Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении

АНКЕТА ВЫПУСКНИКА

(составлена О.А. Лепневой и Е.А. Тимошко)

Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся выпускных классов результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в лицее.

Ход проведения. Выпускникам предлагается заполнить бланк анкеты:

«Уважаемый выпускник!

Вы завершаете свое обучение в Псковском техническом лицее. Администрация лицея просит Вас ответить на вопро­сы данной анкеты с целью экспертизы и дальнейшего раз­вития системы лицейского образования.

1. В чем Вы видите смысл лицейского образования (вы­берите не более двух вариантов)?

— Познание, понимание окружающей жизни;

— развитие своих интересов, способностей;

— познание основ наук (изучение предметов базового цикла);

— подготовка к получению профессии;

— самопознание и самосовершенствование;

— подготовка к поступлению в вуз;

— получение аттестата с отличными оценками;

— сам процесс обучения престижен.

2. От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в лицее (проранжируйте по степени снижения зна­чимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?

—От своих учебных результатов;

— от своих успехов в олимпиадах, конкурсах, спортив­ных соревнованиях;

— от учебного процесса в целом;

— от атмосферы в группе;

— от взаимоотношений со сверстниками;

— от взаимоотношений с педагогами;

— от общелицейских и групповых дел;

— от возможности проявить себя, свои способности и умения;

— от уровня требований;

— от престижа учебного заведения;

— от чего еще (допишите) ________________

3. Что в жизнедеятельности лицея вызывает Вашу не­удовлетворенность?

— В организации лицейской жизни ___________

— в учебном процессе __________________

— в организации общелицейских дел __________

— в общении с педагогами ________________

— в общении с одноклассниками _____________

4. В какой социальной роли Вы чаще всего выступаете в лицейской жизни (выберите один ответ)?

— Лидер и организатор;

— активный участник происходящего;

— достойный исполнитель;

— делаю немного, но сопереживаю происходящему;

— увлеченный зритель;

— отстраненный наблюдатель.

5. Какое событие в Вашей лицейской жизни Вам запом­нилось больше всего?

6. Что Вы считаете своим главным достижением за все годы лицейской жизни?

7. Какая Ваша проблема, связанная с лицеем, так и оста­лась нерешенной (количество выборов произвольное)?

— Результаты по отдельным учебным предметам;

— успеваемость в целом;

— проблемы взаимоотношений с одноклассниками;

— проблемы взаимоотношений с педагогами;

— не смог проявить себя в групповых и лицейских делах;

— отсутствует ощущение безопасности и защищенности;

— ухудшение состояния здоровья;

— неумение распределить свое время;

— сложно совмещать учебу и дополнительные занятия (спорт, музыка и т.п.);

— нет друга;

— страх перед экзаменами;

— что еще (допишите) _______________

8. Что для Вас наиболее значимо в жизни (проранжируйте в порядке снижения значимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?

— Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрас­ного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с люби­мым человеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие мате­риальных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образова­ния, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное исполь­зование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное время­препровождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в сужде­ниях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельнос­ти);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одно­классниками?

— В основном теплые, близкие;

— нейтральные;

— чаще холодные, проблемные.

10. Как Вы считаете, на какие черты Вашего характера повлияла лицейская жизнь?

Каким образом? _____________________

Спасибо за ответы!»

Обработка полученных данных. Количественный и ка­чественный анализ ответов учащихся на вопросы 1—3 позволяет выяснить мнение выпускников о тех сторонах жизни в лицее, которые способствовали формированию у лицеистов чувства удовлетворенности жизнедеятель­ностью в учебном заведении. Ответы на восьмой вопрос содержат сведения о преобладающих ценностных ориентациях лицеистов. При анализе ответов учащихся на дру­гие вопросы накапливается информация о характере от­ношений в лицейской среде, о положительных и отри­цательных аспектах учебно-воспитательного процесса в лицее.

Наши рекомендации