Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к организации музыкально-эстетического воспитания детей 3 страница
На четвертом курсе в сентябре месяце начинается работа над школьным репертуаром. В зимнюю сессию студенты на экзамене по аккомпанементу исполняют 10 песен, которые будут использоваться на преддипломной практике в апреле месяце. Затем количество песен увеличивается до 16. К подготовке данного репертуара подключаются и преподаватели постановки голоса и дирижирования, и в конце марта месяца проводится комплексный зачет.
На зачет студенты приносят репертуарную тетрадь, где фиксируется исполняемый репертуар, допуск к зачету (визы преподавателей) и оценки, полученные на зачете. По окончанию зачета преподавателями заполняется зачетная ведомость, где указывается дата, тема зачета, учебная группа, фамилии преподавателей (членов комиссии), исполняемый репертуар, отметки по каждой дисциплине. Ведомость сдается заведующему музыкально-педагогическим отделением. Для студентов, отсутствующих на зачете или получивших на зачете неудовлетворительные оценки назначается дополнительное время для повторной сдачи зачета. Содержание комплексных зачетов в дальнейшем реализуется на практике с детьми дошкольного и школьного возраста в базовых образовательных учреждениях.
Оценки, полученные на комплексном зачете, учитываются при выставлении семестровой оценки по каждой учебной дисциплине.
Лоскутова Р.Р.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Изменения, происходящие в обществе за последние годы, настоятельно требуют разработки и воплощения в жизнь эффективной системы социального воспитания детей и молодежи. Результативность этой системы в наибольшей мере зависит от тех компонентов человеческой культуры, которые непосредственно связаны с духовным развитием личности, с ее трудовым и нравственным становлением. Принципиально важная роль принадлежит здесь эстетическому началу как реализуемой личностью потребности жить и творить по законам добра и красоты. Эта потребность в особой - концентрированной и обобщенной форме - воплощается в искусстве.
Настоящее исследование направлено на исследование проблемы влияния средств музыкального искусства на социальное воспитание студенческой молодежи. Интерес к этой проблеме объясняется целым рядом существенных обстоятельств. Среди них можно назвать возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации, появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, отчуждение от культурных ценностей общества, пассивное потребление музыки через средства массовой коммуникации.
Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы социального воспитания молодежи средствами музыкального искусства. Отсюда чрезвычайную важность приобретает попытка ее решения на стыке философии, социологии, педагогики, эстетики и культурологии в плане конкретизации некоторых методических вопросов воздействия музыки как специфического феномена. Ориентир на студенческий возраст объясняется тем, что это возраст активного формирования социальной зрелости. Кроме того, студенчество в настоящее время является значительной по численности и быстрорастущей социальной группой. Это люди, которым в ближайшем будущем предстоит принимать участие в решении проблем общества, и от их культуры и воспитанности 6удут зависеть перспективы дальнейшего развития.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости теоретической и методической разработки проблемы влияния искусства, и, в частности, музыкального искусства, на социальное воспитание студентов.
Вышеперечисленное является основанием для выбора темы исследования - «Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства»
Цель исследования состоит в выявлении и обосновании роли музыкального искусства в повышении эффективности социального воспитания студентов.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость приобщения студентов к музыкальному искусству; выявить сущность и специфику социального воспитания личности студента под воздействием музыкального искусства.
2. Определить содержание и технологии социально-педагогической деятельности в условиях современного вуза по формированию социальной активности студентов средствами музыкального искусства.
3. Разработать модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.
4. Подготовить научно-методические рекомендации по повышению эффективности социального воспитания молодежи средствами музыкального искусства в студенческом социуме.
Гипотеза исследования: процесс социального воспитания студентов средствами музыкального искусства может осуществляться более эффективно, если:
- при этом учитывается специфика студенческой среды, отдается приоритет личностно-ориентированному подходу в воспитании;
- организуемая музыкальная деятельность направлена на формирование и удовлетворение музыкальных потребностей студентов, носит творческий характер, оказывает нравственно-эстетическое влияние, повышает уровень музыкальной культуры студенческой молодежи;
- организовано целенаправленное вовлечение студентов в активную музыкальную и социально-полезную деятельность не только в рамках студенческого социума, но и на городском и региональном уровне;
- обеспечивается координация совместной работы социальнопедагогического центра вуза и всех других социальных институтов в вопросах социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.
Методологической основой работы являются философские и социально-педагогические идеи об активной роли личности в познании и преобразовании социальной среды, общечеловеческих ценностях как основе формирования личности, концепции развития образования в новых социально-экономических условиях, концепция воспитания учащейся молодежи, теоретические положения о приоритетной роли музыкального искусства в формировании духовно-нравственной основы человека, теория единства научной и художественной картины мира, теоретические положения по психологии искусства, музыкальных способностей, концепция преподавания искусства.
В качестве основной теоретической базы исследования взяты философские идеи А.И.Антонова, В.Г.Афанасьева, И.В.Бестужева-Лады,, Г.Н.Грачевой, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, Г.Г.Силласте, Г.Л.Смирновой, Ю.В.Сычева, Б.Я.Титаренко, В.Д.Шадрикова, где раскрыты общие закономерности социального взаимодействия, детерминирующая роль социальной среды в процессе становления личности, формирования человека, взаимосвязь универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции.
В своем исследовании мы опирались и на труды ученых-педагогов по общепедагогическим и специальным педагогическим вопросам (Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, Г.Н.Филонова, М.М.Ященко и др.), в которых проанализирован весь комплекс влияний, специально организуемых обществом в целях воспитания и всестороннего развития личности, определены место, задачи и функции воспитательной работы образовательных учреждений и других институтов социального воспитания.
Использованы данные о психологических аспектах социализации в трудах Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, С.А.Беличевой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, И.Ф.Дубровиной, В.А.Крутецкого, А.Н.Лутошкина, Н.Н.Нечаева, В.С.Мухиной, КХМ.Орлова, А.В.Петровского, Р.Х.Шакурова и др.
Основополагающее значение для исследования проблемы влияния средств музыкального искусства на социальное воспитание студенческой молодежи имеют научные труды В.Т.Лисовского, А.В.Дмитриева, Н.Ф.Головатого, Б.Ф.Бокуть, С.И.Сокорева, Л.А.Шеметко, И.Ф.Абдуллиной, Р.А.Тельчаровой, С.И.Торичной, А.Г.Костюк, Д.Б.Кабалевского, Н.В.Карташева, Ю.Д.Красильникова, С.М.Петрикова и ДР.
Немаловажное значение для нашего исследования имеют труды по общим вопросам современной социальной педагогики в России:
А.И.Арнольдова, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, В.И.Жукова, И.А.Зимней, А.В.Мудрика, В.Д.Семенова, Г.Н.Филонова, Е.И.Холосто-вой, Т.Ф.Яркиной и др. и за рубежом: Б. Андерсена, М. Доела, П.Кассона, В.Кулшида, М.Осада, Н.Томпсона, Р.Харриса и др.
Рассмотрены работы отечественных и зарубежных ученых (И.А.Герасимова, Л.И.Гольдин, Ю.Н.Давыдов, И.Б.Роднянская, О.В.Лармин, Л.Варади, Э.Молнар), где затронут ряд актуальных проблем современного процесса художественной жизни общества, а феномен «аудитория-искусство» рассматривается сквозь призму развития художественного вкуса, стереотипов и установок народных масс, изучены состав аудитории, музыкальные предпочтения.
Использованы имеющиеся в небольшом количестве работы, в которых освещаются проблемы становления личности средствами музыки (В.Коррелл, Л.Кузнецова, Г.Г.Леквеишвили, Н.Морева, И.П.Рупперт).
В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, социологии, музыкальному искусству, по отраслям науки о социальном воспитании; диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному; наблюдения в социуме и открытой среде; опытно-экспериментальная работа; беседы и анкетирование; приемы психодиагностики; математические и статистические методы обработки результатов.
Исследование предусматривало три этапа:
Первый этап связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение философской, социологической, социально-педагогической, музыкально-эстетической литературы по вопросам социального воспитания, проблемам подготовки специалиста в условиях студенческой среды; накопление и осмысление личного опыта организации музыкального воспитания учащихся и студентов. На основе полученных данных была сформулирована рабочая гипотеза и разработана предварительная программа реализации исследовательских задач.
Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу и был посвящен изучению механизмов социального воспитания студентов средствами музыкального искусства; влияния на формирование студента отдельных аспектов социальной среды - семьи, вуза, учреждений культуры, микрорайона и общества в „ целом; традиционных и инновационных путей музыкального воспитания студентов; сочетания индивидуальных и групповых форм, обеспечивающих целенаправленное воспитание средствами музыки; проблемы развития самостоятельной музыкальной деятельности студентов в социуме.
На третьем этапе разрабатывалась целостная структура социального воспитания студентов средствами музыкального искусства в студенческом социуме, апробировались методики обследования студентов. Осуществлялись систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности, разработка научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности социального воспитания студентов средствами музыкального искусства, оформление диссертационной работы.
