Для студентов 3 курса факультета эстетического образования

Вопросы

Для проведения комплексной контрольной работы

по дисциплине «Психология»

для студентов 3 курса факультета эстетического образования

Предметом исследования возрастной психологии является:

а) исследование познавательных процессов и личности человека;

б) исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов;

в) изучение особенностей социализации личности в обществе;

г) исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка.

Исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов является предметом изучения:

а) педагогической психологии;

б) общей психологии;

в) социальной психологии;

г) возрастной психологии.

К общим закономерностям психического развития относят:

а) неравномерность;

б) цикличность;

в) сензитивность;

г) все ответы верны.

Неравномерность, цикличность, сензитивность развития относят к:

а) закономерностям психического развития;

б) факторам психического развития;

в) фактам психического развития;

г) особенностям психического развития.

К факторам психического развития относятся:

а) среда;

б) наследственность;

в) активность;

г) все ответы верны.

Среда, наследственность, активность - это:

а) факторы психического развития;

б) закономерности психического развития;

в) механизмы психического развития;

г) особенности психического развития.

Социальная ситуация развития – это:

а) специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой;

б) переломный пункт в нормальном течении психического развития;

в) закономерное изменение психических процессов во времени;

г) качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой называется:

а) психическое новообразование;

б) кризис в развитии;

в) ведущая деятельность;

г) социальная ситуация развития.

Содержание сензитивного периода развития:

а) периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям;

б) присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов;

в) все ответы верны;

г) все ответы не верны.

Сензитивный период – это:

а) период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психических свойств и качеств;

б) процесс присвоения ребенком социального опыта;

в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма;

г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей.

Содержание понятия «зона ближайшего развития»:

а) реальные возможности, которыми обладает ребенок в настоящее время;

б) перспективные задачи, которые ребенок будет решать в ближайшее время;

в) уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым;

г) собственная активность личности.

Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, называется:

а) зона актуального развития;

б) зона ближайшего развития;

в) сензитивный период развития;

г) ведущий вид деятельности.

Содержание понятия «зона актуального развития»:

а) реальные возможности, которыми обладает ребенок в настоящее время;

б) перспективные задачи, которые ребенок будет решать в ближайшее время;

в) уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым;

г) собственная активность личности.

Уровень развития, который характеризует особенности психических функций детей, сложившихся на сегодняшний день, называется:

а) зона актуального развития;

б) зона ближайшего развития;

в) кризис развития;

г) ведущий вид деятельности.

Особые переломные периоды в развитии, в процессе которых происходит смена всей социальной ситуации развития ребенка, смена ведущих видов деятельности называются:

а) сензитивными;

б) ведущими;

в) литическими;

г) кризисными.

Кризис психического развития – это:

а) специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой;

б) переломный пункт в нормальном течении психического развития;

в) уровень развития, который характеризует особенности психических функций детей, сложившихся на сегодняшний день;

г) качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Назовите стадию в периодизации З.Фрейда, соответствующую возрастному периоду от рождения до года:

а) фаллическая;

б) оральная;

в) анальная;

г) генитальная.

Расположите стадии развития в периодизации З. Фрейда в правильной последовательности:

а) фаллическая;

б) оральная;

в) анальная;

г) латентная.

Установите соответствие между авторами и теориями:

1) Ж. Пиаже;

2) Л.С. Выготский;

3) З. Фрейд.

а) психоаналитическая теория психического развития человека;

б) теория интеллектуального развития ребенка;

в) теория развития высших психических функций.

Установите соответствие между авторами и теориями:

1) Л. Кольберг;

2) Л.С. Выготский;

3) З. Фрейд.

а) психоаналитическая теория психического развития человека;

б) теория морального развития человека;

в) теория развития высших психических функций.

Ведущий вид деятельности в младенчестве:

а) непосредственно-эмоциональное общение;

б) учебно-профессиональная деятельность;

в) учебная деятельность;

г) интимно-личностное общение.

Психология младенчества охватывает период:

а) от 0 до 1 года;

б) от 1 года до 3 лет;

в) от 6 до 10 лет;

г) от 3 до 6 лет.

Психология раннего детства охватывает период:

а) от 0 до 1 года;

б) от 1 года до 3 лет;

в) от 6 до 10 лет;

г) от 3 до 6 лет.

Ведущий вид деятельности в раннем детстве – это:

а) учебная деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) учебно-профессиональная деятельность.

Основной формой мышления ребенка в раннем детстве является:

а) наглядно-образное мышление;

б) словесно-логическое мышление;

в) наглядно-действенное мышление;

г) все ответы не верны.

Ведущим познавательным процессом в раннем детстве является:

а) память;

б) мышление;

в) восприятие;

г) внимание.

Для кризиса трех лет характерны:

а) негативизм;

б) упрямство;

в) своеволие;

г) все ответы верны.

