Значение врачебно-педагогического контроля в детском и юношеском спорте. Основные факторы риска, определяющие возможность допуска ребенка к занятиям спортом
Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь определённые задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серией уроков, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого урока.
2. Быть правильно методически построенным.
3. Быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока.
4. Соответствовать по своему содержанию определённому составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности.
5. Быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.
6. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки.
7. Правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня.
8. Носить воспитывающий характер.
Проблема врачебно-педагогического контроля в детско-юношеском спорте приобретает особую значимость. Первым шагом в ее решении является обеспечение максимально информативной в диагностическом плане процедуры медицинского допуска к занятиям спортом, которая должна не только оценивать состояние здоровья ребенка на день обследования, но и прогнозировать его на будущее с учетом выявленных факторов риска, к которым относят: немолодой возраст матери; тяжелое течение у матери беременности и родов; патологическая наследственная предрасположенность; осложнение заболеваний, перенесенных в раннем детстве; возможные побочные действия лекарственных препаратов, используемых при лечении и т.п.
При организации занятий спортом в детском и подростковом возрасте, а также их медицинском обеспечении особое значение имеет знание особенностей функционирования в этом возрастном диапазоне ведущих систем организма и его энергетических возможностей.
В сгруппированном виде они выглядят следующим образом:
• высокий уровень возбудимости, повышенная реактивность;
• относительная слабость внутреннего торможения;
[Особенно неустойчивы функции орга-низма с 11 до 15лет, в период полового со-зревания, что требует большой осторож-ности в дозировке физических упражнений.]
• более низкие функциональные возможности аппарата кровообращения и менее совершенная его регуляция;
• более выраженные сдвиги вегетативных функций при физическом напряжении;
• менее экономичный расход энергии; Q значительно уменьшенные по сравнению со взрослыми возможности удовлетворения кислородного запроса, более низкий уровень максимального кислородного потребления и более короткое время его удержания;
• более низкие способности к выполнению анаэробной работы;
• более длительный восстановительный период.
Учитывая это, на начальном этапе физического воспитания необходимо соблюдать следующие принципы:
- избегать односторонней нагрузки на какие-либо определенные группы мышц;
- придерживаться принципа: чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки;
- в обучении учащихся со слабой нервной системой использовать преимущественно средства общей физической подготовки, а в занятиях с детьми, имеющими сильную нервную систему, делать акцент
на освоение ими разнообразных техниче-ских приемов (наибольшего эффекта можно добиться при условии, если ребенок будет выполнять работу в соответствии с особенностями его нервной системы);
- увеличивать во время занятий и тренировок долю упражнений симмет-ричного характера; . . • •«г
- обязательно проводить после занятий комплекс упражнений корригирующего характера.
Особо следует остановиться на упражнениях или их элементов, которые целесообразно по возможности исключить из процесса общей физической подготовки детей и подростков, учитывая, что последние не имеют достаточно развитого мышечного корсета и почти у половины из них на современном этапе развития регистрируются признаки дисплазии соединительной ткани и отставания биологического возраста от паспортного (в первую очередь речь идет о школьном физическом воспитании, характеризующемся большим количеством одновременно занимающихся и невозможностью в связи с дефицитом времени достаточно четко объяснить суть упражнения).
К этим упражнениям относятся следующие.
Круговые движения головой, резкие наклоны, повороты головы в стороны и особенно запрокидывание головы назад.
При организации занятий спортом в детском и подростковом возрасте, а также их медицинском обеспечении особое значение имеет знание особенностей функционирования в этом возрастном диапазоне ведущих систем организма и его энергетических возможностей.
В сгруппированном виде они выглядят следующим образом:
• высокий уровень возбудимости, повышенная реактивность;
• относительная слабость внутреннего торможения;
[Особенно неустойчивы функции орга-низма с 11 до 15лет, в период полового со-зревания, что требует большой осторож-ности в дозировке физических упражнений.]
• более низкие функциональные возможности аппарата кровообращения и менее совершенная его регуляция;
• более выраженные сдвиги вегетативных функций при физическом напряжении;
• менее экономичный расход энергии; Q значительно уменьшенные по сравнению со взрослыми возможности удовлетворения кислородного запроса, более низкий уровень максимального кислородного потребления и более короткое время его удержания;
• более низкие способности к выполнению анаэробной работы;
• более длительный восстановительный период.
Учитывая это, на начальном этапе физического воспитания необходимо соблюдать следующие принципы:
- избегать односторонней нагрузки на какие-либо определенные группы мышц;
- придерживаться принципа: чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки;
- в обучении учащихся со слабой нервной системой использовать преимущественно средства общей физической подготовки, а в занятиях с детьми, имеющими сильную нервную систему, делать акцент
на освоение ими разнообразных техниче-ских приемов (наибольшего эффекта можно добиться при условии, если ребенок будет выполнять работу в соответствии с особенностями его нервной системы);
- увеличивать во время занятий и тренировок долю упражнений симмет-ричного характера; . . • •«г
- обязательно проводить после занятий комплекс упражнений корригирующего характера.
Особо следует остановиться на упражнениях или их элементов, которые целесообразно по возможности исключить из процесса общей физической подготовки детей и подростков, учитывая, что последние не имеют достаточно развитого мышечного корсета и почти у половины из них на современном этапе развития регистрируются признаки дисплазии соединительной ткани и отставания биологического возраста от паспортного (в первую очередь речь идет о школьном физическом воспитании, характеризующемся большим количеством одновременно занимающихся и невозможностью в связи с дефицитом времени достаточно четко объяснить суть упражнения).
К этим упражнениям относятся следующие.
Круговые движения головой, резкие наклоны, повороты головы в стороны и особенно запрокидывание головы назад.
Билет
1. Разработать и письменно представить методику углублённого разучивания техники двигательного действия в ходе урока физической культуры учащихся младших классов на примере учебного материала по гимнастике.
Упражнения с малыми мячами.
(ЭТАП НАЧАЛЬНОГО И УГЛУБЛЕННОГО РАЗУЧИВАНИЯ)
1. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, ловля двумя руками.
То же, ловля одной рукой.
2. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. После удара мяча об пол поймать его: а) двумя руками; б) снизу правой (левой) рукой;
3. Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот.
4. Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу.
5. То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой.
6. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хлопок в ладоши
(перед собой или за спиной) и ловля мяча правой (левой) рукой.
7. То же, но хлопок после удара мяча об пол.
8. Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.
9. Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча: а) двумя руками; б) одной
10. То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол
11. Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от стенки.
Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками.
12. То же, но после отскока мяча от пола.
13. Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается.
14. Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной рукой после отскока.
15. То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом.