Логика и этапы проектирования междисциплинарной стратегии выбора гуманитарных технологий в обучении магистрантов в современном университете
Бурное развитие проектирования в различных сферах выделило его в особый вид профессиональной деятельности, привело к развитию особой проектной культуры, проектной терминологии, проектного языка. Социальное проектирование строится на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования таких социальных качеств и свойств, которые являются значимой социальной потребностью. Педагогическое проектирование выступает как вид социального, т.е. это деятельность по созданию проектов преобразования и развития образовательной среды. Объектами педагогического проектирования, по мнению В.С. Безруковой[38], могут быть педагогические ситуации, педагогические процессы и системы.
Слово "проектирование" происходит от слова "проект", известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому projectus, означавшему "вытягивание", "вытянутое положение". В переводе с латинского "проект" означает "брошенный вперед", то есть замысел в виде прообраза объекта.
Несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки.
Исследователи по-разному определяют педагогическое проектирование:
1. Процесс "выращивания" новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний, технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Байденко).
2. Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (В.С. Безрукова).
3. Ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности. (О.Г. Прикот)
Существует несколько подходов к определению сущности педагогического проектирования: культурологический, науковедческий и профессионально-деятельностный.
Остановимся на культурологическом. Этот подход важен потому, что он выступает как методология данного явления и опирается на весь культурный опыт человечества.
В рамках этого подхода выделяют следующие моменты:
• во-первых, понятие "педагогическое проектирование" отражает специфическую деятельность педагога, имеющую свой собственный смысл и особую роль;
• во-вторых, педагогическое проектирование это особого рода деятельность педагога, инвариантная относительно предметных областей ее развертывания и имеет свои технологии, методы;
• кроме этого, педагогическое проектирование охватывает целостный процесс возникновения и отбора замыслов, их трансформации в форму педагогического проекта;
• и, наконец, педагогический проект является продуктом проектирования и имеет дуальную природу. С одной стороны, проект это информационная база предстоящей деятельности педагога, набор алгоритмов, с другой – это текст, требующий понимания, сопереживания, сотворчества авторов.
Таким образом, мы понимаем, что продуктами педагогического проектирования являются проекты, несущие в себе как рациональные, так и ценностно-смысловые черты.
При разработке педагогических проектов учитываются принципы государственной образовательной политики и научно-педагогические принципы, такие как принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации и другие. В то же время для проектирования важны принципы, на которых основывается именно эта область педагогической деятельности. К ним относятся: единство целей и педагогических идей, системность, непрерывность.
Таким образом, педагогическое проектирование – сложная многогранная деятельность. Эта деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Важно отметить, что целью педагогического проектирования является решение актуальной проблемы, основанное на принципиально новом способе ее разрешения.
Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью субъекта своевременно удовлетворить эти потребности. Обнаружение и осознание этого противоречия служит толчком, основным мотивом проектной деятельности. То есть основополагающий смысл педагогического проектирования заключается в выполнении социального заказа.
Определяя стратегию как следующее ключевое слово данного исследования, обратимся к мнению специалистов из разных отраслей науки. Философ С.Ф. Денисов[39] считает что термин «Стратегия» содержит в себе смыслы непосредственного действия. Стратегия, по его мнению, – это совокупность знаний, направленных на действия человека с целью достижения им каких-либо отдаленных целей. Стратегия как форма знаний включает в себя методы, способы, серию тактических приемов. Если речь идет о проектировании стратегии направленной на человека, то будет правильнее говорить о стратегеме. Стратегема как форма знаний включает в себя методы, способы, серию тактических приемов. Стратегема, в отличие от стратегии, включает в себя, кроме способов и методов спасения так же теории человека. Религия и философия только тогда могут предложить адекватные и эффективные стратегемыразвития, когда опираются на сущность человека, на знание человеческих потребностей, его желаний и устремлений.
Современные словари дают следующее определение стратегии. Стратегия – одна из важнейших стадий процесса принятия экономических решений, заключается в отборе одного из вариантов действий из набора возможных вариантов
В теории потребления стратегия – реальное действие потребителя, основанное на предпочтении одного набора благ (товаров, услуг) другому набору благ, вариантов, альтернатив.
Понятие стратегии в менеджменте – это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильная стратегия позволяет упорядочить и распределить всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации наиболее приемлемым образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов.
Сценарий – паттерны или образцы действий, последовательно следующие одно за другим в ходе взаимодействия участников образовательного процесса.
Количество сценариев, отражающих возможные учебные ситуации, встречающиеся в реальной жизни, огромно. В каждом сценарии средства выполнения действий могут варьироваться по обстоятельствам.
