами» были в нашей литературе отрицательные герои, в то время как на Западе это понятие общеупотребительно (профориентация в США часто называется психологией карьеры). Успешная карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение.
Следует различать понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный выбор». Профессиональный выбор затрагивает лишь ближайшую перспективу, он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета определенных последствий принятого решения (Е. И. Головаха).
Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, т. е. сама карьера ‑ это «чередующиеся выборы». Как вы знаете, разные люди имеют разные личностные особенности, обладают разными умениями и разными ценностными установками. И, естественно, каждый человек выстраивает свое профессиональное движение исходя их этих особенностей и своего отношения к профессиональному росту. Итак, какие же бывают виды карьеры?
Американский специалист по управлению Драйвер представил виды карьеры в таких направлениях.
Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель — руководитель методического объединения — завуч — директор школы — инспектор РОНО — работник городского Комитета по образованию — работник министерства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация — одна из наиболее распространенных.
Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении.
Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако лет через 5—7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими профессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учебном заведении не задерживаются.
Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифицированные и нередко недисциплинированные работники.
Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.
Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низкого уровня.
Итак, профессиональное продвижение — это прежде всего движение. А движение не может быть без цели, иначе вы заблудитесь и неразумно распорядитесь теми ресурсами, которыми обладаете. Для того чтобы определить, в каком направлении вам двигаться, давайте подумаем, а что же это такое — жизненный успех? Что он означает? Обычно успех рассматривают как событие, получающее социальную и общественную поддержку, хотя, на наш взгляд, это прежде всего вопрос масштаба ожидаемых результатов, вопрос вашей целевой установки, т. е. это субъективное мироощущение. (Но не всякая цель, заметим, заслуживает социального оправдания.)
Для того чтобы определиться с именно вашим собственным представлением о жизненном успехе, предлагаем вам ответить самим себе на несколько вопросов:
• Чего вы хотите больше всего на свете?
• Если бы у вас был миллион, как бы вы им распорядились?
• Какое особое качество характера, увиденное в других, вы бы хотели иметь у себя?
• Если бы вы могли выбрать любимую работу, то чем бы тогда занимались?
• Какое ваше самое заветное желание?
• Каким вы представляете себя через 10 лет? Через 20? Через 30?
Разобравшись с целями, необходимо задуматься — а как же их достичь? Вероятно, для этого необходимо еще одно важное умение — планирование.
Существует такое понятие как личностная профессиональная перспектива (ЛПП). Е. А. Климов предложил следующую схему ее построения.
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы.
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения.
4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.
6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микроинформационная основа выбора).
8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей.
9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей).
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям.
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий.
12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда.
14. Начало практической реализации ЛПП.
Очень часто молодые специалисты затрудняются со способами достижения жизненных целей, не могут правильно организовать выполнение задуманного. Однако есть методика, позволяющая помочь в этом. Фирма «Тайм-Менеджер» (США) вводит понятия «слоновая задача», «слоновая техника» и широко использует их при обучении менеджеров решению очень сложных проблем и задач. Есть задачи, которые настолько сложны, что образно их можно сравнить с величиной слона. Примеры «слоновых задач»: выучить иностранный язык, научиться использовать персональный компьютер, написать книгу и т. п. Решить такие задачи за короткое время, как правило, не удается, как и, образно говоря, никому не удается за один прием съесть слона. К решению «слоновой задачи» можно приступить двумя способами.
1. Отодвинуть ее решение.
2. Разрезать ее на маленькие, доступные кусочки. Это единственный метод, ведущий к заглатыванию слона, т. е. к результату. «Слоновая техника» «Тайм-Менеджера» будет вашим решением проблемы:
• разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
• присоедините заглатывание отдельных кусочков к выполняемым вами повседневным, обыденным делам; позаботьтесь о том, чтобы вы ели одного и того же «слона», пока от него ничего не останется;
• не переживайте ежедневно из-за этих «слонов»; отнеситесь к «слонам», как к большим, красивым и впечатляющим животным, какими они и являются;
• отнеситесь к «слонам», как к захватывающим возможностям; сосредоточьтесь на «слоновом бифштексе» дня и будьте довольны, когда задача дня выполнена.
Слишком много людей напрасно мучают себя из-за «слонов», с которыми они все равно не могут разделаться сегодня. Иногда люди и не берутся за какое-то сложное дело, испугавшись того тернистого пути, который надо преодолеть для осуществления своей мечты. Но вспомните поговорку: «Глаза боятся, а руки — делают». Очень важно для профессионального продвижения умение создать свой имидж. Ранее уже говорилось о таком значимом факторе, как репутация. Но репутация — это лишь часть вашего имиджа, который представляет собой целый комплекс качеств личности и способов самовыражения.
Имидж педагога. Дословно с английского «image» переводится как «образ», причем под образом понимается не только визуальный, зрительный образ (вид, облик) человека, но и образ его мышления, действий, поступков. Имидж может иметь не только человек, но и организация, и даже страна. Таким образом, можно говорить о двустороннем влиянии — и имидж каждого специалиста влияет на имидж учреждения, и, соответственно, статус учреждения определяет то, каким должен быть каждый его сотрудник. Естественно, что для того чтобы «вписаться» в коллектив, где вам предстоит находиться определенное время и пройти адаптацию в нем с наименьшими издержками, надо обязательно знать мнение других об этой организации (предприятии, сфере деятельности). Почему имидж так важен?
