IV. Форма индивидуального проекта в Школе
(требования к содержанию, направленности и оформлению проекта)
4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Индивидуальный проект представляет собой проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
4.2. По видовым характеристикам индивидуальный проект может быть: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения), конструкторский, инженерный. По содержанию проект может быть: монопредметный, метапредметный, межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр. Выбранная обучающимся тема проектной работы может реализовывать познавательный мотив, ориентироваться на интересы и увлечения обучающегося, решение личностных проблем.
4.3. Тема индивидуального проекта должна соответствовать следующим требованиям:
· обучающиеся выбирают самостоятельно;
· обучающийся может ориентироваться на примерный перечень тем индивидуального проектирования, которые Школа определит в качестве актуальных для образовательного процесса Школы;
· тема проекта должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения, иотражать проблему, рассматриваемую в проекте.
4.4. Структура проекта содержит в себе (в печатном и мультимедийном вариантах):
титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.
· Титульный лист оформляется по установленному в Школе образцу.
· Оглавление включает перечень тематических названий всех разделов проекта в порядке их следования.
· Введение включает в себя ряд следующих положений:
- обоснование актуальности выбранной темы: дается аналитический обзор фактов, уже известных в науке и практике и оставшихся еще не раскрытыми и требующими разрешения; на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия формулируется проблема;
- определяется цель работы - то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- завершают Введение разделы
«на защиту выносится»,
«новизна проекта»,
«практическая значимость».
· Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов:
первый, как правило, содержит теоретический материал,
второй - экспериментальный (практический).
· В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
· В списке литературы дается точная информация об источниках, использованных в проекте; список составляется по тематическим разделам: общефилософская литература, теория, практическая литература и т.п.; внутри каждого раздела источники перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: фамилии авторов, наименование источника, место, наименование издательства, год издания, количествостраниц; если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (порядковый номер ссылки выносится под основной текст страницы и сопровождается информацией об источнике: автор, наименование источника, место, наименование издательства, год издания, страница цитирования).
· Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
4.5. Общие требования к оформлению проектной работы:
· Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
· Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
· Каждая новая глава начинается с новой страницы.
· Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
· Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждоеприложение) начинаются с новых страниц.
· Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
· Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и Правил цитирования, ссылок на различные источники.
· В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник Проект к защите не допускается.
4.6. Основные требования к оформлению презентаций в PowerPoint.
· Рекомендуется использовать не более трех цветов на одном слайде.
· Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
· Текст должен хорошо читаться на выбранном фоне.
· Необходимо использовать максимально пространство экрана (слайда).
· Первый слайд презентации должен содержать тему проекта, ФИО разработчика, руководителя, консультантов (при наличии).
· Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится.
· Слайды не должны быть перегружены анимационными эффектами. Для смены слайдов используется один и тот же анимационный эффект.
· Для выделения информации следует использовать рамки, границы, заливку и т.п.
· Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с анимацией.
4.7. Руководство индивидуальным проектом и его консультирование выбирается обучающимся.
4.7.1. Руководителем индивидуального проекта должен быть педагог данного образовательного учреждения. Он наравне с обучающимся несёт ответственность за реализацию проектного плана
.
4.7.2. По желанию у обучающегося могут быть консультанты:
- другие педагоги Школы (в случае разработки обучающимся метапредметного или межпредметного содержания проекта),
- сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего,
- представители семьи обучающегося.
Свои действия консультанты согласуют с научным руководителем проекта.
4.8. На основании выбранной темы обучающийся совместно с руководителем проекта разрабатывает план/программу реализации проекта, заполняет другие проектные документы.
4.9. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) печатная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты опроведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийные формы и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительногоискусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с аналитическими
описаниями модели;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так имультимедийные продукты.
4.10. Каждый индивидуальный проект проходит предварительную независимую экспертизу на этапе завершения разработки.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект на этапе предварительной экспертизы к итоговой защите не допускается.
4.11. Материалы, представленные к итоговой защите индивидуального проекта должны содержать:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) мультимедийная презентация - отчёт о целях, задачах проекта, реализации проектного плана и полученных результатах (материал выступления на публичной защите индивидуального учебныйпроекта);
3) краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы), подготовленная обучающимся с указанием
для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) практической ценности проекта (возможные сферы использования и/или результаты такого использования;
г) списка использованных источников;
для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений,
для социальных проектов — обязательное описание реальных эффектов/эффекта от реализации проекта;
4) отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
Может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность ипрактическая значимость полученных результатов.
4.12. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм речевой и орфографической грамотности.
4.13. Все материалы индивидуальногопроекта, успешно прошедшего защиту, оформляются в соответствии с действующими в Школе образцами.