Дидактические взгляды Я. A. Коменского.
1) принцип наглядности (золотое правило) - вещам учить раньше, чем словам; 2) принцип сознательности 3) принц. систематичности 4) п. доступности 5) п. последовательности 6) п. активности (физ. воспит: умеренный образ жизни, чередование труд-отдых) 7) нравств. воспит.: христ. - этич. позиция. 4 добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Достижение их при помощи примера учителя, родителя. Твёрдая дисциплина - залог хорошей организации. Телесные наказания - в редких случаях.
В основу познания и обучения К. поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики». Все что только возможно предоставлять для восприятия видимое зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.
К. требовал, чтобы учение начиналось не со словесными толкованиями о вещах, а с конкретных наблюдений за ними. Великая заслуга К. в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов. Он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже практический опыт наглядного обучения, применения наглядности на практике, снабдив свои учебными рисунками.
Бессмысленной механической зубрежке, догматичности, обучения К. противопоставил требование сознательности обучения.
Каменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался для учащихся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которых систематизируют, обобщают эти факты и примеры.
Большое значение Каменский также придавал последовательности обучения. Все предполагаемое учащимся для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.
Считались, с возрастными особенностями детей К. советует, сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.
Ценные указания дал К., выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания. Сообщением основного без излишних деталей.
К. говорил, что надо добиваться, чтобы учащиеся усваивали преподаваемое им. Огромное значение для прочного усвоения учебного материал имеют упражнения и повторение усвоенного материала учащимися. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению.
К. стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрять детскую любознательность.
Классно-урочная система. К. установил понятие школ года с его делением на учебн четверти, ввел каникулы, определил орган-ю учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебн занятий и практически применил ее. Учитель занимался индивидуально с учениками. К. настаивал на том, чтобы прием в школу производился 1 раз в году, чтобы учитель вел коллективн работу со всем классом. К. указывал, что каждый урок должен иметь свою опред тему и свою главн задачу. Учитель должен вним-но следить, чтобы все учащ-ся принимали активн участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе. К.настаивал на систематич обучении и указывал на необход-ть доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организ-ть учебн материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.
К., Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
детство — от рождения до 6 лет включительно,
отрочество - от 6 до 12 лет,
юность - от 12 до 18 лет,
возмужалость - от 18 до 24 лет.
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, характеризуется более высоким уровнем развития мышления.
Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.
Правильное воспитание должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. К. глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. “Мы,— говорил он,— решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей”.Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.Считая, что все дети способны воспринять знания, К.хотел “учить всех всему”. Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: все должны получать образование, “вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин". Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.К.полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю. Веря в силу человеческого разума, он мечтал о такой школе, которая была бы “истинной мастерской людей, где умы учащихся озаряются блеском мудрости”. К. решительно осуждал школы, в которых процесс обучения состоял в зубрежке непонятных детям религиозных текстов, называл их пугалом для мальчиков и застенком для умов и требовал их коренного преобразования.К. выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив, передовой для той эпохи, опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.