Пример положения об адаптации нового сотрудника в МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в целях оказания всесторонней (правовой, социальной, психологической, педагогической, методической и др.) помощи при адаптации нового сотрудника.
1.2. Адаптация новых сотрудников в МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида (далее – МКДОУ) предусматривает:
- создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
- оказание новому сотруднику всесторонней (правовой, социальной, психологической, педагогической, методической и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы, привлечении специалистов, разного профиля к оказанию такой помощи;
- привлечение педагога к решению задач развития МКДОУ, реализации программ, проектов и т.п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
- обеспечение разноплановой и более объективной экспертизы его профессиональной деятельности;
- обеспечение условий для формирования и развития профессиональной компетентности в интересах МКДОУ и запросов, интересов, потребностей самого нового сотрудника.
1.3. Адаптация нового сотрудника в МКДОУ включает в себя:
· актуализацию «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций», возникающих в его профессиональной деятельности;
· анонимность разрешения «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности нового сотрудника, непубличном характере решения проблем и публичном характере представления достижений;
· создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха»;
· активное использование механизмов морального и материального поощрения нового сотрудника.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТАЦИИ НОВОГО СОТРУДНИКА
2.1. Периоды адаптации
1 период – «самоактуализация». Новый сотрудник совместно с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями) составляет индивидуальный план своей педагогической деятельности, в котором определяет основной набор дополнительных форм саморазвития, разрабатывает систему стимулов, являющихся основой для осознанного самоопределения.
2 период – «самопознание». Новый сотрудник познает себя, свои возможности в определенных формах и видах деятельности – разнообразные диагностики, консультации, «контрольные срезы», обеспечивающие оценку и самооценку успешной работы:
· собеседования с заведующей, заместителем заведующей по УВР, педагогом – наставником;
· выступления на заседаниях педагогического совета, методического объединения;
· проведение открытой совместно-образовательной деятельности, мероприятий в режимных моментах, позволяющих познать себя в нестандартных ситуациях.
3 период – «самоутверждение». Новый сотрудник должен утвердиться среди своих коллег, воспитанников, родителей и общественности.
Основная задача педагога – наставника, администрации МКДОУ– помочь новому сотруднику сориентироваться в сфере педагогической деятельности, увидеть интерес к определенному направлению учебно – воспитательной, развивающей деятельности и мотивировать молодого педагога на участие в семинарах, фестивалях, «круглых столах», конференциях, проводимых в МКДОУ и на муниципальном уровне.
4 период – «самореализация». На этом этапе новый сотрудник реализует свои знания, способности, профессиональную компетентность через активное участие – в МКДОУ и муниципальных организационно – педагогических - организацию обратной связи «новый сотрудник – руководитель, педагоги – воспитанники – родители» в нестандартных формах общения с различными категориями субъектов образовательного процесса, в которых новый сотрудник проявит свои психолого – педагогические, социально – культурные способности, профессиональный творческий потенциал, что будет способствовать более успешной адаптации и самореализации.
2.2. В МКДОУ могут проводиться следующие мероприятия по методическому сопровождению нового сотрудника:
1. проведение анкетирования, встреч, собеседований, «круглых столов» по выявлению профессиональных, бытовых затруднений, правовых основ взаимодействия молодого специалиста с работодателем;
2. посещение новым сотрудником совместно-образовательной деятельности, мероприятий у опытных коллег с целью знакомства с опытом учебно-воспитательной, социально – педагогической и организационно – управленческой деятельности опытных педагогов;
3. руководства МКДОУ и других муниципальных образовательных учреждений через:
а) семинары, занятия методических объединений, печатную продукцию;
б) самообразование;
в) участие в организационно – педагогических мероприятиях по обмену опытом, разрешению проблем (семинарах, «круглых столах», педагогических чтениях, конференциях) на муниципальном и региональном уровне;
г) информирование нового сотрудника об изменениях в учебно – воспитательном процессе;
д) индивидуальные тематические консультации и практикумы по:
· нормативно-правовому обеспечению учебно-воспитательного процесса (разработке перспективного, календарного плана)
· плану самообразования – профессиональному становлению, саморазвитию и обобщению с собственного педагогического опыта, определению перспектив развития и коррекции образовательных программ.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НОВОГО СОТРУДНИКА
3.1. Новый сотрудник имеет право:
· отказаться от методического сопровождения педагога – наставника;
· вносить на рассмотрение администрации МКДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
· защищать профессиональную честь и достоинство;
· знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
· повышать квалификацию удобным для себя способом.
3.2. Новый сотрудник обязан:
· изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности МКДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности;
· выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
· постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
· учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
· совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
· периодически отчитываться о своей работе перед педагогом – наставником и педагогическим советом.
4. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
4.1. В МКДОУ по индивидуальному методическому сопровождению, адаптации молодых специалистов имеется следующая нормативная правовая документация:
· настоящее Положение об адаптации нового сотрудника;
· план мероприятий по адаптации нового сотрудника;
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Ответственность за организацию и содержание деятельности по адаптации нового сотрудника в МКДОУ возлагается на:
· на заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе;
· при его отсутствии – на заведующую.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12