Психология дошкольного детства охватывает период:

а) от 0 до 1 года;

б) от 3 года до 6 лет;

в) от 7 до 10 лет;

г) от 3 до10 лет.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это:

а) учебная деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) игра;

г) учебно-профессиональная деятельность.

Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является:

а) мышление;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

В дошкольный период происходит переход от:

а) от наглядно-действенного к словесно-логическому;

б) от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;

в) от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению;

г) от словесно-логическому к наглядно-действенному.

Укажите критерии сформированности наглядно-действенного мышления:

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов;

в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;

г) в решении задач ребенок оперирует образами явлений.

Укажите критерии сформированности наглядно-образного мышления:

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений;

в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;

г) в решении задач ребенок оперирует абстрактными понятиями.

Когда мы говорим о психологической готовности ребенка к началу школьного обучения, то имеем в виду:

а) личностную готовность;

б) когнитивную готовность;

в) готовность произвольно управлять своим поведением и деятельностью;

г) все перечисленные компоненты.

Границы младшего школьного возраста:

а) от 3 до 6 лет;

б) от 6 (7) до 10 (11) лет;

в) от 10 до 13 лет;

г) от 10 до 15 лет.

Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) учебная деятельность;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) интимно-личностное общение.

Преобразование отношений «ребенок - взрослый» в отношения «ребенок - родитель» и «ребенок - учитель» характерно для:

а) дошкольного возраста;

б) младшего школьного возраста;

в) подросткового возраста;

г) юношеского возраста.

Укажите критерии сформированности словесно-логического мышления:

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов;

в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;

г) в решении задач ребенок оперирует образами явлений.

Границы подросткового возраста:

а) от 10 (11) до 15 лет;

б) от 7 до 13 лет;

в) от 6 до 10 лет;

г) от 15 до 17 лет.

Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – это:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) интимно-личностное общение;

в) предметно-манипулятивная деятельность;

г) учебно-профессиональная деятельность.

Центральным новообразованием в подростковом возрасте является:

а) чувство взрослости;

б) профессиональное самоопределение;

в) чувство компетентности;

г) произвольность познавательных процессов.

«Чувство взрослости» является новообразованием периода:

а) дошкольного возраста;

б) младшего школьного возраста;

в) подросткового возраста;

г) ранней юности.

Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:

а) познавательная мотивация;

б) притязание на признание среди сверстников;

в) похвала родителей;

в) желание получить хорошую оценку.

Психология ранней юности охватывает период:

а) от 11 до 15 лет;

б) от 15 до 17 лет;

в) от 20до 23 лет;

г) от 23 до 25 лет.

Ведущий вид деятельности в ранней юности:

а) предметно-манипулятивная деятельность;

б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) сюжетно-ролевая игра;

г) учебно-профессиональная деятельность.

Центральным новообразованием в раннем юношеском возрасте является:

а) профессиональное и личностное самоопределение;

б) самооценка, уровень притязаний;

в) произвольность познавательных процессов;

г) чувство взрослости.

Укажите, в какой возрастной период профессиональное и личностное самоопределение является психологическим новообразованием:

а) дошкольный возраст;

б) младший школьный возраст;

в) подростковый возраст;

г) ранняя юность.

Расположите личностные новообразования в порядке их появления (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):

а) профессиональное самоопределение;

б) чувство взрослости;

в) произвольность.

Распределите по порядку возникновения типы ведущей деятельности (младенчество, дошкольный возраст, ранняя юность):

а) учебно-профессиональная деятельность;

б) эмоционально-непосредственное общение;

в) сюжетно-ролевая игра.

Распределите по порядку возникновения типы ведущей деятельности (раннее детство, младший школьный возраст, подростковый возраст):

а) учебная деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) предметно-манипулятивная деятельность.

Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:

1) наглядно-действенное.

2) наглядно-образное.

3) словесно-логическое.

а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;

б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений;

в) мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами.

Предметом исследования педагогической психологии является:

а) изучение познавательных процессов и личности человека;

б) исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов;

в) изучение особенностей социализации личности в обществе;

г) исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка.

Исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка

является предметом изучения:

а) педагогической психологии;

б) общей психологии;

в) социальной психологии;

г) возрастной психологии.

К компонентам учебной деятельности относят:

а) мотивация, учебная задача, учебные действия;

б) учебная задача, учебные операции;

в) контроль, самоконтроль, оценка;

г) мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

Что не входит в структуру учебной деятельности:

а) учебная задача;

б) социализация;

в) учебные действия;

г) контроль.

Под обучением понимают:

а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

б) процесс и результат усвоения индивидом систематизированных знаний, умений и навыков;

в) предпринимаемые учеником учебные действия;

г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

Процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта:

а) обучение;

б) учебная деятельность;

в) учение;

г) научение.