А.Ю. Уваров[40] уточняет, что сценарий – это детальный прототип чего-либо.
С первой попытки, продолжает А.Ю. Уваров, хороший сценарий удается редко. Для получения качественного сценария необходимо подготовить не менее двух-трех редакций, т.е. вариантов сценария. Разработка сценариев – это одна из процедур педагогического дизайна. По мере того, как педагогический процесс все больше усложняется, особенно в результате использования технологий, педагогический дизайн приобретает все большее значение.
В концепции педагогического проектирования Е.С. Заир-Бек[41] стратегия деятельности понимается как целеустремленная деятельность по управлению реализацией проектов и включает в себя систему целей, подкрепленных обобщенной моделью различных направлений деятельности по их достижению. Понятие " стратегия " пришло в язык социального проектирования из военного лексикона и означает принятие долгосрочных мер или подходов для достижения общих целей проектов. Стратегия трактуется также как система координации деятельности для реализации цели. В педагогике наличие стратегии определяется продумыванием педагогических задач на определенный период времени в соответствии с общими целями воспитания, отбором содержания и организации образовательных и воспитательных процессов в соответствии с этими задачами, знанием педагогов каким образом эти задачи можно конкретизировать на различных этапах педагогической деятельности и на решение каких перспектив нужно направить свои усилия»
К вопросам тактики обращаются современные педагоги, рассматривая теорию организации воспитательной деятельности. Стратегия и тактика всегда неразрывно связаны. Тактика проявляется в умении педагога конкретизировать педагогические задачи применительно к сложившимся обстоятельствам и условиям, с учетом особенности состояния развития коллектива и личностных проявлений воспитанников, а также в умении выбрать адекватные задачам и ситуации средства, способы взаимодействия, собственную позицию и роль как участника совместной деятельности.
В определении понятия «педагогическая тактика» можно подчеркнуть следующие важные аспекты этого в проектировании. Тактика выражается в определении действий по реализации стратегии деятельности; в выборе средств и технических приемов, которые использует педагог при разработке планов и организации действий для достижения целей; в рефлексивной деятельности педагога при выборе позиции и стиля поведения в ситуациях которые возникают при реализации проектов.
Одна из особенностей тактики ее индивидуальный и cитуативный характер, или иными словами субъективность и адаптивность относительно участников проектирования и условий социльно-педагогической среды. Как отмечает Е.С. Заир-Бек любое планирование должно быть гибким, строгая регламентация может помешать реагировать на возможные изменения в ситуации, которые часто возникают в педагогическом процессе. В тоже время, чем ближе временная перспектива плана, тем он должен быть более конкретным и точным.
Педагогическая стратегия, по мнению Н.Е. Щурковой[42], заключается в устойчивости последовательной ориентации педагога на цель, в умении педагога интерпретировать происходящие события, действия, поступки, факты и случаи с точки зрения проецируемой цели.
Рассмотрение аспектов проектирования стратегии педагогической деятельности указывает на то, что она является по своей природе управленческой деятельностью. Этот факт указывает на необходимость в современных условиях обратиться к тем отраслям знания, которые предлагают способы эффективного управления организацией. При выборе стратегии необходимо выяснить, о каком уровне стратегии идет речь. Для организаций существуют три уровня стратегии: корпоративная стратегия, деловые стратегии, функциональные стратегии. Приведем описание каждого уровня стратегии, реализуемой в подготовке магистров в университете. Корпоративная (портфельная) стратегия описывает общее направление развития магистерских программ в рамках научного направления. Она показывает, как управлять процессом развития, чтобы сбалансировать портфель образовательных программ и дополнительных услуг в магистратуре. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются деятельности университетских администраторов в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается стратегия университета в подготовке специалистов и магистрантов.
Корпоративная стратегия включает:
- распределение ресурсов между научными и образовательными подразделениями на основе портфельного анализа;
- решения о диверсификации научных направлений и образовательных программ в магистратуре для получения эффекта синергии;
- изменение архитектуры образовательного процесса в магистратуре;
- единую стратегическую ориентацию научных направлений и образовательных программ в магистратуре.
На уровне подразделения университета разрабатывается деловая стратегия для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ подразделения (кафедры). Эта стратегия воплощается в учебных планах, учебных программах, фиксирующих наборы профессиональных компетентностей, и показывает, как кафедра будет конкурировать на конкретном рынке образовательных услуг, как будет их рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции.
Функциональные стратегии разрабатываются конкретными преподавателями и\или командами преподавателей по необходимости с привлечением студентов на основе корпоративной и деловой стратегии. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов внутри кафедры или команды преподавателей, поиск ресурсов эффективной деятельности подразделения университета в рамках общей стратегии. Так, к примеру, функциональная стратегия может реализовываться в проектировании междисциплинарной стратегии выбора гуманитарных технологий в обучении магистрантов, в принятии решения по поводу реализации тех или иных гуманитарных технологий.
Переходя к проектированию стратегии, еще раз уточним, что междисциплинарные подходы обычно используются исследователями для решения проблем, которые нет возможности решить, используя знания и методы одной дисциплины.
«Междисциплинарный» подход используется преподавателями, представителями разных научных областей при так называемом «командном обучении», когда студентам предлагается рассмотреть понятие, проблему, ситуацию с точек зрения различных дисциплин.
В некотором смысле, междисциплинарность – это изучение предмета с разных позиций и посредством разных методов, в процессе которого формируется новое его понимание или находится новый метод его познания.
В некоторых случаях, междисциплинарность рассматривается как альтернатива чрезмерной узконаправленной специализации. Хотя сотрудничество узких специалистов и специалистов в области междисциплинарности считается очень продуктивным, т.к. никто иной, как специалисты в той или иной предметной области могут дать точное детальное представление о том или ином понятии, той или иной проблеме специалистам междисциплинарной области.
Дж. Хамфрейс дает ключевое понятие междисциплинарному обучению. Он говорит, что это интегрированное обучение, охватывающее области знаний нескольких дисциплин. Д. Шумейкер, развивая данное понятие, считает, что это таким образом организованный образовательный процесс, который отражает реальный интерактивный мир. М. Дрессель считает, что в ходе междисциплинарного обучения студенты не только формируют целостное видение приобретенных ими знаний (посредством ознакомления с различными моделями, системами и структурами культур), но и развивают мотивацию к выявлению новых связей для создания новых моделей, систем, структур.
Ш. Еверетт[43] полагает, что междисциплинарное обучение – это комбинация нескольких учебных предметов для выполнения студентами какого-либо учебного проекта и что данное обучение наиболее приближено к реальной жизни, т.к. каждый день, выполняя различные виды деятельности, мы прибегаем к имеющимся у нас знаниям различных областей жизнедеятельности. С этих позиций, междисциплинарное обучение готовит студентов к непрерывному обучению или обучению в течение всей жизни. Те, кто выступает в поддержку междисциплинарного обучения считают, что оно развивает способности человека, которые помогут ему жить в XXI веке и что они более необходимы, чем узко специальные знания.
В целом, все предлагаемые понятия междисциплинарного обучения сводятся к следующему его пониманию как:
- комбинации учебных предметов;
- разработки междисциплинарного проекта;
- использование дополнительных источников информации;
- выявление новых связей между существующими концепциями;
- «тематической» организации процесса обучения;
- построение гибких учебных планов;
- формирование гибких студенческих групп.
Анализ научных исследований по проблемам проектирования и междисциплинарности приводит к пониманию междисциплинарной стратегией выбора как целенаправленной деятельности преподавателей, преподавательских команд, студентов современного университета, направленную на принятие решений использования гуманитарных технологий, позволяющих овладевать профессиональными компетенциями.
Междисциплинарный характер стратегии обусловлен междисциплинарностью сущности профессиональных компетенций, содержания профессиональных задач, методов их решения, командным принципом работы преподавателей различных дисциплин, набором критериев выбора, относящихся к различным областям научного знания.
Итак, в педагогике проектирование стратегии определяется продумыванием педагогических задач на определенный период времени в соответствии с общими целями подготовки студентов, отбором содержания и организации образовательного процесса в соответствии с этими задачами, знанием преподавателя (команд преподавателей) каким образом эти задачи можно конкретизировать на различных этапах педагогической деятельности и на решение каких перспектив нужно направить свои усилия. При этом логика действий преподавателя, команды преподавателей, студентов осуществляющих выбор той или иной гуманитарной технологии представляется следующим образом:
1. Определить цели:
Выявить компетенции, установить приоритеты, конкретизировать задачу относительно смысла научной деятельности | Проанализировать имеющиеся ресурсы и необходимость дополнительной информации, уточнить условия решения задачи | Организовать обсуждение, распределение функций, время выполнения |
2. Определить альтернативу:
Установить точные цели и способы оценивания | Определить методы решения, представления, способы интерпретации | Сконструировать модели решения и представления, провести презентацию |
3. Осуществить выбор:
Сформулировать критерии | Синтезировать решение, провести экспертизу, скорректировать решение, выразить личную позицию | Суммировать позиции при рассмотрении возможных альтернативных вариантов решения |
Для того чтобы субъект (преподаватель, команда преподавателей, студент) мог осуществить свой выбор, необходимы основания, по которым он будет осуществлен и критерии, с помощью которых можно было бы оценить предложенные варианты осуществления данного выбора.
