Для студентов 3 курса факультета эстетического образования
Вопросы
Для проведения комплексной контрольной работы
по дисциплине «Психология»
для студентов 3 курса факультета эстетического образования
Предметом исследования возрастной психологии является:
а) исследование познавательных процессов и личности человека;
б) исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов;
в) изучение особенностей социализации личности в обществе;
г) исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка.
Исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов является предметом изучения:
а) педагогической психологии;
б) общей психологии;
в) социальной психологии;
г) возрастной психологии.
К общим закономерностям психического развития относят:
а) неравномерность;
б) цикличность;
в) сензитивность;
г) все ответы верны.
Неравномерность, цикличность, сензитивность развития относят к:
а) закономерностям психического развития;
б) факторам психического развития;
в) фактам психического развития;
г) особенностям психического развития.
К факторам психического развития относятся:
а) среда;
б) наследственность;
в) активность;
г) все ответы верны.
Среда, наследственность, активность - это:
а) факторы психического развития;
б) закономерности психического развития;
в) механизмы психического развития;
г) особенности психического развития.
Социальная ситуация развития – это:
а) специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой;
б) переломный пункт в нормальном течении психического развития;
в) закономерное изменение психических процессов во времени;
г) качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой называется:
а) психическое новообразование;
б) кризис в развитии;
в) ведущая деятельность;
г) социальная ситуация развития.
Содержание сензитивного периода развития:
а) периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям;
б) присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов;
в) все ответы верны;
г) все ответы не верны.
Сензитивный период – это:
а) период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психических свойств и качеств;
б) процесс присвоения ребенком социального опыта;
в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма;
г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей.
Содержание понятия «зона ближайшего развития»:
а) реальные возможности, которыми обладает ребенок в настоящее время;
б) перспективные задачи, которые ребенок будет решать в ближайшее время;
в) уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым;
г) собственная активность личности.
Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, называется:
а) зона актуального развития;
б) зона ближайшего развития;
в) сензитивный период развития;
г) ведущий вид деятельности.
Содержание понятия «зона актуального развития»:
а) реальные возможности, которыми обладает ребенок в настоящее время;
б) перспективные задачи, которые ребенок будет решать в ближайшее время;
в) уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым;
г) собственная активность личности.
Уровень развития, который характеризует особенности психических функций детей, сложившихся на сегодняшний день, называется:
а) зона актуального развития;
б) зона ближайшего развития;
в) кризис развития;
г) ведущий вид деятельности.
Особые переломные периоды в развитии, в процессе которых происходит смена всей социальной ситуации развития ребенка, смена ведущих видов деятельности называются:
а) сензитивными;
б) ведущими;
в) литическими;
г) кризисными.
Кризис психического развития – это:
а) специфическое для каждого возраста отношение ребенка с окружающей средой;
б) переломный пункт в нормальном течении психического развития;
в) уровень развития, который характеризует особенности психических функций детей, сложившихся на сегодняшний день;
г) качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Назовите стадию в периодизации З.Фрейда, соответствующую возрастному периоду от рождения до года:
а) фаллическая;
б) оральная;
в) анальная;
г) генитальная.
Расположите стадии развития в периодизации З. Фрейда в правильной последовательности:
а) фаллическая;
б) оральная;
в) анальная;
г) латентная.
Установите соответствие между авторами и теориями:
1) Ж. Пиаже;
2) Л.С. Выготский;
3) З. Фрейд.
а) психоаналитическая теория психического развития человека;
б) теория интеллектуального развития ребенка;
в) теория развития высших психических функций.
Установите соответствие между авторами и теориями:
1) Л. Кольберг;
2) Л.С. Выготский;
3) З. Фрейд.
а) психоаналитическая теория психического развития человека;
б) теория морального развития человека;
в) теория развития высших психических функций.
Ведущий вид деятельности в младенчестве:
а) непосредственно-эмоциональное общение;
б) учебно-профессиональная деятельность;
в) учебная деятельность;
г) интимно-личностное общение.
Психология младенчества охватывает период:
а) от 0 до 1 года;
б) от 1 года до 3 лет;
в) от 6 до 10 лет;
г) от 3 до 6 лет.
Психология раннего детства охватывает период:
а) от 0 до 1 года;
б) от 1 года до 3 лет;
в) от 6 до 10 лет;
г) от 3 до 6 лет.
Ведущий вид деятельности в раннем детстве – это:
а) учебная деятельность;
б) интимно-личностное общение;
в) предметно-манипулятивная деятельность;
г) учебно-профессиональная деятельность.
Основной формой мышления ребенка в раннем детстве является:
а) наглядно-образное мышление;
б) словесно-логическое мышление;
в) наглядно-действенное мышление;
г) все ответы не верны.
Ведущим познавательным процессом в раннем детстве является:
а) память;
б) мышление;
в) восприятие;
г) внимание.
Для кризиса трех лет характерны:
а) негативизм;
б) упрямство;
в) своеволие;
г) все ответы верны.
