Работа классного руководителя с родителями.
Одна из важных задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка в семье. Успешное её решение возможно , если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.
Сотрудничество семьи и классного руководителя должно строится на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничествоклассного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает прежде всего всесторонне и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Основными аспектами этого изучения должны быть:
1. Состав семьи, возраст и профессия родителей;
2. Бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;
3. Активность участия родителей и детей;
4. Ценностные ориентации родителей и детей;
5. Выполнение ребёнком режима дня;
6. Досуг родителе и детей;
7. Распределение обязанностей в семье;
8. Традиции, семейные праздники;
9. Увлечения, способности родителей и детей;
10. Взаимоотношения в семье.
Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семью.
Обязанность классного руководителя – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомит родителей с возрастными особенностями и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания.
Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных работ.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиа-моделированию, техническому творчеству.
Взаимопонимание педагогов и родителей возможно, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. При общении с родителями должны чаще звучать фразы типа: «А вы как думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть…», «Хотелось бы услышать ваше мнение».
Во взаимодействие с родителями учащихся классный руководитель использует разнообразные формы работы.
Родительский лекторийзнакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает выработать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория желательно участие родителей. Название «лекторий» условно, оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нём разнообразны, и лучше, если не являются пассивными слушателями. В связи при организации психолого-педагогического просвещения родителей целесообразны:
1) использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъективную позицию родителей (вопросы родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);
2) организация при подготовке и проведении занятий групповой работы родителей, предусматривающей «мозговой штурм» в коллективном поиске способов решения проблемы, разработка рекомендаций по обсужденному вопросу, составление памяток, проектов, предложений;
3) проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;
4) информирование о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;
5) подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу.
Вечер вопросов и ответовпроводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношения с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.
Диспут – размышлениепо проблемам воспитания – одна из самых интерес для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринуждённой обстановке, позволяет включить в обсуждение проблем всех присутствующих. Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Встречу с администрациейцелесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят со своими требованиями родителей, выслушивают их пожелания. Важно составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учётом возникших проблем и сложностей.
Наиболее важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом,который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В классах, где родители активны и заинтересованы во взаимодействии, функцию родительского комитета поочерёдно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Члены комитета могут распределить между собой обязанности, роли, функции по организации работы как с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет класса стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. Такие же функции выполняет родительский комитет школы, который формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школьного коллектива.
Вопрос о посещении детей на домуявляется спорным, поскольку в нём есть как положительные, так и отрицательныемоменты. С одной стороны, педагог, посетив семью ученика, может узнать, в каких условиях живёт ребёнок, и при необходимости попытаться повлиять на них, но с другой стороны, такая мера представляет собой вторжение в личную жизнь семьи. Кроме того, не исключено, что учителю будет сложно установить контакт с этой семьёй.
Правила педагогического консультирования родителей при посещении семьи таковы:
1)не приходить в семью без предупреждения, чтобы не поставить её в неловкое положение или самому не оказаться в таком положении; по возможности планировать визит не более чем на 5-10 минут (опытному педагогу этого времени достаточно для того, чтобы разобраться в обстановке, а для родителей такой визит не будет обременительным);
2)не вести беседу, стоя у входа, в верхней одежде;
3)избегать агрессивного тона, даже если такая форма общения навязывается родителями;
4)вести беседу в присутствии ребёнка.
Родительские конференции(общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
День открытых дверей -одна из самых эффективных форм работы, но и требует большой подготовки. Родители приходят в школу на уроки. Учитель должен продумать, что он хочет показать: это какие – то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроке. Тщательно нужно продумать нужно не только уроки, но и переменки.
В такие дни родители видят своего ребёнка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, поведение в столовой.
Работу с родителями можно проводить не только в учебное время, но и во время каникул. Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.
Индивидуальные консультации– одна из важных форм взаимодействия классного руководителя с семьёй. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребёнке, необходимо проводить индивидуальные консультации – собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказ ему всё то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребёнком.
Переписка с родителями –письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и положения в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.