В переводе с латинского слово «проект» обозначает «бросаться по направлению вперёд».
2. Проект всегда имеет цель. Чётко обозначенная цель является залогом достигнутых результатов. Основной целью проектов является разрешение какой-либо проблемы, в том числе затрагивающей сферу профессиональной деятельности человека, что предполагает проведение тщательного анализа сложившейся ситуации. Важно помнить, что предлагая одно или несколько решений, проект всегда направлен на изменение.
3. Проект должен быть реалистичен, а значит, цель его должна быть достижима в тех условиях, в которых будут работать проектировщики.
4. Проект уникален, так как его замысел возникает на основе новой идеи. Проект предлагает решение возникшей проблемы в конкретно сложившихся условиях, поэтому проект – это инновационный продукт. При этом важно помнить, что в ходе реализации проекта всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска.
5. Проект, чаще всего, реализуется благодаря коллективным усилиям целой командыучастников, которым необходимо освоить целый набор специфических навыков для планирования и реализации проекта.
6. Проект всегда ограничен во времени, он реализуется в определённом месте и определённом контексте. При этом результат достигается в рамках установленного времени и пространства с учётом определённых ресурсов.
7. Проект реализуется поэтапно, так как чётко подразделяется на несколько стадий.
Проблема – противоречие между желаемым и действительным.
Проект направлен на достижение нового результата в рамках установленного времени с учётом определённых ресурсов. Это самостоятельно разработанный продукт от идеи до её полного воплощения.
Педагогический проект – мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогической действительности и управления профессиональной деятельности педагога, а также педагогического сопровождения и педагогической поддержки всей это деятельности.
Суть проектирования – изменение действительности.
Педагогическое проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемый в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.
Типологические признаки | Проекты |
Число участников проекта | Индивидуальные Парные Групповые |
Продолжительность проекта | Краткосрочные (1-2 дня) Среднесрочные (от 2 дней до недели, max 2 недели) Долгосрочные (2 недели – месяц) |
Характер результатов | Проект – спектакль (например, с родителями) Проект – игра Проект – занятие Проект – конкурс Проект – выставка Проект – конференция (например, с родителями) |
Характер координации проекта | Со скрытой координацией взрослого Непосредственное участие взрослого |
Характер контактов | Международный Региональный Муниципального уровня Школьный Творческие Информационные |
Метод, доминирующий в проекте | Практико – ориентированные Учебный Игровой Исследовательский Школьный Творческий Информационный |
Таким образом, педагогическое проектирование (рабочее определение) – это путь (способ) педагога решить педагогическую проблему и получить значимый педагогический результат.
Что может проектировать педагог?
· Педагогический процесс (задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты)
· Педагогические технологии (алгоритм действия педагога)
· Программно – методические разработки
· Нормативно – правовые документы
· Образовательная среда (учебные помещения, их оборудование, оформление и т.д.)
Существуют различные подходы к разработке структуры проекта. Так или иначе, но все они определяются такими факторами как масштаб проекта, среда, состав участников, доступные ресурсы и т.д.