Продолжалась апробация разнообразных форм и методов музыкальной работы в студенческой среде: концерты, лекции-концерты, смотры художественной самодеятельности, фестивали самодеятельного искусства, музыкальные конкурсы и викторины, показ музыкальных фильмов, организация работы клуба любителей музыки, музыкальных кружков, дискотеки, праздники, экскурсии, что подкреплялось соответствующей материально-технической базой.
Обобщенные и систематизированные результаты исследования внедрялись в практику работы института и других учреждений образования.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается последовательностью теоретико-методологических позиций; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований; применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; корректным применением методов статистической обработки; обширной и разнообразной базой опытно-экспериментальной работы; практическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дан анализ средств музыкального искусства, способствующих социальному воспитанию студенческой молодежи; определены и обоснованы приоритетные направления социального воспитания студентов средствами музыкального искусства. Разработана и апробирована модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства, определены инновационные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольных учреждений, социальных педагогов.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что в нем определены особенности, содержание, современные формы социальной работы в студенческой среде средствами музыкального искусства, пути активизации социальной деятельности студентов через приобщение к музыкальному искусству.
Разработаны и апробированы критерии оценки уровня музыкальной культуры, музыкальных умений и навыков, теоретически обоснована модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытной проверке методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности процесса социального воспитания студенчества средствами музыкального искусства через взаимодействие социально-педагогического центра с другими социальными институтами на городском и региональном уровне.
Расширены возможности углубленного изучения психолого-педагогических дисциплин и получения новых педагогических специальностей: социальный педагог, практический психолог, валеолог, что дало возможность повышения социальной активности студентов. Материалы и выводы исследования могут быть полезны преподавателям высшей школы и организаторам социально-педагогической деятельности образовательных, культурно-просветительных учреждений, работникам других направлений социальной сферы.
Внедрение диссертационного исследования осуществлялось в работе со студентами Уфимского педагогического колледжа № 2 Республики Башкортостан, а также Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской. Внесены необходимые коррективы в содержание программы курса «Теория и методика музыкального воспитания детей» по усилению ее социальной направленности, введен региональный компонент, что использовано в практике работы Уфимского педагогического колледжа № 2 и Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской. Внедрены новые интегрированные формы и методы музыкальной работы в студенческой среде, активизирующие музыкальную и социальную активность студентов. Объединены усилия различных музыкально-просветительных учреждений в оказании помощи в социальном воспитании студентов.
Следует отметить, что в современной ситуации нравственного и духовного обнищания общества возрастает роль музыкального искусства в социальном воспитании студенческой молодежи. Музыкальное воспитание оказывает активное влияние на формирование социальной зрелости не только в микросреде (вуз), но и в макросреде (город, республика), что в конечном итоге способствует социальной активности и успешной социализации студентов.
Процесс социального воспитания студентов становится более эффективным, благодаря использованию методов активного повышения уровня музыкальной культуры. Принципиально значение в процессе музыкального воспитания студентов имеет формирование необходимых профессионально личностных качеств, развитие социальной мотивации и интереса к общественно-полезной деятельности. Эффективность социального воспитания студентов средствами музыкального искусства зависит от взаимодействия социально-педагогического центра вуза и других социальных институтов, результативности учебно-воспитательного процесса, активизации социально-полезной деятельности и организованного досуга студентов.
В разделе, посвященном исследованию методов активного повышения уровня музыкальной культуры как одному из средств социального воспитания личности студентов, содержится анализ результатов исследования музыкальной культуры студентов, их социальной активности и воспитанности на протяжении четырех лет. Представлена и апробирована модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства.
В современных условиях все более осложняющейся политической, социально-экономической обстановки в России, снижения уровня жизни абсолютного большинства населения, разрушения традиционной инфраструктуры общества социальное воспитание студентов приобретает особую значимость.
Социальное воспитание - сложный, целенаправленный процесс, заключающийся в создании материальных, духовных, организационных условий для развития человека. Применительно к современной социальной ситуации в нашей стране целью социального воспитания является формирование социально-активной личности, способной к индивидуально-творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Но история науки свидетельствует, что немаловажная роль в воспитании такой личности принадлежит музыкальному искусству.
В исследовании обосновывается значимость музыкального искусства и его воспитательное воздействие на личность, освещается комплексный подход к исследованию процесса социального воспитания студентов средствами музыкального искусства. Музыкальные потребности индивидуума, как и коллектива, разнообразны. Разнообразие свидетельствует о том, сколь многолики выполняемые музыкой социальные функции. Именно социальные, поэтому музыкальное воспитание личности на современном этапе следует рассматривать как, социально-педагогическую проблему.
