ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)
Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О методе обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие христианского воина; Экклезиаст, или Евангельский .проповедник; Диатриба, или Рассуждение о свободе воли; О двойном изобилии — слов и предметов; Книжица о соединении восьми частей речи; Пораболы или сравнения, выбранные из некоторых лучших авторов.
Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист.Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:
• «людьми не рождаются, но делаются путем воспитания»;
• «человеком делает разум»;
• человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его
моральная и юридическая ответственность;
• выступал против всякого насилия и войн.
Впервые в мировой педагогике показал воспитаниекак универсальное явление, как форму становления и развития человека.Вне воспитания развитие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве.
Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребенка, Мир детства. Всредние века фактически не знали мира детства! Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения.Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.
Ребенку надо дать религиозное, умственноеи нравственноевоспитание: «Предмет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая —
чтоб он любил и изучал свободные науки; третья — чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете».
Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.
Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:
— возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребен
ка, даже игры;
— склонности и способности ребенка воспитатель должен как можно
раньше распознать, опираться на них, потому что человек легче схваты
вает то, к чему предрасположена его природа.
Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.
Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую называл «пыточной камерой», где «ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».
Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.
Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись-ю предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.
Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. Требо-зал учитывать собственную активность и деятельность ребенка.
В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к дpyry с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учите-ш». Выступал против наказаний, считая, что они противоречат свободной душе ребенка, калечат его.
Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только
полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека».
Религиозные произведения отличаются единством как религиозного, так ж философского содержания. Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.
Выступал за домашнее образованиене только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневекового школьного обучения.
Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наиболее важная в обществе,поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны быть по-настоящему воспитанны, образованны и подготовлены к своему делу.