Тье число, то получим первое; если из первого числа вычесть
Второе, то получим третье число; если из первого числа вы-
Честь третье, то получим второе число. Полезно найти в учеб-
Нике страницы, на которых сформулированы правила о вза-
Имосвязи компонентов и результатов действий сложения и
Вычитания, и прочитать или воспроизвести их (с. 29, с. 33).
Задание 176 б) ученики выполняют самостоятельно в
Тетрадях (5_7 минут). Они подбирают в соответствии с пра-
вилом пропущенное число и записывают равенства:
8 _ 5 _ 13 5 _ 9 _ 14
13 _ 8 _ 5 9 _ 5 _ 14
5 т. ?
Т.
? 9 т.
Т.
Методические рекомендации к урокам. II четверть
13 _ 5 _ 8 14 _ 5 _ 9
5 _ 8 _ 13 14 _ 9 _ 5
За отведённое на самостоятельную работу время каждый
ребёнок запишет столько столбцов, сколько успеет.
При проверке учащиеся закончат эту работу устно. В до-
Полнение к заданиям учебника рекомендуем провести такую
Работу.
На доске три текста задач:
У Коли 5 марок, а у Пети на 2 больше. Сколько марок
у Пети?
У Коли 5 марок. Сколько марок у Пети, если у него
на 2 марки больше?
Сколько марок у Пети, если у Коли их 5, а у Пети на две
марки больше?
Учитель предлагает учащимся прочитать тексты и вы-
Явить их сходство и различие. Затем можно прочитать усло-
Вие и вопрос каждой задачи. (Они везде одинаковые). А отсю-
Да следует, что и решения всех задач одинаковые.
Задания такого вида формируют у учащихся умение
Читать и понимать задачу. Для некоторых детей _ это боль-
шая проблема. Если её не решить, то они не научатся анали-
Зировать текст задачи, а будут лишь вспоминать, как реша-
Лась задача, подобная данной, т. е. процесс анализа данных и
поиска решения задач заменяется в этом случае их «узнава-
нием». Узнал задачу _ решил, не узнал _ не решил. Поэтому
С обучающей целью так важно варьировать структуру задачи
И сравнивать тексты задач с различной структурой.
На дом: задания 177, 505.
Урок 7. (Задания 178–180, 506)
Цель. Формировать умение решать задачи, используя
приёмы: выбора схемы, объяснения выражений, состав-
Ленных по условию задачи, и переформулировку вопроса
Задачи.
После проверки домашней работы дети выполняют задание
Текст задачи читается вслух 2_3 раза. Затем ученики
Читают его про себя и самостоятельно выбирают схему, соот-
ветствующую задаче (отмечают «галочкой» в учебнике).
Методические рекомендации к урокам. II четверть
При фронтальном обсуждении они обосновывают свой вы-
бор. Полезно при этом использовать приём «движения рук».
На примере задания 178 можно познакомить учащихся с со-
ставлением плана решения задачи. В отличие от решения
план не требует записи выражений и их вычислений. При
Его составлении нужно только определить, в какой последо-
Вательности и какие действия нужно выполнять с величина-
Ми, которые известны в задаче. Например, по отношению к
задаче 178 план выглядит так: сначала узнаю массу огурцов
И свеклы, а затем отвечаю на вопрос задачи (то, что получит-
Ся, вычитаю из массы всех купленных овощей).
Если составление плана вызовет у учащихся затруднения,
Следует переходить к пункту в) и объяснять, что обозначают
приведённые в учебнике выражения. При их комментирова-
нии полезно обратиться к схеме: 11 _ 5 (учитель показывает
Руками отрезок, который обозначает массу всех овощей; за-
Тем закрывает рукой отрезок, обозначающий массу огурцов,
И показывает двумя руками отрезок, который означает массу
Свеклы и массу помидоров, т. е. выражение 11 _ 5 обозначает
Массу свеклы и помидоров).
Учитель показывает двумя руками отрезок, обозна-
Чающий массу огурцов и свеклы, т. е. выражение 5 _ 2 обоз-
Начает массу огурцов и свеклы).
Обозначает массу огурцов и помидоров).
Обозначает массу помидоров. Этим выражени-
Ем записывается решение задачи.
В тетрадях дети самостоятельно записывают решение за-
дачи по действиям:
Задача 1.
Кг)
Кг)
Ответ: 4 кг помидоров.
Работу с задачей можно дополнить, обсудив с учениками
различные способы её решения. Учитель может сам записать
их на доске:
Кг) 1) 11 _ 5 _ 6 (кг)
Кг) 2) 6 _ 2 _ 4 (кг)
Сравнивая записи трёх способов решения задачи, дети ви-