Физическая культура» в разных возрастных группах.
Содержание образовательной области «Физическая культура».
Цель:формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
· развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
· накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
· формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Методический комплекс, обеспечивающий реализацию
Содержания образовательной области «Физическая культура».
Комплексная программа и её методическое обеспечение | «Детство» Логинова В.И., Бабаева Т.И. – СПб «Детство - Пресс», 2008, с.244 Разделы: Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными Ноткина Н.А., Казьмина Л. И., Бойкович Н. Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. |
Дополнительная программа и её методическое обеспечение | «К здоровой семье через детский сад» Коваленко В.С. – СПб, 2000 |
Технологии и методические пособия | Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Оздоровительно – развивающая программа по танцевально-ритмической гимнастике для дошкольных учреждений» (СА-Фи-Дансе) СПб 2001 г Т.Н. Осокина «Обучение плаванию в детском саду» - М.,«Просвещение», 1991 Е.К.Воронова «Программа обучения детей плаванию в детском саду» - СПБ, «Детство-Пресс», 2003 М.А. Рунова. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4, 4-5, 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2007 А. С. Галанов. Игры, которые лечат. – М.: Сфера, 2001 |
Реализация содержания образовательной области
Физическая культура» в разных возрастных группах.
Возрастная группа | Разделы / задачи | Направления образовательной работы с детьми | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми. | |||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |||||
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная, Двигательная Трудовая, Познавательно-исследовательская Продуктивная, Музыкально-художественная, Чтение | ||||||||
II младшая группа | 1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнении, участию в подвижных играх. 3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя. | Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте. Общеразвивающие упражнения: с предметами и без предметов; в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Основные движения: разные виды ходьбы с заданиями; бег со сменой темпа и направления; прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание). Катание, бросание, метание: прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля); бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль. Лазание приставным шагом, перелезание и пролезание через предметы и под ними. Ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные игры. Основные правила игр. | Показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, указания, анализ, оценку движений ребенка Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами. Равномерный, посменный, игровой,методы. Беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, Изобразительная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить свое отношение к физической культуре, свои интересы. Утренняя гимнастика: -классическая -тематическая -сюжетно-игровая -полоса препятствий Подражательные движения Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Гимнастика после дневного сна -оздоровительная -сюжетно-игровая Физ.минутки Динамические паузы Физкультурный досуг Физкультурные праздники Неделя здоровья | Занятия по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений указания, анализ, оценку движений ребенка, Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами Равномерный, посменный, игровой методы. В занятиях по физическому воспитанию: -сюжетный комплекс ОРУ -подражательный комплекс ОРУ - комплекс с предметами ОРУ Подвижные игры большой и малой подвижности | Игра Игровое упражнение Подражательные движения Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами. рассматривание картин, фотографий | Беседа, консультация Открытые просмотры Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Совместные занятия Интерактивное общение Мастер-класс | ||
Возрастная группа | Разделы / задачи | Направления образовательной работы с детьми | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми. | |||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |||||
Виды детской деятельности: Игровая , Коммуникативная, Двигательная Трудовая, Познавательно-исследовательская Продуктивная, Музыкально-художественная, Чтение | ||||||||
Средняя группа | 1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: · уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений; · соблюдению и контролю правил в подвижных играх; · самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений; · умению ориентироваться в пространстве; · восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения; · развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. 3. Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы. 4. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. | Порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты и движении); общеразвивающие упражнения; исходные положения; одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук; темп (медленный, средний, быстрый). Основные движения: в беге — активный толчок и вынос маховой ноги; в прыжках — энергичный толчок и мах руками вперед-вверх; в метании — исходное положение, замах; в лазании — чередующийся шаг при подъеме на гимнастическую стенку одноименным способом. Подвижные игры: правила; функции водящего. Спортивные упражнения: в ходьбе на лыжах — скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору; в плавании — погружение в воду, попеременные движения ног, игры в воде. Ритмические движения: танцевальные позиции (исходные положения); элементы народных танцев; ритм и темп движений; элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу. | Показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, указания, анализ, оценку движений ребенка, Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами Равномерный, посменный, игровой, соревновательный методы. Беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. Дидактические игры, моделирующие структуру основного движения, общеразвивающего упражнения, расширяющие представления о физических упражнениях, типа «Оживи человечка», «Составь комплекс из карточек», «Что не так?». Физ.минутки Утренняя гимнастика: -классическая -сюжетно-игровая -тематическая -полоса препятствий Подражательные движения Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Гимнастика после дневного сна: - коррекционная -оздоровительная -сюжетно-игровая Коррекционные упражнения Динамические паузы Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья | Показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, указания, анализ, оценка движений ребенка, Занятия по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами. Равномерный, посменный, игровой, соревновательный методы. В занятиях по физическому воспитанию: -тематические комплексы ОРУ -сюжетные -классические -с предметами | Игра Игровое упражнение Подражательные движения Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами. рассматривание картин, фотографий о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. Спортивные игры и упражнения | Беседа, консультация Открытые просмотры Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Совместные занятия Интерактивное общение Мастер-класс | ||
Возрастная группа | Разделы / задачи | Направления образовательной работы с детьми | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми. | |||||
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |||||
Виды детской деятельности: Игровая , Коммуникативная, Двигательная, Трудовая, Познавательно-исследовательская, Продуктивная, Музыкально-художественная, Чтение | ||||||||
Старшая группа | 1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: · добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений); · формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях; · учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей; · побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности; · воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами. 3. Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. 4. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. | Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 звена. Общеразвивающие упражнения: способы выполнения упражнений с различными предметами, направления и последовательность действий отдельных частей тела. Основные движения: вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге; равномерный бег в среднем и медленном темпах; способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега; прыжки со скакалкой; «школа мяча»; способы метания в цель и вдаль; лазание по лестнице одноименным и разноименным способами. Подвижные и спортивные игры: правила игр, способы выбора ведущего. Спортивные упражнения: скользящий лыжный ход, скольжение по прямой на коньках, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине. | Показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ некоторых упражнений ребенком, указания, анализ, оценку движений ребенка, Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами Равномерный, посменный, игровой, соревновательный методы. Беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, основных движениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. Дидактические игры, моделирующие структуру общеразвивающего упражнения, расширяющие представления о физических упражнениях, типа: «Оживи человечка», «Составь комплекс из карточек», «Что не так?». Утренняя гимнастика: -классическая -сюжетно-игровая -тематическая -полоса препятствий Подражательные движения Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Гимнастика после дневного сна: - коррекционная -оздоровительная -сюжетно-игровая Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Физ.минутки Динамические паузы Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья | Показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ некоторых упражнений ребенком, указания, анализ, оценку движений ребенка, Занятия по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами Равномерный, посменный, игровой, соревновательный методы. Рассматривание картин, фотографий о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. В занятиях по физическому воспитанию: -тематические комплексы ОРУ -сюжетные -классические -с предметами -подражательный комплекс | Игра Игровое упражнение Подражательные движения Рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами рассматривание картин, фотографий о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. Изобразительная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить свое отношение к физической культуре, свои интересы. Спортивные игры и упражнения | Беседа, консультация Открытые просмотры Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Совместные занятия Интерактивное общение Мастер-класс | ||