В качестве таких критериев могут выступать:
· общие цели образования (подготовки) и современные требования работодателя;
· особенности магистерской программы;
· особенности сферы профессиональной деятельности;
· цели, задачи, содержание конкретной магистерской программы;
· время, отведенное на освоение образовательной программы;
· особенности обучающихся;
· уровень подготовленности обучающихся;
· материальная оснащенность образовательного процесса, наличие информационного и научно-методического обеспечения, современные технические средства;
· возможности и особенности преподавателя: его профессиональные компетенции, его личные качества.
Исходя из предложенных определений междисциплинарной стратегии выбора, сценария приведенных выше, междисциплинарности и подходов K. Фогати (Fogarty)[44] к интеграции в образовании предлагаются 10 возможных сценариев реализации междисциплинарной стратегии выбора гуманитарных технологий в подготовке магистров.
Первый сценарий условно обозначен как «фрагментирование». Согласно такому сценарию междисциплинарность реализуется в рамках отдельных, формально не связанных между собой дисциплин. Такой сценарий выступает самым простейшим вариантом реализации принципа междисциплинарности при разработке учебных программ, предполагающим в первую очередь четко очерченные содержательные границы отдельной предметной области. Установление междисциплинарных связей отдается здесь на откуп преподавателям отдельных дисциплин. Преимуществом данной технологии является четкое видение отдельных, не связанных между собой дисциплин.
Второй сценарий назван «связывание». Он предполагает осуществление междисциплинарного подхода за счет связывания отдельных тем внутри одной дисциплины. Такая связь осуществляется на уровне концепций, понятий, учебно-профессиональных заданий и т.д.
Третий сценарий – «центрация» ориентирует субъектов образовательного процесса на установление связей внутри одной предметной области. При таком сценарии близкие по содержанию отрасли научного знания реализуют принцип междисциплинарности на основе выделения приоритетных дисциплин в масштабах предмета. Например, интеграция различных дисциплин внутри предметной области «Педагогика».
Четвертым сценарием реализации междисциплинарной стратегии является «построение последовательных цепей». Построение предполагает рассмотрение близких идеи, концепций, теорий имеющих междисциплинарную природу, но относящихся к различным предметным областям. Примером может служить рассмотрение развивающего обучения и в курсе педагогики и изучение теорий развития личности в курсе психологии.
«Построение смежных цепей» – пятый сценарий, по которому возможна реализация междисциплинарной стратегии. Командное планирование и обучение при таком подходе фокусируется на двух смежных предметных областях, на стыке которых и возникают принципиальное новые научные отрасли. В качестве примера можно отметить возникшие относительно недавно «Психологическую педагогику, «Педагогическую психологию, «Философию образования».
Шестой сценарий условно назван «Паутина». Тематическое обучение, тема является основанием для разработки инструкций, рекомендаций для построения процесса обучения в разных предметных областях. Междисциплинарная интеграция осуществляется на уровне общих подходов к освоению дисциплин.
Седьмой сценарий «Нить» ориентирует студентов на приобретение навыков в различных предметных областях и их использование для изучения других дисциплин.
Для восьмого сценария использовано понятие «Интеграция» Приоритеты, ведущие принципы, которые частично совпадают в различных предметных областях, становятся основой для осуществления междисциплинарной интеграции.
«Погружение» – таково название девятого сценария реализации принципа междисциплинарности. Он направлен на формирование восприятия всего процесса обучения посредством перспектив развития лишь его специальной предметной области. Все дисциплины рассматриваются через призму специальных дисциплин. В рамках магистерской программы «Дополнительное образование детей» такими дисциплинами выступают «Теория и практика дополнительного образования детей», «Технологии работы педагога дополнительного образования детей»
Десятый сценарий «Сеть» обеспечивает процесс интеграции самим студентом посредством выбора экспертов и источников информации для выделения междисциплинарных объектов.
Основные понятия:
Социальное проектирование, проектирование, стратегия, сценарий, корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, междисциплинарная стратегия выбора, проектирование междисциплинарной стратегии выбора.
Вопросы
1.В чем заключается проектная обусловленность современной образовательной парадигмы?
2.В чем отличие в философском понимании стратегемы от стратегии?
3.Как соотносятся понятия «стратегия» и «тактика»?
4.В чем особенности педагогической стратегии?
5..Как соотносятся понятия «стратегия» и «сценарий»?
6.Какова логика действий при проектировании стратегии?
7.Чем отличаются уровни стратегии различных подразделений университета?
междисциплинарной стратегии выбора гуманитарных технологий в подготовке магистров?