Оперантное научение - это:

а) возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул;

б) приобретение знаний, умений и навыков методом проб и ошибок;

в) приобретение человеком нового опыта через язык и другие символы;

г) приобретение нового опыта через прямое наблюдение за поведением других людей.

Л.С. Выготский рассматривал проблему соотношения обучения и развития:

а) отождествляя процессы обучения и развития;

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

в) полагая, что обучение должно идти вслед за развитием ребенка;

г) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

Суть программированного обучения состоит в том, что:

а) ведущая роль в обучении принадлежит теоретическим знаниям;

б) основой являются утвержденные учебные программы;

в) материал разбивается на небольшие части, порции, и обучающийся не может сделать следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим;

г) оно направлено на развитие творческого мышления.

Недостатком программированного обучения является:

а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

Высший уровень проблемного обучения характеризуется...

а) умением решать сложные задачи;

б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;

в) возникновением познавательной потребности;

г) быстрым темпом усвоения учебного материала.

Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

г) традиционного обучения.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия;

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

Что не является принципом развивающего обучения по Л.В. Занкову:

а) обучение на высоком уровне трудности;

б) принцип ведущей роли теоретических знаний;

в) учащийся является объектом, а не субъектом деятельности;

г) быстрый темп прохождения учебного материала.

Под учением понимают:

а) специфическую форму деятельности ученика, направленную на усвоение знаний, овладение умениями и навыками;

б) процесс и результат приобретения учеником индивидуального опыта;

в) взаимодействие учителя и учащегося с целью передачи и приема знаний, умений и навыков;

г) передачу знаний от старшего поколения к младшему.

Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками является:

а) научение;

б) учение;

в) обучение;

г) обученность.

Учение - это процесс:

а) передачи знаний от старшего поколения к младшему;

б) групповой деятельности по усвоению знаний;

в) передача знаний от младшего поколения к старшему;

г) индивидуальной познавательной деятельности человека.

Установите соответствие между возрастом и преобладающим мотивом учения:

1) младший школьник;

2) подросток;

3) старший школьник.

а) практический мотив (связь с профессией);

б) чтобы быть не хуже других;

в) мотив получения хорошей оценки.

К методам самовоспитания можно отнести:

а) самоободрение, самоосуждение;

б) самовнушение, самоубеждение;

в) самоприказ, самонаказание;

г) все ответы верны.

Самовоспитание – это:

а) сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств;

б) это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями;

в) все ответы верны;

г) все ответы не верны.

Педагогическая деятельность – это:

а) деятельность, представляющая собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие;

б) специфическая форма деятельности ученика, направленная на усвоение знаний, овладение умениями и навыками;

в) процесс и результат приобретения учеником индивидуального опыта;

г) деятельность, представляющая собой воспитывающее и обучающее воздействие ученика на учителя.

Соотнесите педагогические способности по В.А. Крутецкому:

1. Способность к соответствующей области наук.

2. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи.

3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность.

4. Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей.

а) дидактические способности;

б) академические способности;

в) перцептивные способности;

г) организаторские способности.

Какое из описаний характеризует демократический стиль педагогической деятельности:

а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;

б) учитель осуществляет организацию и контроль деятельности учащихся без системы, проявляет нерешительность;

в) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований;

г) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений.

Какое из описаний характеризует авторитарный стиль педагогической деятельности:

а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;

б) учитель осуществляет организацию и контроль деятельности учащихся без системы, проявляет нерешительность, колебания;

в) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений;

г) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.

Какое из описаний характеризует либеральный стиль педагогической деятельности:

а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;

б) учитель считает, что он всегда прав;

в) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений;

г) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.

Какой стиль педагогической деятельности учителя характеризует следующее описание: учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либеральный;

г) попустительский.

Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, составляет суть:

а) дидактических способностей;

б) перцептивных способностей;

в) организаторских способностей;

г) коммуникативных способностей.

Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, составляют суть:

а) дидактических способностей;

б) перцептивных способностей;

в) организаторских способностей;

г) коммуникативных способностей.

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) процессуальные;

2) моральные;

3) результативные.

а) содержат похвалу или порицание, характеризующие действия ребёнка с точки зрения их соответствия нормам морали;

б) относятся к процессу, а не к конечному результату;

в) относятся к конечному результату деятельности.

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) персональные;

2) материальные;

3) качественные.

а) разные способы материального стимулирования детей за успехи в работе;

б) касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности;

в) относятся к субъекту деятельности, и отмечают индивидуальные качества человека.

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) процессуальные;

2) результативные;

3) качественные.

а) относятся к конечному результату деятельности;

б) касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности;

в) относятся к процессу, а не к конечному результату.

Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:

1) персональные;

2) материальные;

3) моральные.

а) разные способы материального стимулирования детей за успехи в работе;

б) относятся к субъекту деятельности, и отмечают индивидуальные качества человека;

в) содержат похвалу или порицание, характеризующие действия ребёнка с точки зрения их соответствия нормам морали.

Наши рекомендации