Тема 7.5 Общая характеристика памяти

Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Физиологические механизмы памяти. Основные процессы памяти как мнемической деятельности. Память и личность. Виды памяти.

Виды запоминания: непроизвольное, произвольное.

Осмысленное и механическое запоминание Мнемоника. Кратковременное и долговременное запоминание. Забывание и его законы.

Воспроизведение и узнавание. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Особенности профессиональной памяти педагога. Воспитание и самовоспитание памяти. Факторы и способы улучшения памяти: осмысление и систематизация материала, вербализация представлений, внимание и интерес к объекту запоминания, метафорические ассоциации и комбинаторика, психогигиена, здоровый образ жизни.

Тема7.6 Развитие памяти дошкольника

Особенности развития памяти в младенчестве и раннем детстве. Предпосылки развития памяти в младенчестве. Узнавание как ранняя форма вос­произведения. Развитие двигательной, эмоциональной, образной памяти в раннем детстве. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Развитие непроизвольной памяти дошкольника. Овладение дошкольником собственно мнемической деятельностью, развитие произвольной памяти. Дошкольный возраст как период активного развития наглядно-образной, эмоциональной, двигательной памяти. Особенности других видов памяти: зрительной, слуховой, механической и др. Возникновение элементов логической памяти. Роль собственной активной деятельности в развитии памяти. Влияние обучения на процесс формирования мнемической деятельности.

Тема 7.7 Общая характеристика мышления

Мышление как высшая форма познавательной деятельности личности. Взаимосвязь мышления с ощущениями, восприятием, памятью. Мышление и речь. Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность. Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение, конкретизация и систематизация, классификация.

Виды мышления. Социальная природа мышления. Мотивация мышления. Основные формы мышления. Понятия, их виды и пути образования. Особенности моральных понятий. Суждения. Виды умозаключений. Индукция, дедукция, аналогия.

Творческая мыслительная деятельность. Решение мыслительных задач. Эвристика. Психология мыслительного творчества в разных видах деятельности.

Индивидуальные и типологические особенности мышления. Особенности профессионально-педагогического мышления.

Наши рекомендации