Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Принцип Principium (лат.) - основа, первоначало
1. Принцип Principium (лат.) - основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из закономерностей. Принципы целостного педагогического процесса -это система исходных требований и правил, выполнение которых обеспечивает достижение основных целей школы. Принцип - это знание о педагогической деятельности, о том, как организовать учебно-воспитательный процесс (как правильно поставить взаимосвязанные цели обучения, воспитания и развития; какое содержание образования отобрать для этих целей, какие методы и формы обучения и воспитания выбрать).
Принцип - это предписание, как действовать для достижения поставленных целей. Он включает знание о закономерностях и противоречиях педагогического процесса, требования и правила их выполнения и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано: закономерности - противоречия - требования - правила - условия.
Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реализацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс.
2. Принципы организации учебного процесса — это основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.
Они являются результатом правильности соблюдении принципом обучения, эффективности применения методов и форм обучения.
Принцип самоорганизации определяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и учебного коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников.
Принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его от начально-организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между учителем и учениками.
Принцип самодеятельности ориентирует учителя и учеников на проявление инициативы и творчества, как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умении, достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии.
Принцип ролевого участия требует от учителя и учеников выполнения определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль организатора и руководителя деятельности учеников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знании ми, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли, которые диктуют им необходимость довериться учителю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство.
Принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля над своими действиями, поступками, результатами деятельности, но и отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.
Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и ученики функционируют, как хороню отлаженный, во всех случаях эффективный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей.
Принцип психологического обеспечения означает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений.
Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. каково определение понятия педагогические принципы?
2. каково определение понятия принципы организации учебного процесса?
3. дайте характеристику принципам организации учебного процесса.