По утверждению Р.А.Тельчаровой, в эстетической теории до сих пор не решен последовательно вопрос о содержании и количестве социальных функций искусства. Хотя о роли музыки в воспитании человека писали многие выдающиеся философы, музыканты, начиная с древности, в современных научных, исследованиях по данному вопросу нет общепринятой точки зрения. Известный музыковед А.Н.Сохор, понимая под функцией художественного произведения реальный результат всей системы его воздействия на воспринимающую, выделяя агитационно-пропагандистскую, просветительскую, развлекательную и украшательски-оформительскую функции, воспитывающую, познавательную, бескорыстного наслаждения, эстетическую функцию и др. Среди всех исследуемых воздействий музыки на людей ученый на особое место ставил две сверхфункции: воспитательную и эстетическую, сливающиеся в единую воспитательно-эстетическую. В силу безграничных возможностей эмоционального воздействия музыки и предельности познавательных, идеологических, просветительских возможностей воспитательно-эстетическая сверхфункция, по мнению автора, доминирует над другими, так как служит формированию всего духовного мира человека.
Чтобы представить социальные функции в виде системы, мы воспользовались тем подходом к человеческой деятельности, который позволяет различать три функции искусства: познавательную, воспитательную и эстетическую в их неразрывной органической связи.
Мы придерживаемся мнения, что к трем основным функциям искусства можно добавить преобразовательную, социального общения, но фактически они являются разными моментами целого. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества в познавательных целях, формируя интеллектуальные и нравственные качества, стимулируя творческие способности, содействуя социализации.
В работе проанализированы особенности процесса музыкального воспитания студентов и его влияние на социализацию студенческого социума. В частности отмечается, что музыкальное воспитание студентов также как и музыкальное воспитание школьников - процесс довольно сложный и важный для формирования личности. Важность его заключается в том, что одной из глобальных проблем современности, и это отмечает большинство современных мыслителей (А.И.Арнольдов, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев и др.), являются не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего проблемы духовно-нравственные. Острейший дефицит, характеризующий современное состояние нашего общества - это дефицит культуры, который захватил и студенческую среду.
Специфической особенностью студенчества как социальной группы общества является обучающе - образовательная деятельность. Процесс обучения в ВУЗе предполагает включение студентов в широкую систему общественных отношений и усвоение социальных ценностей общества.
В соответствии с разработанной моделью в управлении процессом социального воспитания студентов средствами музыкального искусства особая роль отводилась социально-педагогическому центру, координирующему деятельность психологической, социально-педагогической и музыкально-просветительной служб. Данный центр осуществлял диагностику музыкальной культуры и социальной воспитанности личности студентов, выявление и устранение причин, препятствующих процессу социального воспитания студентов, осуществление преемственности в организации социального воспитания школа-вуз и др.
Использование методов активного повышения уровня музыкальной культуры студентов позволило предотвратить увеличение количества студентов-первокурсников, испытывающих затруднения при адаптации к новой учебной среде. Удалось повлиять на улучшение психологического климата в студенческом социуме: возросла сплоченность в учебе и общественных делах, дисциплинированность, отношения воспитанности. Это позволяет сделать вывод о влиянии методов студентов друг к другу стали более доброжелательными. Повышение уровня музыкальности, музыкальных умений и навыков повлияло не только на музыкальную культуру студентов, но и на их социальную активность.
Диагностика студенческого социума на завершающем этапе экспериментального исследования показала, что полученные с помощью методов активного повышения уровня музыкальной культуры приобретенные знания студенты используют на практике, как при работе с детьми (от 30 % к 66,7 %), так и со своими сверстниками (от 40 % к 83 %).
Заметен не только общий групповой рост социальной и музыкально-творческой активности и социальной воспитанности студентов. В работе отражены наблюдения за конкретными студентами, где прослеживается рост музыкальных способностей, музыкальных умений и навыков, развития социально-музыкальной активности и социальной активного повышения уровня музыкальной культуры не только на студенческий социум в целом, но и на каждого студента в отдельности.