Психология дошкольного детства охватывает период:
а) от 0 до 1 года;
б) от 3 года до 6 лет;
в) от 7 до 10 лет;
г) от 3 до10 лет.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это:
а) учебная деятельность;
б) интимно-личностное общение;
в) игра;
г) учебно-профессиональная деятельность.
Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является:
а) мышление;
б) восприятие;
в) память;
г) воображение.
В дошкольный период происходит переход от:
а) от наглядно-действенного к словесно-логическому;
б) от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
в) от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению;
г) от словесно-логическому к наглядно-действенному.
Укажите критерии сформированности наглядно-действенного мышления:
а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;
б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов;
в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;
г) в решении задач ребенок оперирует образами явлений.
Укажите критерии сформированности наглядно-образного мышления:
а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;
б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений;
в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;
г) в решении задач ребенок оперирует абстрактными понятиями.
Когда мы говорим о психологической готовности ребенка к началу школьного обучения, то имеем в виду:
а) личностную готовность;
б) когнитивную готовность;
в) готовность произвольно управлять своим поведением и деятельностью;
г) все перечисленные компоненты.
Границы младшего школьного возраста:
а) от 3 до 6 лет;
б) от 6 (7) до 10 (11) лет;
в) от 10 до 13 лет;
г) от 10 до 15 лет.
Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) учебная деятельность;
в) предметно-манипулятивная деятельность;
г) интимно-личностное общение.
Преобразование отношений «ребенок - взрослый» в отношения «ребенок - родитель» и «ребенок - учитель» характерно для:
а) дошкольного возраста;
б) младшего школьного возраста;
в) подросткового возраста;
г) юношеского возраста.
Укажите критерии сформированности словесно-логического мышления:
а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;
б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов;
в) ребенок решает задачи в процессе непосредственных действий с предметами;
г) в решении задач ребенок оперирует образами явлений.
Границы подросткового возраста:
а) от 10 (11) до 15 лет;
б) от 7 до 13 лет;
в) от 6 до 10 лет;
г) от 15 до 17 лет.
Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – это:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) интимно-личностное общение;
в) предметно-манипулятивная деятельность;
г) учебно-профессиональная деятельность.
Центральным новообразованием в подростковом возрасте является:
а) чувство взрослости;
б) профессиональное самоопределение;
в) чувство компетентности;
г) произвольность познавательных процессов.
«Чувство взрослости» является новообразованием периода:
а) дошкольного возраста;
б) младшего школьного возраста;
в) подросткового возраста;
г) ранней юности.
Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:
а) познавательная мотивация;
б) притязание на признание среди сверстников;
в) похвала родителей;
в) желание получить хорошую оценку.
Психология ранней юности охватывает период:
а) от 11 до 15 лет;
б) от 15 до 17 лет;
в) от 20до 23 лет;
г) от 23 до 25 лет.
Ведущий вид деятельности в ранней юности:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) интимно-личностное общение со сверстниками;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) учебно-профессиональная деятельность.
Центральным новообразованием в раннем юношеском возрасте является:
а) профессиональное и личностное самоопределение;
б) самооценка, уровень притязаний;
в) произвольность познавательных процессов;
г) чувство взрослости.
Укажите, в какой возрастной период профессиональное и личностное самоопределение является психологическим новообразованием:
а) дошкольный возраст;
б) младший школьный возраст;
в) подростковый возраст;
г) ранняя юность.
Расположите личностные новообразования в порядке их появления (младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):
а) профессиональное самоопределение;
б) чувство взрослости;
в) произвольность.
Распределите по порядку возникновения типы ведущей деятельности (младенчество, дошкольный возраст, ранняя юность):
а) учебно-профессиональная деятельность;
б) эмоционально-непосредственное общение;
в) сюжетно-ролевая игра.
Распределите по порядку возникновения типы ведущей деятельности (раннее детство, младший школьный возраст, подростковый возраст):
а) учебная деятельность;
б) интимно-личностное общение;
в) предметно-манипулятивная деятельность.
Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:
1) наглядно-действенное.
2) наглядно-образное.
3) словесно-логическое.
а) ребенок решает задачи, опираясь на понятия;
б) в решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений;
в) мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами.
Предметом исследования педагогической психологии является:
а) изучение познавательных процессов и личности человека;
б) исследование возрастной динамики, закономерностей и движущих сил развития психических процессов;
в) изучение особенностей социализации личности в обществе;
г) исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка.
Исследование психических особенностей обучения и воспитания ребенка
является предметом изучения:
а) педагогической психологии;
б) общей психологии;
в) социальной психологии;
г) возрастной психологии.
К компонентам учебной деятельности относят:
а) мотивация, учебная задача, учебные действия;
б) учебная задача, учебные операции;
в) контроль, самоконтроль, оценка;
г) мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.
Что не входит в структуру учебной деятельности:
а) учебная задача;
б) социализация;
в) учебные действия;
г) контроль.
Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс и результат усвоения индивидом систематизированных знаний, умений и навыков;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта:
а) обучение;
б) учебная деятельность;
в) учение;
г) научение.
Оперантное научение - это:
а) возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул;
б) приобретение знаний, умений и навыков методом проб и ошибок;
в) приобретение человеком нового опыта через язык и другие символы;
г) приобретение нового опыта через прямое наблюдение за поведением других людей.
Л.С. Выготский рассматривал проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно идти вслед за развитием ребенка;
г) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
Суть программированного обучения состоит в том, что:
а) ведущая роль в обучении принадлежит теоретическим знаниям;
б) основой являются утвержденные учебные программы;
в) материал разбивается на небольшие части, порции, и обучающийся не может сделать следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим;
г) оно направлено на развитие творческого мышления.
Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Высший уровень проблемного обучения характеризуется...
а) умением решать сложные задачи;
б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;
в) возникновением познавательной потребности;
г) быстрым темпом усвоения учебного материала.
Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:
а) материальное действие;
б) создание ориентировочной основы действия;
в) речевую форму выполнения действия;
г) внутреннюю речь.
Что не является принципом развивающего обучения по Л.В. Занкову:
а) обучение на высоком уровне трудности;
б) принцип ведущей роли теоретических знаний;
в) учащийся является объектом, а не субъектом деятельности;
г) быстрый темп прохождения учебного материала.
Под учением понимают:
а) специфическую форму деятельности ученика, направленную на усвоение знаний, овладение умениями и навыками;
б) процесс и результат приобретения учеником индивидуального опыта;
в) взаимодействие учителя и учащегося с целью передачи и приема знаний, умений и навыков;
г) передачу знаний от старшего поколения к младшему.
Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Учение - это процесс:
а) передачи знаний от старшего поколения к младшему;
б) групповой деятельности по усвоению знаний;
в) передача знаний от младшего поколения к старшему;
г) индивидуальной познавательной деятельности человека.
Установите соответствие между возрастом и преобладающим мотивом учения:
1) младший школьник;
2) подросток;
3) старший школьник.
а) практический мотив (связь с профессией);
б) чтобы быть не хуже других;
в) мотив получения хорошей оценки.
К методам самовоспитания можно отнести:
а) самоободрение, самоосуждение;
б) самовнушение, самоубеждение;
в) самоприказ, самонаказание;
г) все ответы верны.
Самовоспитание – это:
а) сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств;
б) это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями;
в) все ответы верны;
г) все ответы не верны.
Педагогическая деятельность – это:
а) деятельность, представляющая собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие;
б) специфическая форма деятельности ученика, направленная на усвоение знаний, овладение умениями и навыками;
в) процесс и результат приобретения учеником индивидуального опыта;
г) деятельность, представляющая собой воспитывающее и обучающее воздействие ученика на учителя.
Соотнесите педагогические способности по В.А. Крутецкому:
1. Способность к соответствующей области наук.
2. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи.
3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность.
4. Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей.
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.
Какое из описаний характеризует демократический стиль педагогической деятельности:
а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;
б) учитель осуществляет организацию и контроль деятельности учащихся без системы, проявляет нерешительность;
в) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований;
г) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений.
Какое из описаний характеризует авторитарный стиль педагогической деятельности:
а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;
б) учитель осуществляет организацию и контроль деятельности учащихся без системы, проявляет нерешительность, колебания;
в) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений;
г) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.
Какое из описаний характеризует либеральный стиль педагогической деятельности:
а) учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам;
б) учитель считает, что он всегда прав;
в) учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений;
г) учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.
Какой стиль педагогической деятельности учителя характеризует следующее описание: учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) либеральный;
г) попустительский.
Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, составляет суть:
а) дидактических способностей;
б) перцептивных способностей;
в) организаторских способностей;
г) коммуникативных способностей.
Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, составляют суть:
а) дидактических способностей;
б) перцептивных способностей;
в) организаторских способностей;
г) коммуникативных способностей.
Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:
1) процессуальные;
2) моральные;
3) результативные.
а) содержат похвалу или порицание, характеризующие действия ребёнка с точки зрения их соответствия нормам морали;
б) относятся к процессу, а не к конечному результату;
в) относятся к конечному результату деятельности.
Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:
1) персональные;
2) материальные;
3) качественные.
а) разные способы материального стимулирования детей за успехи в работе;
б) касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности;
в) относятся к субъекту деятельности, и отмечают индивидуальные качества человека.
Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:
1) процессуальные;
2) результативные;
3) качественные.
а) относятся к конечному результату деятельности;
б) касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности;
в) относятся к процессу, а не к конечному результату.
Соотнесите класс педагогической оценки и его содержание:
1) персональные;
2) материальные;
3) моральные.
а) разные способы материального стимулирования детей за успехи в работе;
б) относятся к субъекту деятельности, и отмечают индивидуальные качества человека;
в) содержат похвалу или порицание, характеризующие действия ребёнка с точки зрения их соответствия нормам морали.