Принципы обучения иностранным языкам в основной школе

· Принцип коммуникативной и когнитивной направленности обучения

· Принцип социокультурной ориентированности

· Принцип образовательной и воспитательной ценности содержания обучения

· Принцип доступности и посильности

· Принцип активности

· Принцип проблемности

· Принцип учета языкового, речевого, социального опыта изучения родного языка

Принцип коммуникативной и когнитивной направленности обучения иностранному языкупредполагает отбор языкового, речевого и фактического материала, коммуникативно значимого для общения в ситуациях социально-бытового, учебного и культурно-познавательного характера; коммуникативную направленность и речемыслительную ценность речевых, условно-речевых и собственно языковых упражнений; развитие умений систематизировать, обобщать, рассуждать, делать выводы и т.п.; систематическое развитие умений во всех четырех видах речевой деятельности; опора на родной язык в случаях методической целесообразности.

Принцип социокультурной ориентированности предполагает изучения иностранного языка в контексте изучения культуры, а не просто прагматики бытового общения; понимание культуры во всем многообразии факторов (география, климат, быт, история и т.д.); предотвращение формирования ложных стереотипов; ориентация на формирования правильного позиционирования себя и родной культуры в ситуациях иноязычного общения.

Принцип образовательной и воспитательной ценности содержания обучения предполагает внимательное отношение к выбору ситуаций и проблем для общения, отбору текстов для чтения и аудирования; формирование культуры общения с соблюдением норм вежливости, толерантного отношения к иным точкам зрения.

Принцип доступности и посильности предполагает учет реального уровня знаний и опыта учащихся при отборе учебного материала и работы с ним; возможность использования заданий разного уровня; создание и использование системы опор, необходимых для выполнения заданий.

Принцип активности предполагает активное вовлечение учащихся в общение на иностранном языке на уроке и во внеурочной деятельности; чередование различных режимов работы на уроке (фронтального, парного, группового, индивидуального); варьирование ролей учащихся при выполнении проектной и иной деятельности.

Принцип проблемности предполагает увеличение удельного веса проблемных заданий, их приоритетность над репродуктивными видами работ; использование проектных форм работы.

Принцип учета языкового, речевого, социального опыта изучения родного языка предполагает соотнесение изучения иностранного языка с реальным контекстом деятельности учащихся на родном языке; использование единых параметров и критериев оценки устных и письменных ответов на родном и иностранном языках; рефлексия положительного и отрицательного опыта при изучении родного и иностранного языков; формирование умений самооценивания, самоконтроля и взаимоконтроля.

Наши рекомендации