Проведенная исследовательская работа и ее результаты являются доказательством целесообразности применения следующих мероприятий в вузе по социальному воспитанию студенческой молодежи средствами музыкального искусства:
- составление комплексной программы по повышению уровня музыкальной культуры студентов;
- создание банка данных для получения необходимой информации о каждом студенте;
- изучение духовных потребностей и ценностных ориентации студентов;
- изучение особенностей личностно-средового взаимодействия и проблем студентов; подготовка специалистов с дополнительной специализацией «социальный педагог»;
- подготовка волонтеров из числа студентов-старшекурсников для проведения целенаправленной социальной работы, помогающей адаптации первокурсников в студенческом социуме через приобщение к музыкальному искусству;
- налаживание связей с государственными и общественными структурами в целях разработки и реализации совместных программ по социальному воспитанию студенческой молодежи средствами музыкального искусства;
- вовлечение преподавателей ВУЗа в деятельность по социальному воспитанию студентов средствами музыкального искусства;
- включение студентов в социально-полезную деятельность в ВУЗе и вне ее (концерты, капустники, кружки, концерты, КВНы, музыкальные гостиные и т.д.);
- организация педагогического всеобуча для родителей дошкольных образовательных учреждений по вопросам музыкального воспитания детей;
- привлечение студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их профессионального становления как социального педагога.
Разработанная в процессе исследования система по социальному воспитанию студентов позволила:
- усилить внимание со стороны многих социальных институтов к проблеме социального воспитания студентов средствами музыкального искусства;
- оказать консультативным путем психологическую поддержку студентам и, прежде всего студентам-первокурсникам;
- активизировать музыкальную и социальную активность студентов не только в рамках студенческого социума, но и на городском и республиканском уровне;
- обеспечить возможность для организации воспитательной работы студентов с детьми и родителями в детских дошкольных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, волонтерской деятельности со студентами младших курсов;
- координировать усилия различных музыкально-просветительных учреждений в оказании помощи в социальном воспитании студентов средствами музыкального искусства.
Проведенное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу, позволило сделать ряд важнейших теоретических и практических выводов:
1. В настоящее время значительно возрос интерес общества к проблемам использования возможностей социума в социальном воспитании молодежи. К обсуждению и практической реализации дальнейшего совершенствования системы социального воспитания путем использования самых разнообразных средств активно подключаются многие социальные институты, и успех в этой деятельности зависит от их интегрированных усилий.
2. В представленном исследовании решаются одновременно две задачи - дается характеристика процесса социального воспитания средствами музыкального искусства, в то же время определены пути и способы решения данной проблемы. В работе отражены организационные формы использования средств музыкального искусства.
3. Теоретический анализ проблемы способствовал построению модели социального воспитания студентов средствами музыкального искусства и обоснованию механизма взаимодействия всех сфер жизни и учебной деятельности студентов. Использование такого механизма способствует развитию не только музыкальной, но и социальной активности студентов. Представленная модель органично входит в систему воспитания студентов в вузе, где музыкальное искусство является действенным средством формирования музыкальной культуры студентов, что а определяет не только основу музыкального, но и составную часть социального воспитания студентов.
4. Ведущей идеей исследования является объединение усилий школы, вуза, культурно-просветительных учреждений города и республики и других социальных институтов. Успешность процесса социального воспитания студентов средствами музыкального искусства осуществляется в процессе сотрудничества социально-педагогического центра с социальными педагогами и работниками культурно-просветительных учреждений города путем согласования и координирования совместной работы в условиях деятельности вуза как открытой социально-педагогической системы.
5. Проведенный анализ студенческого социума позволил вести работу по социальному воспитанию средствами музыкального искусства с учетом специфики их жизни и учебной деятельности.
Выявлено, что развитие уровня музыкальной культуры и активности студентов положительно влияет на процесс их социального воспитания. Результаты обследования музыкальной культуры и социальной воспитанности студентов помогают осуществлять процесс социального воспитания средствами музыкального искусства более эффективно.
Воспитательно-образовательные возможности Марийского государ-ственного педагогического института г. Йошкар-Олы имеют много общего с возможностями любого другого российского педагогического института. Выводы, полученные в настоящем исследовании, могут быть использованы при решении проблем социального воспитания студенческой молодежи других вузов.
Изучение процесса социального воспитания студентов средствами музыкального искусства открывает возможности для дальнейших исследований: поиска путей корректировки социального воспитания в вузе; разработки новых технологий повышения уровня музыкальной культуры студентов, взаимодействия вуза и культурно-просветительных учреждений с целью эффективности социализации студентов. Дальнейшего совершенствования также требует система подготовки социальных педагогов, способных осуществлять средовое социальное воспитание средствами музыкального искусства.
Лоскутова Р.Р., Михайлова Л.И.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
К ВОПРОСУ О САМООБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и, одновременно, более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. В результате самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний. Сейчас роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы [2].
Самостоятельная работа студентов выступает как первостепенное важнейшее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студента, его целенаправленность, индивидуальные стили учебной деятельности, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание и другие личностные качества [2].