Дело в том, что когда у какого-то человека складывается определенное мнение о другом человеке или о каком-то объекте, то это сформированное в сознании (подсознании) отношение формирует готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом, т. е. создается определенная психологическая установка. И для того чтобы вызвать ту или иную установку у окружающих, нам необходимо изменить их представление о себе в соответствующую (оптимальную для нас) сторону. Для педагога имидж важен, возможно, больше, чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование установок, ценностей и представлений у воспитанников. Известно, что хорошо выглядящие и опрятные люди обычно вызывают симпатию и доверие, к их словам внимательнее прислушиваются.
Каким может быть имидж? Он может быть положительным и отрицательным. Профессиональным (т. е. в области ваших профессиональных качеств) и личностным (во внепрофессиональной сфере). Например, о вас могут сказать: «Он замечательный специалист, но непорядочный человек». И в этом нет никакого противоречия. Что же лучше — быть хорошим человеком или хорошим профессионалом? Имиджмейкеры считают, что важнее именно личностные качества, так как степень доверия к специалисту напрямую зависит от того, насколько он нравственен. К порядочным и обязательным людям чаще обращаются за помощью и охотнее следуют их советам, их авторитет гораздо выше. Имидж всегда субъективен и вполне может отличаться от вашего собственного представления о ваших достоинствах и недостатках. И еще одним свойством обладает ваш имидж — прочностью. Его очень трудно изменить! Не зря же говорят, что произвести первое впечатление вы можете только один раз.
На чем основывается представление о вас у других людей?
Во-первых, на информации — полученной от вас и о вас. Не секрет, что некоторые педагоги имеют даже прозвища, которые даются на основании их личностных характеристик или привычек.
Во-вторых, на той социальной роли, в которой вы находитесь. Молодой учитель — значит, неопытный; бездетный — значит, не имеющий представления о воспитании маленьких детей, и т. д. Имидж может создаваться произвольно («какой есть, такой есть»), а может — вполне осознанно, т. е. его формированием надо заняться специально. Что же такое «формирование»? В контексте нашего разговора его можно определить как перевод программ поведенческих (или оценочных) актов из сознания в подсознание. Если вы сможете изменить свои установки, то реагировать на происходящее будете автоматически, демонстрируя окружающим оптимальный способ поведения. Каковы составляющие вашего имиджа?
Первая группа качеств — природные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость), которые вы можете постоянно совершенствовать.
Вторая группа — характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (межличностное общение, способы разрешения конфликтов и т. д.).
К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда опыт помогает выбрать правильную тактику в любой ситуации общения.
Выражением всех этих групп качеств служат следующие умения:
• умение общаться с людьми (и говорить, и слушать);
• умение хорошо выглядеть (опрятно и в соответствии с обстановкой).
Занимаясь формированием своего имиджа, задайте себе два вопроса: какой имидж я имею и на кого хочу произвести впечатление? Известно, что в каждой социальной группе приветствуется совершенно определенный образ и в случае несоответствия ему вам придется упорно преодолевать возникшее отчуждение. О наиболее значимых личностных качествах вы уже прочли в предыдущих главах. Здесь же мы остановимся на формировании имиджа с помощью одежды [15]. Основные этапы выглядят так.
1. Осознание необходимости целенаправленного конструирования имиджа.
2. Определение целей построения имиджа (зачем мне это надо? какова основная цель?)
3. Формулировка впечатления (каково то впечатление, которое я хочу произвести?)
4. Формулировка количества и видов необходимых визуальных образов-имиджей.
5. Определение адресата имиджа (для кого?)
6. Выявление субъективных и объективных ограничений имиджа.
7. Самооценка внешности.
8. Овладение технологией презентации внешности.
9. Поиск девиза-установки для себя.
10. Создание банка приемов формирования индивидуального имиджа каждого вида.
11. Предварительное построение образа («разведка боем»).
12. Самооценка успешности «предварительного имиджа», внесение корректировок
13. Отшлифовка имиджа, формирование гардероба.
14. Анализ вероятности достижения поставленной цели и выявление причин понижения этой вероятности.
15. Внедрение имиджа, проверка практикой общения.
16. Дальнейшее самосовершенствование и развитие.
Таким образом, уже на этапе обучения необходимо задуматься о том впечатлении, которое вы будете производить на окружающих. И пока есть время, постарайтесь откорректировать не только свои установки, но и внешний облик. Помните слова А. П. Чехова? «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что профессиональное становление тесно связано со становлением личностным. Педагог воспитывает прежде всего собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь. Но так же важна и технологическая составляющая: если вы освоите различные педагогические приемы и техники, у вас высвободится место для Творчества. Профессиональное самосовершенствование не отнимает у вас ресурсы (силы и время), а, наоборот, обогащает вас, ведь сколько сил и нервов отнимают поначалу те же проблемы с дисциплиной, с грамотным распределением учебного времени, с организацией собственной методической работы! И пока вы в начале пути, постарайтесь использовать все возможности для лучшего освоения профессии. В этом вам помогут дальнейшие курсы по педагогическим дисциплинам и обязательная производственная практика. Все эти курсы в той или иной мере отвечают на вопросы: как шел процесс воспитания ребенка на протяжении истории развития человечества? как и почему менялось отношение общества к детям и взрослым? какими средствами пользовались люди, обучая и воспитывая молодое поколение? что актуально для современной образовательной ситуации?
Ответы на эти вопросы помогут и вам сформировать свою педагогическую позицию, овладеть необходимыми умениями для занятия педагогической деятельностью, сориентироваться в том информационно-образовательном поле, на которое вы ступите после обучения в вузе.