Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА
(составлена О.А. Лепневой и Е.А. Тимошко)
Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся выпускных классов результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в лицее.
Ход проведения. Выпускникам предлагается заполнить бланк анкеты:
«Уважаемый выпускник!
Вы завершаете свое обучение в Псковском техническом лицее. Администрация лицея просит Вас ответить на вопросы данной анкеты с целью экспертизы и дальнейшего развития системы лицейского образования.
1. В чем Вы видите смысл лицейского образования (выберите не более двух вариантов)?
— Познание, понимание окружающей жизни;
— развитие своих интересов, способностей;
— познание основ наук (изучение предметов базового цикла);
— подготовка к получению профессии;
— самопознание и самосовершенствование;
— подготовка к поступлению в вуз;
— получение аттестата с отличными оценками;
— сам процесс обучения престижен.
2. От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в лицее (проранжируйте по степени снижения значимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?
—От своих учебных результатов;
— от своих успехов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях;
— от учебного процесса в целом;
— от атмосферы в группе;
— от взаимоотношений со сверстниками;
— от взаимоотношений с педагогами;
— от общелицейских и групповых дел;
— от возможности проявить себя, свои способности и умения;
— от уровня требований;
— от престижа учебного заведения;
— от чего еще (допишите) ________________
3. Что в жизнедеятельности лицея вызывает Вашу неудовлетворенность?
— В организации лицейской жизни ___________
— в учебном процессе __________________
— в организации общелицейских дел __________
— в общении с педагогами ________________
— в общении с одноклассниками _____________
4. В какой социальной роли Вы чаще всего выступаете в лицейской жизни (выберите один ответ)?
— Лидер и организатор;
— активный участник происходящего;
— достойный исполнитель;
— делаю немного, но сопереживаю происходящему;
— увлеченный зритель;
— отстраненный наблюдатель.
5. Какое событие в Вашей лицейской жизни Вам запомнилось больше всего?
6. Что Вы считаете своим главным достижением за все годы лицейской жизни?
7. Какая Ваша проблема, связанная с лицеем, так и осталась нерешенной (количество выборов произвольное)?
— Результаты по отдельным учебным предметам;
— успеваемость в целом;
— проблемы взаимоотношений с одноклассниками;
— проблемы взаимоотношений с педагогами;
— не смог проявить себя в групповых и лицейских делах;
— отсутствует ощущение безопасности и защищенности;
— ухудшение состояния здоровья;
— неумение распределить свое время;
— сложно совмещать учебу и дополнительные занятия (спорт, музыка и т.п.);
— нет друга;
— страх перед экзаменами;
— что еще (допишите) _______________
8. Что для Вас наиболее значимо в жизни (проранжируйте в порядке снижения значимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?
— Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
— здоровье (физическое и психическое);
— интересная работа;
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
— наличие хороших и верных друзей;
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
— счастливая семейная жизнь;
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
— творчество (возможность творческой деятельности);
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
9. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одноклассниками?
— В основном теплые, близкие;
— нейтральные;
— чаще холодные, проблемные.
10. Как Вы считаете, на какие черты Вашего характера повлияла лицейская жизнь?
Каким образом? _____________________
Спасибо за ответы!»
Обработка полученных данных. Количественный и качественный анализ ответов учащихся на вопросы 1—3 позволяет выяснить мнение выпускников о тех сторонах жизни в лицее, которые способствовали формированию у лицеистов чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении. Ответы на восьмой вопрос содержат сведения о преобладающих ценностных ориентациях лицеистов. При анализе ответов учащихся на другие вопросы накапливается информация о характере отношений в лицейской среде, о положительных и отрицательных аспектах учебно-воспитательного процесса в лицее.